Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Легко ли говорить с детьми о вере?

Мы продолжаем беседу с заместителем директора по духовно-нравственному воспитанию Автономной некоммерческой организации «Православная общеобразовательная школа-пансион “Плесково”» протоиереем Илией Зубрием на тему, интересующую многих верующих родителей.


— Отец Илия, когда говорят о духовном воспитании детей, часто забывают о самих педагогах. А ведь они тоже живые люди. У них что-то случается дома, на работе, может заболеть голова или просто наступить усталость. Как говорить с детьми о вере в таком случае, ведь разговор на серьезные темы требует горения сердца?

— Есть одна замечательная молитва: Помяни, Господи, Давида и всю кротость его (Пс. 131, 1). Советую прочесть эту молитву, оградить себя крестным знамением и идти с Богом. Есть даже слова такие в Евангелии: Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано, будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый (Мк. 13, 11). То есть в такие периоды немощи нужно довериться Господу.

Это совсем не означает, что ненужно готовиться к уроку и методически грамотно его выстраивать. Но сила Божия совершается в немощи человеческой. Нужно понимать, что двадцать твоих учеников не перестанут обзываться и сквернословить за одну только первую четверть. С Божией помощью постараться суметь посеять только одно «зерно», объяснив им, что такое поведение — не норма.

Ты чувствуешь немощь свою, но доверяешь Господу, при этом ты готовился к уроку. И в этом случае Господь творит чудеса: происходят какие-то личные открытия на уроке, педагогические прорывы.

— Очень важно, кто преподает урок, верующий ли сам педагог. Хотя порой мы видим случаи, когда нецерковный человек приходит к вере благодаря своим же урокам…

— Да, ведь Дух дышит, где хочет (Ин. 3, 8). Даже, если человек еще только взялся преподавать «Основы православной культуры», он уже, видимо, благосклонен к этому предмету и интересуется им, а значит, в нем есть огонек веры. Мне кажется, что такой человек не будет преподавать только из-за денег, каких-то дополнительных часов. Не нужно всех в этом подозревать.

— С подростками о вере тяжелее говорить?

IMG_0299.jpg— Да, они не терпят общение в режиме «радио», то есть когда они выступают только в роли слушателей. Нужно учиться слушать и их. Не всегда это удается. Потом, подростковый возраст — это период бунтарства, время гормональной перестройки всего организма, дети находятся в состоянии стресса. И важно их не оттолкнуть в этот момент, а выработать в себе такой психологический принцип безоговорочной любви, любя их такими, какие они есть. Даже если подросток и отойдет от тебя, он будет понимать, что ему есть куда вернуться, что мосты не сожжены. Нужно не бояться острых тем, доверяться Господу, который осенит и даст тебе ту мысль, которую услышит юный собеседник. Быть открытым и не бояться этого возраста важно и для самого педагога.

Говорить детям надо без откровенных поучений. Нам, православным, бывает очень не просто, особенно в своей среде, удержаться от назиданий. А это трудно воспринимается и взрослыми, потому что мы все поражены духовными болячками, одна из которых именуется гордыней. Насколько же бесполезным оказывается такой метод в общении и с юношами, во время взросления, когда безоговорочные авторитеты перестали быть ими. Их просто необходимо в этот период с любовью потерпеть.

У православных неоднозначное отношение к психологии, и не без оснований. Но бывает, что необходимо поговорить с толковым психологом о том, как себя вести с подростком. Потому что мы, взрослые, подчас говорим, казалось бы, правильные вещи, но облекаем их в недопустимую форму — с навязчивостью, с недопустимой интонацией. А ведь можно ту же фразу построить по-другому, и будет совсем иной эффект. Могу посоветовать две книги замечательного психолога Юлии Гиппенрейтер: «Общаться с ребенком. Как?» и «Общаться с ребенком. Так?». Эти книги написаны доступным языком, их нужно обязательно прочесть и родителям, и педагогам.

— Кто был инициатором создания детско-юношеского клуба «Подсолнух», который действует много лет на вашем приходе при храме во имя апостола Иоанна Богослова?

— Во всех хороших и плохих вещах, которые происходят на приходе, виноват всегда батюшка. Поначалу это была обычная воскресная школа. Потом поняли, что просто сидеть за партой ребятам скучно. Скоро добавили дополнительные направления, главное их которых — это выездной труд и спорт. Конечно, занимаясь школой и клубом одновременно, многое не дорабатываю, но верю, что Господь укрепит в этих послушаниях.

— Вы думаете, что именно благодаря делам задерживаются подростки в этом клубе до 17 лет и старше?

— Да, как правило, это так. До одиннадцатого класса детей удается в клубе удержать. А старших ребят-студентов мы включили в отдельный список и привлекаем их к организации мероприятий.

Многое, конечно, зависит от семьи. Если семья живет церковной жизнью, то и дети, как правило, остаются в храме.

— А бывает ли так, что ребенок, воспитанный в православной семье, из-за каких-то ошибок родителей уходит из воскресной школы и храма?

— Бывает. По большому счету, все проблемы возникают из-за недостатка любви во взаимоотношениях супругов, родителей и детей. Конечно же, немаловажная причина — это отсутствие элементарного такта в духовном воспитании. Мы говорим порой правильные вещи, никто с этим не спорит. Но делаем это бездушно, говоря какие-то сухие «затертые» фразы, которые не касаются сердца ребенка.

— И что делать?

— Молиться, понимая свою немощь. Когда ты молишься хотя бы кратко: «Господи, помоги! Ты видишь, какой я немощный», в смирении приходит вразумление. Не потому, что ты такой святой, а потому, что ты признал перед Богом свою немощь. Тогда в тебе просто начинает действовать сила Божья. Это не твоя заслуга. Просто ты подошел к проблеме правильно.

— А в Вашей семье есть какие-то интересные православные традиции, которые помогают в воспитании детей?

— На Пасху яйца красим, на Вербное ходим за вербой, на Рождество колядуем. Очень важно, чтобы семья хотя бы раз в день собиралась за столом, к примеру, вечером за ужином. Эта традиция помогает в воспитании больше, чем какой-то разовый красочный эпизод. Также к семейным традициям можно отнести совместную молитву.

— Как Вы молитесь с детьми?

— Мы после ужина, не убирая стол и кухню, сразу все идем на молитву. Если была вечерняя служба в храме — поем краткое Серафимово правило. Читаем Евангелие.

— А затем дети постарше и Вы с супругой читаете дополнительно молитвы?

— Здесь каждому дается полная свобода, ведь каждый выстраивает свои отношения с Богом. Очень сложно указывать что-либо в этом отношении девятнадцатилетнему юноше, например. Он прекрасно знает, что есть суточный круг, есть утреннее и вечернее правило, последование ко Причащению, есть акафисты. А дальше все решается на личном уровне. Конечно, когда ты видишь, что ребенок нерадив, опаздывает на учебу и выбегает из дома, не помолившись, родитель вправе сказать, что это ненормально, проведя доброжелательную беседу. Если нет места главному — Господу, ради чего тогда все остальное?

Детям с определенного возраста нужно давать личную свободу, но при этом и наблюдать за этой свободой, чтобы она не принесла вред ребенку. Например, есть общая соборная молитва, а есть келейная. Это очень тонкая материя и требует индивидуального подхода. Главное, чтобы ребенок ощущал в своей жизни живое присутствие Бога, потребность в молитве, пусть и краткой.

— А в православной гимназии «Плесково» тоже есть свои традиции?

— Конечно. Например, есть традиция принятия в «плесковцы», когда новые ученики после богослужения в храме на сцене актового зала зачитывают торжественное обещание. Дети спускаются со сцены, и батюшка благословляет их у иконы преподобного Сергия Радонежского, говорит напутственные слова. Затем выпускники нашей школы одевают новичкам образочки преподобного Сергия. Это происходит ежегодно 8 октября, в день памяти преподобного Сергия Радонежского — покровителя школы. Мы ничего не меняем в этой традиции, даже аналой стоит на одном и том же месте. Приезжают выпускники, закончившие школу десять-пятнадцать лет назад, и замечают, что в этой церемонии ничего не поменялось. Ведь традиция — это основа.

Мне лично очень нравится традиция сапожка. На Руси я не встречал ее, это традиция западных христиан, которая перекликается с жизнью святителя Николая, когда он тайно творил дела милосердия. Как мы помним, святитель спас от позора трех девиц, подбросив им три узелка с золотом.

В канун праздника святителя Николая Чудотворца мы и в школе, и в своей семье прячем друг другу в сапожки или другую обувь подарки. Дети могут сделать что-то своими руками или купить подарки на свои сбережения. Перед праздничным богослужением достаем подарки, и все счастливы от взаимного внимания.

В школе у детей двойное праздничное настроение. Дети не спят до полуночи, волнуются. Дети и воспитатели, живущие в пансионе, выставляют обувь из своих комнат в коридор. Я тоже выставляю из своего кабинета валенки. После отбоя дети ходят и подкладывают подарки в обувь воспитателям, преподавателям и своим друзьям-одноклассникам. Задача воспитателя — организовать этот процесс и проследить, чтобы не было большого разрыва между «богатыми» и «бедными». Ведь симпатии у детей разные, кто-то для них более авторитетен и симпатичен, кто-то менее. Педагог может что-то подложить дополнительно в сапожок, чтобы сравнять ситуацию.

Очень важно знать истоки традиций, откуда они и в чем смысл. В этом случае нужно знать житие святителя Николая о его милосердии к нуждающимся. Важно, чтобы не преобладали мысли о подарках и личные переживания не затмевали личность святого. В этот день нужно быть на богослужении, чтобы прославить великого святителя. Ведь эта традиция в его честь. Важно не потерять основный смысл не только в следовании традициям, но и в самой жизни. Господи, помоги нам в этом.

Беседовала Марина Шмелева

Фото из архива протоиерея Илии Зубрия

Оставить комментарий
Поделиться в: