Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Кем быть: честным или крещеным?

Встреча человека с Богом происходит на разных этапах жизни. Для одних Церковь становится домом с малых лет, для других — в зрелом или даже преклонном возрасте. Первая исповедь может совершиться в семь лет, а может и в последний день пребывания на этом свете. Таинства Крещения может сподобиться младенец, а может и девяностолетний человек, готовый уйти из этой жизни. И порой у людей возникает вопрос: а не лучше ли креститься перед смертью? Тогда уж точно много не нагрешишь…

Самое главное в моменте встречи человека с Богом в Таинствах Церкви — это устроение нашего сердца. Именно от него и зависит, произойдет ли эта долгожданная встреча или таинство останется непонятным действием, вся суть которого прошла мимо нашего сердца. Поэтому Евангелие так внимательно обращает внимание на то, что в нашем сердце кроется. Хочу привести два примера того, с каким устроением сердца человек подходит к Таинству Крещения.

Одна моя знакомая (назовем ее Ольга) живет в Саратове. В течение нескольких лет она хотела покреститься, но по разным причинам откладывала крещение. В двадцать пять лет она вышла замуж, родила ребенка и через полгода решилась креститься. Убедившись в своем намерении, она спросила меня, в какой храм лучше пойти на огласительные беседы. Я посоветовал идти в тот храм, который ей больше всего нравится.

Через несколько месяцев случилось то, чего ее родственники меньше всего ожидали, — она сказала, что креститься не будет и причину отказа не стала называть. Взволнованная мама сразу же позвонила мне, рассказала об этой проблеме и попросила, чтобы я как священник поговорил с ней и попытался ее переубедить. Звоню Ольге и спрашиваю, почему она не хочет креститься. И услышал от нее ответ, поразивший своей честностью и глубоким размышлением: «Когда я была на беседах, то батюшка мне сказал, что после крещения необходимо начинать посещать богослужения, молиться, исповедоваться, поститься, — в общем, жить по-христиански. Я пока к этому не готова и не смогу это выполнять. Мне кажется, будет нечестно перед Богом, если я приму крещение, а жизнь свою не поменяю. Поэтому сейчас креститься не буду, может быть, потом, когда подойду к этому».

Но бывают случаи, когда человек желает принять крещение, но менять при этом свою жизнь не собирается. Однажды в храм зашел молодой человек, примерно 30 лет (назовем его Олег). Увидев меня, он сказал, что хочет покреститься, начал расспрашивать, что ему надо для этого сделать. Начал ему объяснять, что необходимо посетить огласительные беседы, которые проходят все желающие покреститься, и уже после этого нужно обратиться в церковную лавку, где назначат день крещения. Олег очень внимательно слушал, все переспрашивал, чтобы лучше запомнить.

В конце нашего разговора я напомнил ему, что мотивом его крещения должно быть желание начать жить с Богом. И спросил у молодого человека, почему он хочет креститься и что подтолкнуло его к этому решению. В ответ на его лице увидел смущенную гримасу, взгляд стал неуверенным: «Ну, как… мама заставила. Говорит, сходи в церковь и покрестись, ведь ты некрещеный. Все вокруг уже покрестились, ты один остался. Давай сходи. Вот я и пришел». Олег, видимо, ожидал от меня поддержки и сочувствия. Но я начал объяснять ему, что допуском к крещению взрослого может быть только его личное желание. Если есть иные причины, по которым человек хочет креститься, то священник имеет право не допустить его до таинства. Я посоветовал ему креститься тогда, когда он подойдет к самостоятельному решению. Он подумал, кивнул головой и попрощался.

Два совершенно разных случая, но оба вызывают вопрос: кем лучше быть — честным и не креститься или креститься, потому что кто-то заставил, но при этом не менять свою жизнь? Ответ очевиден: честным и креститься.

Быть честным перед Богом и не креститься, потому что после крещения не собираешься менять свою жизнь, — это поступок правильный и заслуживающий уважения. Необдуманно принять Таинство Крещения и, став христианином, так и не узнать, как им быть. Евангельские слова о верном и благоразумном домоправителе очень точно описывают этот поступок: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше (Лк. 12, 47–48). Святитель Тихон Задонский пишет: «Язычники, не знающие Христа Господа, не знают и воли Его, и не творят ее, и наказаны будут в будущем веке менее, чем христиане злые. Христиане знают Христа, пришедшего в мир, и всегда слышат проповедуемое слово Божие, и в нем волю Христа Господа своего, но ее творить не хотят. Потому в будущем веке мучимы будут жестоко, и больше, чем язычники, идолопоклонники. Горе тогда будет христианам, познавшим Христа, но не творящим волю Христову! Тогда они услышат от Христа: Говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды (Лк. 13, 27) …не знающим Бога и не слышащим Божиего слова, но беззаконнующим будет отраднее, чем беззаконным христианам, которые слышат Божие слово и Бога исповедуют словами, но делами отрекаются от Него».

священник Стахий СахаровОднако не стоит забывать, что Таинство Крещения есть входная дверь в Царствие Божие. И отвергать крещение совсем — признак гордости, а также очень тонкая и опасная дьявольская уловка. Таинство Крещения человек должен желать и искать, если хочет встретиться с Богом. Святитель Иоанн Златоуст говорит по этому поводу: «Что же Христос говорит? Аминь глаголю тебе, аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Вот что этим Он дает разуметь: ты считаешь это невозможным; а Я говорю, что это очень возможно, даже и необходимо, и иначе спастись невозможно. А необходимое Бог соделал для нас и удобным».

Отказаться от Крещения, полагая, что после него жизнь не изменится, — поступок понятный. Но правильным и разумным его не назовешь. Ведь тем самым человек лишает самого себя того благодатного общения и Божественной помощи в исполнении заповедей Христовых, которых можно сподобиться в Таинстве Крещения.

Священник Стахий Сахаров

* * *

Ответы святых отцов

«Когда выставляющий предлогом замедления крещения грехи говорит, что боюсь, то ясно, что он не греха остерегается, но желает долее оставаться в греховной жизни. А имеющие в глубине души такую худую мысль, во-первых, и не удостаиваются благодати, но, обманывая себя суетными надеждами, неожиданно поемлются смертию, застигающею тихо и нечаянно, как коварный тать.

Но если Бог, по великому Своему долготерпению и благости, и удостоит любителя греха таинств в последний день, они не получат от этого торга столько выгоды, сколько думают. Думают, что для них тотчас же отверзется Царствие Небесное, что они улучат некое жилище, изобильное дивными благами, и удостоятся почестей наравне с праведными. Но это — суетная надежда, обольщающая душу ложным мнением. Как мне кажется, судьба людей в будущей жизни будет троякая, говоря вообще без подразделений. Первый чин — достойных хвалы и праведных; второй — и не удостаиваемых почести, и не наказуемых; третий — несущих наказания за грехи свои. Где мы поставим принявших благодеяние крещения перед смертью? Ясно, что в разряд вторых, и это по снисхождению, чтобы и они не лишены были части в человеколюбии, свойственном Богу»

Святитель Григорий Нисский

* * *

«Пусть дар крещения с торжеством приемлется, а не с плачем; пусть талант отдается в обращение, а не зарывается в землю; пусть будет какой-нибудь промежуток между благодатью и кончиною, чтобы не только изгладились худые письмена, но и написаны были на их месте лучшие, чтобы тебе иметь не только благодать, но и воздаяние, не только избежать огня, но и наследовать славу, которую приобретает дар, отданный в обращение. Одни низкие духом почитают великим делом избежать наказания, а возвышенные духом домогаются и награды».

Святитель Григорий Богослов

* * *

«Благодать крещения есть безболезненное врачевание, служит для нас источником бесчисленных благ, исполняет нас благодатию Святаго Духа… Всякому и в незрелом возрасте, и в средние годы, и в самой старости дозволяется принимать это нерукотворенное обрезание… через которое отлагается бремя грехов и приобретается оставление прегрешений, соделанных во все время жизни. Так человеколюбец Бог, зная великую немощь нашу и то, что, страдая неисцельно, мы имеем нужду в сильном врачевании и в неизреченном Его человеколюбии, и сообразно тому устрояя наше спасение, даровал нам обновление банею пакибытия, чтобы мы, отложив ветхого человека, т. е. злые дела, и облекшись в нового, шествовали путем добродетели».

Святитель Иоанн Златоуст

* * *

«Всякий, кто, не укрепившись прежде силою святого крещения, возьмется творить заповеди Христовы, всуе будет трудиться. И кто тому, кто не укреплен силою святого крещения, повелевает исполнять заповеди Христовы, буй есть и слепец. Ибо прежде надлежит его укрепить в духе благодатию Христовою, очищающею душу через святое крещение, и тогда уже давать исполнять и заповеди. Ибо как возможно, чтобы земля, исполненная терний и волчцев, прияв чистое семя, не заглушило его? Но божественное крещение Христово имеет великую силу — тех, которые не крещены и удобоподвижны на зло, делать неподвижными на зло, как только окрестятся. Или если и не делаются они тотчас такими неподвижными, но всячески делаются неудобоподвижными. Это и есть знамение силы, какая приемлется от святого крещения. Оно делает их еще удобоподвижными на добро, как бы и ангелами, сильными крепостию, творящими волю Божию».

Преподобный Симеон Новый Богослов

* * *

«Таинственное возрождение и очищение наше от всех прежних грехов совершается в крещении, но пребыть в последующее время чистыми и не допускать к себе снова никакой скверны — это зависит от нашей воли и заботливости».

Святитель Иоанн Златоуст

* * *

«Крещенный во Христа уже не живет как самобытное существо, но как заимствующее всю полноту жизни от другого существа — Христа».

Святитель Игнатий (Брянчанинов

Оставить комментарий
Поделиться в: