Храните сердце свое
Преподобный Пафнутий Боровский — покровитель великокняжеского дома и основатель одной из крупнейших русских обителей — Рождества Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского мужского монастыря.
Будущий преподобный родился в 1394 году в селе Кудинове, недалеко от г. Боровска Калужской области, и при Крещении был назван Парфением. В 20 лет Парфений тайно ушел от родителей и в 1414 году принял постриг с именем Пафнутий в Покровском Высоцком монастыре.
В обители преподобный Пафнутий находился в послушании у преподобного Никиты Серпуховского — ученика преподобного Сергия Радонежского. Усердие молодого инока Пафнутия в монашеской жизни было так велико, что в 1426 году, когда скончался настоятель Покровской обители, братия избирает его игуменом.
Тринадцать лет преподобный был в полном смысле духовным отцом, явив удивительные примеры любви и заботы о вверенном ему Богом братстве. Уже тогда открылись в нем высокие дарования: умение привести людей к Богу, милость и снисхождение к человеческим немощам, твердость и непреклонность по отношению к любому греху, удивительная проницательность и прозорливость.
На пятьдесят первом году жизни преподобный тяжело заболел и, не надеясь на выздоровление, принял схиму. По окончании болезни он решает покинуть обитель, чтобы посвятить себя подвигу молитвы и очищения души. Он отказывается от игуменства и переселяется с одним из иноков на левый берег реки Протвы, что в пяти километрах от Боровска.
Вскоре на новое место к нему стала собираться братия — число иноков быстро возрастало. Затем была возведена и деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Так зародилась Свято-Пафнутьева Боровская обитель. Удивительно свидетельство самого подвижника о том, как строился его монастырь: «Не княжеской властью, не богатством сильных создавалось место сие, но волею Божьей и помощью Пречистой Матери Его». Согласно преданию, преподобному Пафнутию в его отшельничестве было явление Матери Божией, которая повелела ему основать на этом месте монастырь и быть в нем игуменом.
Две черты, прежде всего, отличают характер преподобного. Во-первых, это рачительность хозяина. Игумен Пафнутий неустанно заботился о монастыре и о хозяйстве. Преподобный не знал праздности ни на минуту. Ум его всегда был занят молитвой. Работал он не покладая рук, с усердием исполняя самые тяжелые монастырские послушания: рубил лес, носил дрова, копал землю, занимался плетением рыболовных сетей.
Другая черта преподобного — его строгость, даже суровость, прежде всего, по отношению к власть предержащим. Он не заискивал перед сильными и не превозносился перед простыми. Всем повелевал он неукоснительно соблюдать законы и заповеди Божии. По словам историка В. О. Ключевского, преподобный Пафнутий является «одним из самых своеобразных и крепких характеров, какие известны в древней Руси».
По характеру строгий и горячий, он был одновременно любвеобильным и милостивым. Внешность святого была не слишком выразительной: сгорбленный и малорослый, с большой седой бородой, в плохой одежде. Но он обладал поразительным даром воздействия на любого, с кем ему приходилось общаться. «И никто после беседы с ним никогда не уходил от него неутешенным».
Перед своей кончиной преподобный Пафнутий дал завет монастырю: «Блюдите сами себя, братья, если чин церковный и монастырские порядки хотите сохранить: церковного пения никогда не оставляйте; свечи возжигайте… пусть не оскудевают божественные службы — ведь ими все держится; трапезную от странников не затворяйте; о милостыни пекитесь, просящего с пустыми руками не отпускайте… храните сердце свое с неизменным усердием от лукавых помыслов… если всем этим, заповеданным мной, не будете пренебрегать — не лишит Господь места сего всех благостей Своих…».
Когда Господь открыл Своему верному служителю приближение кончины, преподобный отложил все попечения земные и целиком погрузился в покаяние: «Господь по своему милосердию, не желая смерть навести на непокаявшегося грешника, дал мне, грешному, шесть дней для покаяния, так нет — ты мне не даешь покоя ни на один час, наводишь на меня мирян», — так сетовал преподобный на своего ученика Иннокентия.
На вопрос: «Кому он оставляет обитель — братии или княжескому попечению?» — старец ответил: «Пречистой». Исполнив последнюю молитву и благословив братию, по своему собственному предсказанию, 14 мая 1477 года в возрасте 83 лет он отошел к Богу.
Общецерковное прославление преподобного Пафнутия состоялось на Стоглавом Соборе в 1547 года. Его честные мощи до сих пор почивают в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре в главном монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе, посвященном его имени.
На Казенном дворе Московского Кремля, где хранились не вошедшие в Крестовую палату святыни, хранились «башмачки и онучки» святого старца.
Сразу по преставлении преподобный стал как бы семейным святым московских государей. Иван Грозный считался рожденным по молитвам преподобного и сам называл его имя в ряду величайших московских святых — преподобных Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского.
Преподобный и после кончины не оставляет свою обитель и всех нас, что он предсказывал еще при жизни: «…и по отшествии из этого мира Пречистая Царица да защитит Своей милостью от насилия темных и лукавых духов, и в страшный день праведного Суда избавит меня от вечной муки и причтет к избранным. Если же и я некоей благодати сподоблюсь, то неумолчно буду молиться за вас Господу».
Наталия Бондаренко
18 мая 2016 г.