Что читают в храме на Троицу?
В праздник Пятидесятницы за богослужением звучат строки из Священного Писания. На вечерне верующие слышат три паремии — отрывки из Книги Чисел и Книги пророка Иоиля, на утрени — из Евангелия от Иоанна, а за Божественной литургией — из Деяний святых апостолов и снова Евангелие от Иоанна. Во всех перечисленных отрывках в виде прообразов и обетований люди получают знание о событиях, предшествовавших Пятидесятнице и связывающих Ветхий и Новый Завет. Более подробно об этом рассказывает благочинный Краснокутского округа протоиерей Александр Писларь.
«И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобою» (Чис. 11, 16).
В этой паремии, которая первой звучит на вечерне, нам дано повествование о ниспослании Духа Божия на семьдесят иудейских старейшин. Произошло это во время странствия богоизбранного народа по пустыне, после освобождения из египетского рабства. Это не что иное, как прообраз будущего схождения Духа Святого. Его и примет Церковь Христова и ее члены.
Существует еще одно мнение на счет этого отрывка. В нем толкователи Священного Писания видят указание на то, что само установление государственной власти, а в данном случае законная власть представлена старейшинами, происходит от Самого Бога.
«И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения.
И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» (Иол. 2, 28–29).
Вторая паремия обращает наше внимание на Книгу пророка Иоиля. Самое первое толкование данного пророчества можно найти в Книге Деяний святых апостолов, а именно в известной проповеди апостола Петра, которую он произнес в день Пятидесятницы. Эти несколько предложений можно истолковать дословно. Во-первых, излияние Духа Божия на всякую плоть означает, что с приходом в мир благодати Святого Духа благодатные дары от Бога теперь получат не только отдельные члены ветхозаветной Церкви и богоизбранного народа, но и каждый представитель Нового Израиля, Святой Церкви Христовой. Далее здесь говорится, что не только сыновья и дочери станут пророчествовать, но еще перечисляются юноши и старцы, рабы и рабыни. Это говорит о том, что Бог не делает разницы между теми, кто вошел в Новый Израиль. Ни возраст, ни социальное положение Ему не важны. Каждый человек может получить благодать Святого Духа.
Возможно ли исполнение этого пророчества в наши дни? Могут ли люди предсказывать в наше время? Для начала нам нужно понимать, что эти слова касаются только дня Пятидесятницы и только апостольского времени, когда дары Святого Духа давались в особенном изобилии, и именно в таком виде, в каком они были необходимы для проповеди Евангелия народам всего мира. Конечно, в наше время такие проявления Божественного дара — возможности прорицать — можно наблюдать у отдельных людей. Людей, достигших святости. Об этом мы знаем из житий многих современных подвижников благочестия, впоследствии канонизированных. Вспомним имена таких святых XX века, как блаженная Матрона Московская, святитель Лука, архиепископ Крымский (Войно-Ясенецкий), преподобный Серафим Вырицкий. Люди, приходившие к ним за утешением, духовным советом, были свидетелями проявления благодатных даров. Исходя из этого, можно говорить о том, что и сейчас люди пророчествуют. Но к данной теме нужно подходить с большой осторожностью. Обычно Господь ограждает Своих угодников от внешней славы, чтобы те не испытывали искушений. Бог прославлял святых только после смерти, делая их дар явным для людей.
«В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.
Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 19–23).
В Евангелии идет речь о явлении воскресшего Спасителя Своим ученикам, когда те собрались вместе. Мы читаем, что Господь уже во второй раз желает им мира и затем, дунув, говорит им принять Духа Святого. Здесь содержится указание на предварительное дарование Божественной благодати. Не то полное дарование, которое произойдет в день Пятидесятницы, а то предварительное, необходимое для того, чтобы ученики, укрепляемые этими дарами, могли в полной мере воспринять явление воскресшего Христа и осознать суть предстоящего подвига апостольского служения.
Ранее Господь говорил апостолу Петру о власти вязать и решить грехи (см.: Мф. 18, 18), а именно праве совершать Таинство покаяния. Здесь же мы видим, что Спаситель распространяет данную власть и на остальных апостолов, как необходимую составляющую их служения.
«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (Деян. 2, 1–3).
В Священном Писании Сам Спаситель употребляет сравнения, позволяющие говорить о Его просвещающей силе: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8, 12). Нечто подобное мы находим и в самом начале Евангелия от апостола Иоанна. Господь уподоблен Истинному свету, что просвещает всякого человека, приходящего в мир: В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1, 4–5). Сравнение одной из ипостасей Троицы со светом тесно связано со сравнением благодати Святого Духа с огнем. Почему? Дело в том, что огонь всегда представляли как некоторую очищающую силу, попаляющую и сжигающую всякие грехи и скверну. В Ветхом Завете огонь был неотъемлемой частью обряда принесения жертвы всесожжения. Разумеется, это образное сравнение. Свет позволяет нам видеть все, что вокруг нас, но стоит ему исчезнуть, как мы оказываемся во тьме. Бог же является светом, просвещающим душу человека и позволяющим видеть духовный мир.
«И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием» (Деян. 2, 4–6).
Здесь речь идет об учениках Христа, которые приняли благодать Святого Духа и начали проповедовать на неизвестных им языках, что вызывало изумление у народа. Это случилось в день праздника Ветхозаветной Пятидесятницы. В Иерусалим, чтобы совершить молитву в храме и принести жертву, пришли иудеи, жившие в разных странах и, соответственно, говорящие на разных языках. Именно они и услышали эту проповедь, каждый на своем языке. Несомненно, произошедшее было предзнаменованием того, что апостолам предстоит идти с проповедью ко всем народам мира. Поэтому возможность говорить на неизвестных языках стала одним из особых даров Святого Духа.
Что же услышали иудеи в проповеди? Благую весть. Им открылось, что в мир придет Иисус Христос; что Он и есть Спаситель рода человеческого, о котором говорили все пророки Ветхого Завета; что Он не умрет, а воскреснет на третий день; что Он явится в последний день существования мира и это будет день Господень, великий и славный (Деян. 2, 20).
«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7, 38–39).
Этот отрывок также содержит указание на будущий приход в мир благодати Духа Святого. Однако на этот раз слова произнес Сам Иисус Христос при следующих обстоятельствах. В день преполовения Ветхозаветной Пятидесятницы — в праздник поставления Кущей — священник совершал определенный обряд в Иерусалимском храме. Там вместе с верующими присутствовал и Иисус. Обряд совершался так. Священник, служащий череду, в сопровождении народа выносил из храма золотой сосуд и шел с ним к Силоамскому источнику, где черпал воду, а потом с людьми, под пение псалмов возвращался в храм. В храме он смешивал чистую воду с вином и лил на жертвенник всесожжения. Именно во время совершения этого торжественного обряда Господь обратился к народу.
С живой водой Иисус сравнил благодать. Вкусив ее, человек не будет испытывать жажды никогда. Более того, человек сам станет источником благодати Святого Духа, ведь из его чрева потекут реки воды живой, и сможет передавать эту благодать другим.
На тот момент даже апостолы не могли полностью вместить смысла слов Господа. Эти слова Христа, как, впрочем, и то, что Он совершал в Своей земной жизни, стали понятны Его ученикам в полной мере только после ниспослания просвещающей благодати: Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин. 14, 26).
Подготовила Дарья Хохлова
17 июня 2016 г.