Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Мученичество – высшая награда

Братья и сёстры! Сегодня Церковь совершает память Сорока Севастийских мучеников, это, наверное, один из известных Церкви ярких эпизодов мученичества за Христа.  Здесь мы видим воинов-христиан римского легиона, принявших мученическую смерть за веру на Севастийском озере. Эти солдаты являются не только   воинами Христовыми, но и богословами. А кто истинный богослов? Тот, кто чисто молится, кто по-настоящему любит Бога. Когда мы просто подумаем о своих родителях, детях, о своих близких, тепло заполняет наше сердце. Мы же не заставляем себя через силу при встрече обнять их, прижать к своему сердцу, никакого барьера для проявления нашей любви нет. Все наше естество устремлено к тому, чтобы соединиться с теми, кто нам дорог, кого мы любим всем сердцем. Так же мы должны любить и Христа.

Наша Церковь зиждется на крови мучеников, на их святых мощах. В алтарях всех православных храмов, в антиминсах, лежащих на престолах, вшиты частицы мощей святых, многие из которых мученики. Первые христианские храмы вообще были воздвигнуты на их мощах. Слыша о мученических подвигах, о мученических кончинах, каждый из нас задаёт себе вопрос: «Как бы я воспринял такой жребий?».  Говорят, что на крест не напрашиваются, но с креста не сходят. Глупо, конечно, просить у Бога мученического венца, потому что это высшая награда для христианина, и Господь даёт её, кому хочет. А доступны ли нам иные подвиги? Конечно, доступны.

Разве человек, который живёт, любя Бога и преодолевая соблазны этого мира, борясь со своими страстями, худыми наклонностями, преодолевая свои грехи, разве он не мученик? И Господь принимает это мучение. На Руси говорят: «На миру и смерть красна!». Наверное, проще совершить яркий подвиг, понимая, что это последняя дистанция, которая отделяет тебя от Бога, чем каждый день преодолевать свои немощи и страсти.  

Кажется – и я так бы смог!  Но мы не знаем, какова эта смерть изнутри и что перенёс человек, который так умер. Нам неизвестны его усилия, мы думаем, что мучениками движет только стойкость и сила, которые придаёт им Христос. Это, безусловно, так. Помните святых отроков в вавилонской печи? Мы не найдем в их житие слов о физических страданиях. Сказано: «Явился ангел и сотворил внутри печи хлад». И мученики Севастийские – это не просто люди, которые вмерзли в лёд Севастийского озера. Их же пытались побить камнями, заморозить, но в результате ничего не получилось. Пришлось их сжечь и уж потом останки похоронить в озере, чтобы братья-христиане не смогли обрести их мощи и поклоняться им.

Мы не знаем, как умрём, и каждую Литургию мы просим Бога даровать нам христианскую кончину, «безболезненную, непостыдную и мирную». Потому что мы не знаем, как поведём себя в иной ситуации, окажемся ли на высоте духовной жизни.

Для того, чтобы преодолеть свой грех, для того, чтобы перенести мучения, нужна не столько стойкость, а нужна всепоглощающая любовь Божия. Любовь – самая мощная анестезия от страданий, от боли, от страха. Человек, охваченный Христовой любовью, не думает о страдании, как о безысходности. Любовь Бога не бывает несчастной, это люди могут любить безответно. Бог любит нас так, как невозможно даже себе помыслить, и готов укрепить нас в любом подвиге. Только бы у нас было свободное пространство в сердце, чтобы принять эту любовь. Если бы мы не были захламлены своими страхами, суетой, своими грехами и страстями. Если бы наша душа не напоминала чулан, в котором негде ступить, боясь, как бы на голову не упала куча мусора и не погребла бы заживо.  Если бы наше сердце было свободно для любви Божией, Господь бы вдохнул в нас Свою любовь, и эта любовь дала бы нам силы все преодолеть. Соединяясь с Богом, человек приобретает Его качества, одно из которых – блаженство, благость.

Мы часто просим в своих молитвах у Бога терпения, сил, смирения, а надо просить любовь. Надо просить Господа, чтобы Он так разжег наше сердце любовью, чтобы в его огне сгорели все наши слабости и немощи. Если ты со мной, Господи, кто против меня?  Даже если ты дашь мне тяжёлый жребий, то с Твоей помощью я его преодолею. Как преодолели свои страдания за веру Севастийские мученики. Аминь!

священник Аркадий Махсумов
Поделиться в: