Предчувствие весны
Сложно найти картины более скромные по сюжетам, чем весна на картинах Алексея Саврасова. Но от них веет таким очарованием, такой любовью к Родине, что оторваться невозможно. Большинство учеников и современников А. К. Саврасова, вспоминая этого удивительного художника, пишут о его бесконечной доброте и умении любить. Любить своих учеников, творчество, природу, труд, неброскую красоту родной земли. Умении видеть в простом и обычном высокое и значительное.
Купеческий сын
Алексей Кондратьевич Саврасов родился 12 мая 1830 года в семье небогатого московского торговца, жившего в Гончарной слободе. Уже к двенадцати годам Алексей самоучкой научился неплохо владеть кистью и писал гуашью и акварелью пейзажи с изображениями модных романтических мотивов, вроде извержения Везувия, которые охотно раскупали торговцы с Никольской улицы.
Но путь в большое искусство оказался нелегким. Поступив в 1844 году в Московское училище живописи и ваяния, он из-за болезни матери и протестов отца, желавшего видеть в сыне помощника в купеческом деле и даже выгонявшего его из квартиры за страсть к живописи на чердак, был вынужден прекратить учебу. И только в 1848 году, благодаря помощи его преподавателя Карла Рабуса, он смог продолжить образование. Алексей изучал историю искусства и в то же время много работал на натуре. Его наставник всегда подчеркивал, что самый великий учитель — сама природа.
Уже в 1850 году Совет Московского художественного общества счел его мастерство достаточно зрелым для завершения обучения и получения звания художника. Даже в первых работах в полную меру ощутима присущая душе этого физически сильного, но стеснительного купеческого сына чуткость к красоте, способность возвышенно и в то же время бесхитростно правдиво чувствовать и воплощать на холсте образы природы. Выходец из народа, художник и природу воспринимал неотрывно от жизни простых людей. Его работы «населяют» фигуры крестьян и рыбаков, пасечников с их повседневными заботами и тревогами.
Баловень судьбы
В 1854 году, когда Саврасову было всего 24 года, на выставке работ воспитанников училища президент Академии художеств великая княгиня Мария Николаевна заметила мастерство Саврасова. Она пригласила его на свою дачу под Петербургом для написания видов с натуры. Итогом поездки стали два полотна, многочисленные рисунки и звание академика. Хотя петербургские пейзажи и принесли Саврасову славу, его излюбленной темой оставались окрестности Москвы: церквушки, деревеньки, бескрайние поля.
В 1857 году в жизни Саврасова произошли важные изменения. Он женился на Софье Карловне Герц. Дочь богатого купца с юности стремилась к независимости от родителей. Софи была на несколько лет старше жениха, ее волевой характер резко контрастировал с мягкостью и покладистостью Саврасова, которого К. Коровин называл «человеком особенной кротости».
Тогда же Саврасову предложили сменить его умершего учителя Рабуса на должности руководителя пейзажного класса училища, которое он недавно закончил. И молодожены поселились в казенной квартире при училище. Вскоре Саврасов стал одной из центральных фигур художественной жизни Москвы.
Необычный учитель
Среди его учеников были Исаак Левитан, Сергей и Константин Коровины, Михаил Нестеров — те, кто впоследствии определил лицо русской живописи XIX — начала XX века. Все они считали, что Саврасов был прекрасным педагогом. Не имея никакой особой системы преподавания, он воодушевлял учеников собственным примером, учил их чувствовать красоту природы. Как вспоминают современники, «с первыми весенними днями вся мастерская спешила вон из города и среди тающих снегов любовалась красотой пробуждающейся жизни».
К. А. Коровин вспоминал: «Большого роста, с сильной и мощной фигурой, этот величайший артист с умным и добрым лицом производил впечатление отеческой искренности и доброты. Он, как многие русские, любил своих учеников всем сердцем и душой — его мастерская была свободнейшим учреждением всей Школы, он был контрастом строгих преподавателей. Часто я его видел в канцелярии, где собирались все преподаватели. Сидит Алексей Кондратьевич, такой большой, похож на доброго доктора. Сидит, сложив как-то робко, неуклюже свои огромные руки, и молчит, а если и скажет что-то — все как-то не про то — про фиалки, которые уже распустились, про то, что вот уже голуби из Москвы в Сокольники летают…»
Творческая жизнь художника была яркой. Он был очень дружен с Перовым, одним из инициаторов создания Товарищества передвижных выставок. В 1862 году, благодаря работе в Обществе любителей художеств, Саврасов посетил Лондон, Копенгаген, Берлин, Дрезден, Париж… Но подлинное вдохновение он испытывал только в России.
Дыхание весны
Весна в творчестве Саврасова занимает совершенно особое место. К теме весны он часто обращается в 1870-е годы. Это какая-то особенная, робкая и нежная весна. А может, и не весна, а только ее предчувствие. Дыхание весны среди зимней стужи. Вступая в мир его весенних картин, зритель как бы идет по талому снегу к убогим хижинам, к изгородям, по мокрой дороге, а перед ним открываются далеко простирающиеся, еще покрытые снегом поля и высокие небеса.
Именно в это время в творчество Саврасова вошли новые темы и образы. Если ранее он работал в окрестностях Москвы, то теперь совершал поездки в провинцию: в Троице-Сергиеву Лавру, на Оку, на Волгу, в Ярославль. Его вдохновляла Волга, с ее дивными просторами, широкими панорамами и тихими пристанями.
В конце 1870 года, вдохновленный впечатлениями от летней поездки на Волгу и получив заказ на исполнение «рисунков и картин зимнего пейзажа на Волге», Саврасов взял отпуск до первого мая и вместе с семьей надолго
уехал в Ярославль. Сняв большую квартиру, они какое-то время вели счастливую, тихую и сосредоточенную жизнь в старинном живописном приволжском городе. Приподнятое состояние духа, в котором находился художник, было внезапно нарушено трагическими событиями: в феврале умерла новорожденная дочка (уже третий умерший ребенок Саврасовых), тяжело заболела жена.
Именно ранней весной 1871 года под влиянием «врачующего простора», красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы, под кистью Саврасова рядом с исполненными душевной боли этюдами появляются подготовительные работы к картине «Грачи прилетели».
«Грачи прилетели»
На полотне изображена окраина небольшого селения. Пасмурный весенний день. Воздух прозрачен и свеж. По небу плывут легкие облака. Снег еще не сошел, от земли идет теплый пар. За дощатым забором — крестьянские избы, церквушка и колокольня, а еще дальше — пашни. На окраине села, на холме — несколько корявых березок. Среди их обнаженных ветвей, суетясь и галдя, летают грачи — вьют новые гнезда.
Пейзаж представляет открытое, незамкнутое пространство, маленькую часть мироздания, где течет обычная жизнь, ясная и простая. Мир картины гармоничен в своей обыденности, согрет человеческим теплом. И. Н. Крамской, описывая свои впечатления от выставки, на которой в 1871 году выставлялась картина, говорил, что все пейзажи там — «это вода, деревья, даже воздух, а душа есть только в “Грачах”».
На полотне важно и значимо всё, но центральное место принадлежит храму, типично русскому, пятиглавому, с шатровой колокольней. Поразительна судьба этого сельского храма, которому было суждено стать олицетворенным образом России. На картине изображена Воскресенская церковь в костромском селе Молвитине. Предполагают, что храм был возведен в конце XVII века П. М. Салтыковым в память о трагически погибшем сыне. В пользу этого предположения говорит и то, что главный престол каменного храма был посвящен Воскресению Христову — празднику победы жизни над смертью. Саврасову были близки и созвучны эти настроения.
В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии — «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянутся к небу. «Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу», — писал Исаак Левитан.
Зритель вслед за художником испытывает чувство слитности со всем этим простым и дивным миром. И с уходящей зимой, и с этими заждавшимися тепла ветвями, с весенним звоном капель, коричнево-сизыми в снеговых белых пятнах далями и дымком, домовито поднимающимся над крышей. Со всем тем, что мы называем Родиной.
Борис Швырев, автор одной из статей о «Грачах», так описывает ощущения от картины: «Повсюду ощутимо присутствие Господне, зрима благодать, посылаемая на нас, грешных, и моление всего сущего в радости общения с Богом. И нет смерти, есть живущие и усопшие, и есть молитвенное предстояние всех перед Господом в ожидании второго пришествия и надежде Воскресения…»
«Земля ведь рай — и жизнь тайна»
Так говорил Саврасов своим ученикам, удивлялся, что есть люди, которые не видят и не чувствуют красоту жизни. «Прославляйте жизнь», — повторял он. К сожалению, после 70-х годов XIX века в жизни самого художника наступает трагический перелом. Несправедливая непризнанность его творчества, а также ряд несчастливых обстоятельств (бедность, семейные неурядицы, ранняя смерть нескольких детей) приводят Саврасова к тяжелому душевному надлому и пагубному увлечению вином.
Особенно усугубился трагизм положения Саврасова после 1882 года, когда он был уволен из училища и, лишенный казенной квартиры, житейски неустроенный, оказался в стороне от художественной жизни. Но, несмотря на все, художник не утратил мастерства и был по-прежнему чуток к красоте природы, продолжал писать. И сквозь сумрачные и тревожные мотивы картин 80-х годов в конце жизни в его творчестве вновь появляется весна.
Алексей Кондратьевич Саврасов умер 8 октября 1897 года одиноким, тяжело больным человеком. Но при всем драматизме личной судьбы Саврасова последние годы его жизни стали и порой торжества художественных идей мастера. Ведь в основе творчества его учеников — лучших русских художников конца XIX века — утверждение чувства единства с красотой родной природы, воплощению которого посвятил свою жизнь мастер.
Подготовила Оксана Баландина
21 марта 2016 г.