Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

В Горняя!

Во второе воскресенье Великого поста Православная Церковь торжественно празднует память святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского. Попробуем выяснить, что является главным в жизненном подвиге великого святителя и почему Церкви так важно напомнить о нем именно в период Святой Четыредесятницы.


Родился будущий святитель в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе императора Андроника II Палеолога. После ранней смерти отца, сенатора Константина, Григорию покровительствовал сам император. Таким образом, первые 20 лет жизни он жил при царском дворе, изучая светские науки и философию у самых лучших учителей эпохи. Император хотел, чтобы юноша, обладавший разнообразными дарованиями, посвятил себя государственной деятельности, но Григорий оставался поразительно равнодушным к политике и миру.

Около 1316 года, едва достигнув 20 лет, будущий святитель покинул дворец и удалился на Святую Гору. На Афоне Григорий поселился в келье неподалеку от мужского монастыря Ватопед и стал подвизаться под руководством преподобного Никодима Ватопедского. Здесь же он принял монашеский постриг.

После смерти своего наставника (около 1319 года) святой Григорий перешел в Лавру преподобного Афанасия. Спустя еще три года, стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, инок поселился в небольшой отшельнической обители в Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве — умному деланию, которое в то время постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами. Опытное применение такой молитвы, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. «покой, молчание»), а сами практикующие его стали называться исихастами. За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни. Впоследствии святитель Григорий стал первым, кто сумел богословски обосновать это движение.

В 1326 году из-за угрозы нападения турок он перебрался в Солунь (совр. Салоники), где тогда же был рукоположен в сан священника. Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: с понедельника по пятницу никого не принимал и никуда не выходил, а в субботу и воскресенье совершал Литургию в монастырском кафоликоне и причащался Христовых Таин. При этом лицо его видимо озарялось Божественным светом.

Хотя в душе святитель больше склонялся к уединенной отшельнической жизни, обстоятельства церковной жизни заставили его явить миру весь свой богословский талант и выступить в защиту Православия, приняв активное участие в церковных и государственных событиях того времени. Причиной этого стали выступления западного ученого монаха Варлаама Калабрийца против молитвенной практики монахов-исихастов, а также его заблуждения в области православной догматики. Именно в этом споре, который повлек за собой ряд церковных Соборов, святитель Григорий раскрылся как богослов, защитник святоотеческого вероучения и как опытный подвижник духовной жизни, который говорил на основании своего духовного аскетического опыта.

Много скорбей святитель Григорий перенес от нападок еретиков: четыре года провел он в темнице, не раз его изгоняли из Солуни. Святой боролся со своими противниками на нескольких церковных соборах, и благодаря его мужеству, молитвам и духовной премудрости православное учение победило, а еретиков предали анафеме.

В 1347 году святитель Григорий Палама был возведен в сан архиепископа Солунского, а в 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Собор принял положения святителя о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в несотворенных энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию (как видим был апостолами Фаворский Свет в момент Преображения Спасителя).

Жители Солуни приняли нового епископа не сразу, он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры.

После освобождения от турок и возвращения в Солунь епископ Григорий продолжил пастырскую деятельность в своей епархии до 1357 года. Сраженный одной из своих давних болезней, которые время от времени беспокоили его, со словами «В горняя! В горняя!» праведник мирно преставился. Это случилось 14 ноября 1359 года.

В 1368 году, менее чем через десять лет после смерти (что бывает довольно редко), святитель Григорий был канонизирован Собор во имя святителя Григория в салониках.jpgна Константинопольском Соборе. Патриарх Филофей, возглавлявший торжество, написал житие и службу святому. Честным мощам святителя Григория можно поклониться в митрополичьем соборе его имени близ городской набережной в Салониках.

Учение святителя Григория — это описание реального жизненного опыта, ведь его подвиг неоднократно увенчивался видением Фаворского Света, нетварность и божественный характер которого он отстаивал на протяжении десятилетий. Приобщившись этому свету, он сам стал великим вестником благодати и света. Размышляя о жизненном подвиге этого святого в дни Великого поста, будем стараться очистить свое сердце, чтобы и нам стать наследниками Божественной благодати.

* * *

Вестник благодати

Святитель Григорий Палама оставил нам в наследство свой высокий опыт духовной жизни, который он запечатлел в многочисленных сочинениях богословского, аскетического и нравственного содержания.

За последние 20 лет для приумножения памяти о святителе Григории Паламе изданы переводы его важнейших трудов. Начать их изучение можно с трехтомного собрания «Бесед», или «Гомилий» (проповедей), которые охватывают большинство воскресных дней годового круга. Образ совершенного исихаста автор изложил уже в первых своих творениях — «Слове на житие преподобного Петра Афонского», «Беседе на усекновение главы святого Иоанна Предтечи», а также в «Беседе на Введение Богородицы во храм». В этих творениях и Пресвятая Дева Мария, и святой Иоанн Креститель изображены как совершенные подвижники-исихасты, пребывавшие в умном безмолвии и успокоении чувств.

Сочинение «Триады в защиту священнобезмолвствующих» было написано для того, чтобы отразить нападки еретика Варлаама на исихастов, в нем разрешаются также все богословские вопросы, которые стали предметом спора.

В вероучительных сочинениях («Святогорском томосе», «Исповедании веры» и пр.) и в сочинениях, непосредственно относящихся к спору («О божественном единении и различении», «О божественной и обоживающей причастности», «Диалог православного Феофана с Феотимом» и пр.), а также в 14 посланиях, адресованных монашествующим, лицам в священном сане и мирянам, обсуждаются спорные вопросы между святителем Григорием, с одной стороны, и еретиками Варлаамом и Акиндином, с другой. Все вышеуказанные сочинения автора отличаются отчетливым полемическим характером и направлены на опровержение воззрений противников.

Сочинение «К Ксении о страстях и добродетелях» адресовано монахине, занимавшейся воспитанием дочерей императора Андроника III. Это обширный аскетический трактат, посвященный борьбе со страстями и стяжанию христианских добродетелей.

Во время архипастырства в Салониках с амвона кафедрального храма святитель Григорий произнес большую часть из своих 63 гомилий, подтверждающих его глубокую духовность, богословские дарования и преданность Церкви. Святитель всегда говорил высоким стилем, объясняя это тем, что «лучше возводить распростертых на земле, нежели низводить из-за них пребывающих на высоте».

По учению святителя, общий принцип жизни православного христианина — это борьба со страстями, а главная цель — стремление ко спасению через обо/жение и богоуподобление. Примеры такой жизни — Богородица, святые и, конечно же, Сам Иисус Христос. «В начале верующий человек становится сыном Божиим, достойным призывать Бога как Отца, а затем уже… по праву делается наследником Царствия Его. Как же человек становится сыном Божиим? Уподоблением в делах», — писал святитель Григорий. Однако цель настолько высока, что самостоятельно справиться с ней не под силу. Требуется помощь Того, к Кому человек стремится, — Бога.

Духовное наследие святителя Григория Паламы показывает, что познание Бога осуществляется не столько через изучение богословских книг, сколько путем живого религиозного опыта. В своих творениях святой дает нам понять: каждый человек может увидеть Фаворский свет, если он будет очищать свою душу от страстей и приближаться к Богу через молитвенное обращение к Нему.

Подготовила Наталия Бондаренко


Оставить комментарий
Поделиться в: