По благословению Епископа Покровского и Новоузенского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Не ждите чудес — совершайте их!

В светлый, искрящийся праздник Рождества все вокруг наполнено радостным предвкушением долгожданных, чудесных событий… Парадоксально, но чудо — не поддающееся описанию явление — имеет определение, а стараниями некоторых умов — даже объяснение. Это вовсе не ирония, а попытка разобраться, что же такое чудо, почему и для кого оно происходит и стоит ли его ждать. Ответы на эти и другие вопросы дает протоиерей Александр Милованов.

 — Отец Александр, что же такое чудо?

— Чудо — это феномен религиозной жизни. Но его можно рассматривать с двух точек зрения: религиозной и атеистической. Христианское богословие учит, что чудо — поразительное явление или событие, имеющее истинную причину не в естественных силах и законах природы, а в сверхъестественном действии, совершенном Богом для достижения неких целей. Другими словами, Господь, создавший законы существования мира, Сам ими не ограничивается и действует как через них, так и непосредственно.

— Какими могут быть чудеса?

— Один из собеседников философа Готфрида Лейбница сказал, что чудо — это то, что мы редко наблюдаем. Меткое замечание. Дополнить его можно только рассказом о том, как представители коренных народов Крайнего Севера отправились в Санкт-Петербург с просьбой принять их в подданство. Больше всего на приеме гостей удивил хлеб. Они спрашивали, что это такое, из чего и как сделано. Выслушав подробный рассказ о выращивании и производстве хлеба, северные жители ответили, что это просто чудо. Естественно, для них это чудо, ведь на Севере земледелие в принципе невозможно. Так что чудо может быть и таким.

Но самым главным чудом, на котором строится христианское вероисповедание, вся наша церковная жизнь, является Воскресение Христа. Это чудо не подвластно законам природы, следовательно, этими законами необъяснимо. Оно совершилось силой Божества, и мы можем принять его только через нашу веру.

— Для чего в нашей жизни происходят чудеса?

— Святитель Игнатий (Брянчанинов), рассуждая о чудесах Христовых, говорит, что смысл чуда — не в том, что оно просто свершилось, а в том, что подтолкнуло к Богу неверующих. Чудеса, происходившие в первые века христианства, были нужны именно неверующим. Но важно вот что. Чудо не может быть неопровержимым на все сто процентов. Господь оставляет нам свободу выбора. Мы вправе решить, что случившееся является или чем-то совершенно необъяснимым, чудесным, или же чем-то, что ученые пока не могут объяснить. Мы вправе выбирать, принимать чудо и таким образом познавать и исполнять волю Творца, или не принимать, отказываясь покоряться Его законам. Господь не нарушает нашу свободу и так проявляет Свою милость и любовь к нам. В данном случае, чудо — повод добровольно обратиться к Богу, сделать шаг навстречу Ему.

Что касается верующего человека, то он смотрит на мир очами духовными. Для него чудо — подтверждение того, что помимо земной жизни, где действуют законы природы, есть иная, метафизическая, сверхъестественная реальность. Для него чудо — ответ Бога на молитву. Святые отцы высказывали мысль, я бы назвал ее аксиомой, в соответствии с которой чудеса всегда имеют следующие цели: ободрить, исцелить и вразумить. Ясность цели — приближение человека к спасению — остается критерием Божественности явлений. Истинное чудо никогда не бывает случайным и всегда направлено на то, чтобы раскрыть человеку внутреннюю сторону жизни, помочь подняться на новый духовный уровень.

— Каким же должно быть наше отношение к чудесам?

— Православный христианин должен занимать нейтральную позицию по отношению ко всем необычным, сверхъестественным явлениям. В свою очередь священники должны всех людей призывать к осторожности и трезвенности. Мы должны строить свою веру, не опираясь на чудеса, ведь они могут происходить как от Господа, так и от лукавого. И различить их человеку очень сложно. В нашем падшем мире нет ни одного чуда, которое невозможно было бы подделать. Тому подтверждение — лжепророки, предсказатели, которых выдают за посланников Божиих. Апостол Иоанн Богослов писал: Возлюбленные, не всякому духу верьте (1 Ин. 4, 1). Напомню, что истинное чудо должно привести человека к Богу, а чего пытаются добиться «проводники Божественной истины»? Они хотят поработить людей, заставить слушать и слушаться их духовного лидера, отвратить от исполнения евангельских заповедей.

Церковь — это не фабрика чудес. Мы спасаемся не чудесами, а своей жизнью в Церкви. Вот некоторые ищут чудотворных, мироточивых икон и мощей, но главным-то должно быть обновление, мироточение человеческих душ. Конечно, Господь может окружить нас чудесами, которые будут духовно взбадривать, вдохновлять, но только от нас зависит, сделаем ли мы шаг навстречу Ему или нет. Мне кажется, что быть с Богом, не реагируя на чудеса, значит находиться на высоком уровне духовной жизни. Именно на таком уровне и должны быть отношения Бога и человека.

— Как Вы думаете, почему людям, чтобы в чем-то удостовериться, нужно именно чудо?

— Жажда чуда свидетельствует о нехватке веры, слабости и немощи. Если человек для развития духовной жизни требует чуда, значит, у него есть проблемы в отношениях с Богом, в определении своего места в этом мире. В молитвах Господа нужно просить о стяжании такой веры, в свете которой все мнимые противоречия исчезают, все доказательства становятся ненужными.

Когда человек постоянно ищет чудес, привыкает к ним и неверно их интерпретирует, он может духовно погаснуть. Нет ответа, нет чуда — ощущение богооставленности. В общем, жаждать, искать чудес опасно. Возьмем, к примеру, паломнические поездки. Я знаю людей, которым трудно молиться за Литургией, но вот на Пасху они с удовольствием едут к Гробу Господню, святым источникам, чудотворным мощам и благодатным старцам. При этом не собираясь менять свои отношения с Богом, продолжая жить по-прежнему. В подобной ситуации чудо не разворачивает людей к Богу, а наоборот.

— Вы сказали, что чудо нужно в первую очередь неверующим. Здесь есть некое противоречие. С одной стороны, чудо — феномен религиозной жизни, а с другой — все люди, верующие и неверующие, ждут чудес и не сомневаются в их существовании. Почему?

— Любой человек хочет веровать. В мире не существует неверующих людей или народов. Есть единичные исключения, но это тоже чудо. Наличие душевнобольных не говорит о том, что все человечество безумно. То же самое касается и тех, кто называет себя безбожниками. Человек, не имеющий осознанной, выстраданной веры, верит во все что угодно. Разве не проявлением религиозности, поиска духовного мира является распространение в России миллионов фигурок очередного символа наступающего года? Люди надеются, что эти звери или гады как-то помогут им добиться успеха и счастья.

— Как Вы думаете, какие чудеса происходят в настоящее время?

HLF_156674601.jpg— Думаю, что в наше время и для нашего народа чудом является обращение к вере. Религиоведы говорят, что религиозные традиции всегда передавались из поколения в поколение, от старшего к младшему. Современность этот стереотип разрушила: сейчас к Богу чаще приходят сначала дети, потом родители, а потом уже и бабушки с дедушками. Разве это не чудо? Подобный порядок обретения веры противоречит логике, законам педагогики и социологии.

Если говорить о чудесах в жизни людей, то, уверен, каждый может вспомнить какие-то необъяснимые, не поддающиеся рациональной оценке события. Чудеса случаются постоянно. Чудо — это наша жизнь и окружающий мир, обретение Бога, Его терпение, Его ответы на наши просьбы. Нам остается только верно воспринимать и оценивать происходящее. Допустим, человек не смог добиться какой-то цели и огорчился, но потом обнаружил, что его неудача была проявлением благого Божьего Промысла. Господь через скорби, печали уберег его от неправильного пути, на котором тот мог бы погибнуть не только духовно, но даже физически.

— Отец Александр, Вы говорили, что жаждать и тем более требовать чудес опасно. Но как быть — мы же молимся о чудесах? Например, об исцелении неизлечимых больных.

— Господь сказал: Просите, и дано будет вам (Мф. 7, 7). Конечно, мы должны искать помощи Божией, но еще и помнить о духовном законе, который учит нас во всем опираться на волю Господа, знающего, что нам действительно необходимо для спасения.

Молитва Самого Христа в Гефсиманском саду была такой: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26, 39). Мы видим, что о чуде нужно просить. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, наставляя священников, говорил, чтобы они молились, требовали и веровали в возможность исполнения просимого. Потому что так заповедовал нам Господь: По вере вашей да будет вам (Мф. 9, 29) и Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7, 11).

Можем ли мы сами если не творить чудеса, то хотя бы быть причастны к их совершению?

— Конечно! Важное условие совершения чуда — вера, надежда и любовь человека, которые он взращивает в себе. Мы можем сделать доброе дело для ближнего: ободрить малодушного, дать совет тому, кто находится в трудной ситуации, помочь нуждающемуся и так далее. Наверняка все эти люди молятся о ниспослании им помощи, и таким образом Господь, действуя в мире через людей, дает нам возможность стать сопричастниками чуда.

Рождество обычно называют временем чудес. Согласны ли Вы с этим мнением?

— Этот мирской постулат оказал огромное влияние на христианскую культуру. И в европейской, и в русской литературе есть такой жанр как святочный рассказ. Обычно по сюжету на Рождество нарушается привычный ход вещей, что в результате приводит к изменению жизни и внутреннего устроения человека. Поэтому люди и ждут добрых чудес. Но ждать не нужно, нужно самому их совершать. А добро, как известно, возвращается.

Беседовала Дарья Хохлова

 

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: