Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Если человек ищет Бога

Вера не дается просто так и не приобретается без всяких усилий. Но что делать, если в душе живет неверие или сомнение? Только трудиться и бороться: не стесняться обращаться к Богу, не бояться и верить. Не верить разрешается только в то, что в результате ничего не получится. Размышляет о вере и неверии и дает советы по борьбе с последним настоятель храма во имя святой великомученицы Екатерины г. Новоузенска протоиерей Александр Милованов.

– Отец Александр, для начала не могли бы Вы пояснить, что такое вера?

– Наше общество, в котором продолжают бытовать атеистические установки, трактует понятие веры по-разному. Для людей, придерживающихся атеистических взглядов, вера – это не опирающееся на доказательства убеждение. А для верующих – нечто большее. Не только сложившаяся мировоззренческая система, но и некое ощущение действительности, контакт с ней. Человек говорит, что верит в Бога. Это означает, что он не только на сознательном уровне исходит из факта Его существования, но еще и временами ощущает Его присутствие. То есть у верующего есть опыт общения с Богом. Этот опыт стяжается в молитве, в контексте жизни, в тех редких моментах, когда душа способна воспринимать Божие воздействие. Все это – систему осознанных убеждений, жизненный опыт, опыт ощущения – и можно назвать верой.

В Священном Писании мы найдем очень точное определение, которое дал апостол Павел: вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11,1). Можно сказать, что для действительно верующего человека грядущее Царство Небесное осуществляется уже в его жизни. Он как бы преодолевает время, он живет в вечности, подчиняясь принципам веры, которую исповедует, а не нравам, господствующим в обществе.

Еще очень важно понимать, что вера также есть не просто состояние души и ума человека, но и Божественное действие, действие Святого Духа и благодати на душу. Например, как наши глаза созданы для света и без него ничего не могут видеть, так и в нашем духе есть такие чувства, которые живут и имеют силу только тогда, когда в них проникает Божественный свет, благодать.

– В чем же тогда выражается неверие?

– Сколько существует мир, человеческое общество, столько существует вера. Следовательно, и неверие. Неверие есть духовная смерть. В Евангелии сказано: верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин. 3, 36). Почему человек не верит? Потому что опирается только на свои знания и опыт, а все то, что превышает их, он просто отрицает. Есть же замечательная русская поговорка: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Эти слова лишь подтверждают – человек отрицает саму возможность существования того, что лежит за пределами его понимания. Но есть и другая причина. Над ней размышляет в своей книге «Практическая симфония для проповедников слова Божия» протоиерей Григорий Дьяченко. Священник пишет, что враги, перед тем как взорвать стену обороняющегося города, сначала возводят большую земляную насыпь, чтобы огонь защитников не наносил им урона, и они продолжали свою разрушительную деятельность. Вот для того, чтобы стрелы Христова закона не ранили душу человека, он воздвигает подобный заслон неверия между собой и Богом, Церковью, нравственным законом. Все для того, чтобы спокойно предаваться своим страстям, жить по собственной воле, разрушая свою жизнь на земле и обрекая душу на муки в вечности.

Но мы должны помнить, что вера зарождается, укрепляется и растет там, где есть внутреннее напряжение, духовная концентрация, где начинается опыт соприкосновения с иным миром. Этот опыт может быть разным. К примеру, у апостола Фомы был опыт соприкосновения с телом Воскресшего Спасителя. У нас, конечно, такого нет. Зато есть опыт переживания молитвы и церковных таинств. Мы не можем полноценно передать словами тем, кто никогда не бывал на Исповеди, какое облегчение и радость получает наша душа в этом таинстве, однако нас могут понять те люди, которые сами исповедовались и получали успокоение истерзанной грехом совести. И, конечно, еще у нас есть опыт получения того, что мы просим у Бога, то есть Его отклик на наши мольбы.

Впрочем, неверие, так же как и вера, есть не просто результат напряженного поиска человеческого разума, духовное состояние. Это еще и действие нечистых духов. Если человек живет рассеяно, тем более, грешит, то благодать оставляет его душу. Вместо этого в ней поселяется сомнение, начинается борьба веры с неверием. И наоборот, если он живет ревностно, благочестиво, то вера укрепляется, потому как усиливается в нем действие благодати.

– Как Вы думаете, кого можно назвать верующим человеком?

– Сложно сказать. В каждом, кто нелицемерно относится к своему духовному состоянию, живут одновременно и вера, и неверие. В Священном Писании мы находим слова отца, пришедшего к Христу с просьбой исцелить его сына: верую, Господи! Помоги моему неверию (Мк. 9, 24). Так вот великий русский писатель, христианин, Федор Михайлович Достоевский считал, что если человек не может эти слова отнести к себе, то он и не христианин. Между верой и неверием лежит огромное пространство, поле. И мы по этому полю идем то в одну, то в другую сторону. Сегодня мы веруем, а завтра нас постигла неудача и мы уже верим чуть меньше. Мы постоянно находимся в борьбе за свою веру, мы должны ее беречь как огонек, который может погаснуть.

– На Ваш взгляд, есть ли связь между верой и доверием?

Peremeni– Вера, несомненно, сопряжена с доверием. Мы верим, если можем сказать Богу: «Господи, Ты знаешь, для чего мне дана эта скорбь, страдание, потери. Я тебе доверяю». На протяжении всей жизни мы должны повторять эти слова, и так проверять себя. Настоящая проверка глубины веры будет в конце наших дней. «В чем застану, в том и сужу», – говорит Господь. К концу земной жизни человек должен находиться на пике своей веры. Он должен готовиться подобно спортсмену, усилено тренирующемуся к решающим соревнованиям. И его переход в вечность должен стать победой, торжеством.

Я уже сказал, что проверять себя в вере можно. Нужно просто задавать себе простые вопросы: любим ли мы ближних, живем ли по евангельским заповедям, несем ли другим слово Божие. Естественно, исполнять все это мы можем только в том случае, если свою слабость укрепляем надеждой на помощь Господа, другими словами, доверяем и доверяемся Ему.

– Вы сказали, что сомнение поселяется в душе человека рассеянного и согрешающего. А может ли верующий, внимательный и борющийся со своими духовными недугами, сомневаться?

– Да. Сомнения в вере постоянно посещают человека. И переживать подобные колебания мучительно трудно. Особенно трудно, если сомнение постигает человека именно в тот момент, когда он, казалось бы, уже искренне и глубоко поверил. Получается, сомнение разбивает весь мир вдребезги и оставляет в душе разочарование, пустоту и отчаяние. Но бывает и по-другому. Снова обратимся к апостолу Фоме. Ученик Господа впустил к себе в душу сомнение, неверие, но что в итоге? Господь обратил это неверие в истинную веру. Выходит, что без неверия апостола Фомы не было бы столь яркого свидетельства о безграничном милосердии Господа, Его смирении и любви к нам. Апостол жаждал увидеть Христа своими глазами и получил то, чего хотел. Его поступок стал лучшей иллюстрацией к словам Христа: просите, и дано будет вам (Мф. 7,7).

Верующему человеку свойственно испытывать потребность в получении некоего вразумления от Бога. А в то время, когда на него обрушиваются испытания и искушения, тем более. Исцелить, избавить от сомнения, неверия может только Бог, поэтому в минуту проявления этих чувств, человек должен просить у Господа помощи, сил преодолеть, побороть их. И помощь обязательно придет. Даже не сомневайтесь. Ведь, по слову апостола Иоанна Богослова, совершенная любовь изгоняет страх (1Ин. 4, 18).

– Раз уж человеку свойственно желать вразумлений, то, как Вы считаете, нужно и допустимо ли искать доказательств существования Бога, истинности веры?

Господь говорит: род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф. 16, 4). Спаситель никогда не совершал чудес ради удовлетворения праздного любопытства, но всегда требовал, чтобы люди, просящие у Него помощи, проявили веру, напрягли свои духовные силы.

Человеку не полезно искать чудес ради чудес, потому Господь и не посылает их. Если в жизни человека и произойдет чудо, то он, скорее всего, в него не поверит. Потому, что у него нет соответствующего расположения – того, что он должен увидеть внутри себя и того, что даст предпосылку Богу открыться этому человеку. Верующий это не тот, кто разумом или силой убежден в своей вере. Верующий – это тот человек, который хочет и готов верить. Обретет ли человек веру или же наоборот – дело любви и промысла Божиего в отношении каждого. Кому и как полезно будет.

Вообще, искать неоспоримых доказательств не обязательно. Чудеса происходят в нашей жизни постоянно. Господь всегда рядом. Другой вопрос, почему люди так стремятся получить эти доказательства. Возможно, это обусловлено тем, что люди хотят почувствовать присутствие Бога в своей жизни, чтобы поклониться Ему. Но также возможно, что кто-то ищет доказательств ради праздного любопытства. Вот это уже является грехом и указывает на то, что человек не тверд в вере и легко может упасть. А ведь Бог оберегает нас предваряющей благодатью, когда мы начинаем обретать веру, как родитель. Например, когда малыш еще не может ходить, отец или мать сажают его в манеж, в безопасное для него место. Так и Господь берет нас на руки, ограждая от падений и искушений, в то время как мы пытаемся сделать первые неуверенные шаги навстречу к Нему. Потом малыш взрослеет и уже не только неразумно, но и вредно оставлять его в манеже. То же относится и к нам. Господь постепенно, по мере нашего духовного взросления отнимает от нас благодать, призывающую к Нему, то есть предваряющую, и предлагает нам потрудиться, чтобы стяжать благодать совершающую.

Беседовала Дарья Хохлова

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: