Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

«Заря перед рассветом»

Утверждению христианства на Руси предшествовало правление великой княгини Ольги. «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом… она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи» — так выразил отношение русских людей к княгине древний летописец Нестор. Память святой равноапостольной княгини Ольги мы празднуем 24 июля.

В начале великого пути

Согласно древнерусской летописи «Повести временных лет», будущая просветительница Руси происходила из рода Гостомысла и принадлежала к забытой древнерусской княжеской династии Изборских. Известно, что родилась она в Псковской земле, в селе Выбуты, в языческой семье.

В 903 году она стала супругой великого Киевского князя Игоря, с которым случайно познакомилась на берегу реки в Псковской земле. В 945 году муж Ольги был убит древлянами, обитавшими в украинском Полесье. На тот момент наследнику престола Святославу было всего лишь три года, поэтому Ольге пришлось принять на себя бремя власти во всей его полноте, «соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть».

Мудрая правительница

В начале своего княжения Ольга прославилась как жесткая, даже жестокая правительница. Первым ее деянием была месть древлянам, убившим ее супруга. При этом княгиня проявила себя как зрелый, мудрый правитель. Княгиня Ольга провела мощную административную реформу, выработала схему налогообложения, начала активное каменное строительство, бывшее до тех пор на Руси делом неизведанным. Она установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей. Во время ее правления процветала внешняя и внутренняя торговля, немцы и скандинавы охотно шли наемниками в русское войско. Уже в этих деяниях проявились удивительные способности княгини Ольги, ее талант государственного деятеля. Недаром в русскую историю она вошла с прозвищем «мудрая».

Но главным событием в биографии княгини, делом всей ее жизни, несомненно, стало принятие христианства. Великая княгиня понимала, что путь к будущему величию Руси лежит, прежде всего, через духовное просвещение. В 955 году княгиня Ольга посетила Константинополь, где приняла святое Крещение. Это Таинство совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником был сам император Константин Багрянородный.

В Крещении Ольге было наречено имя Елена (в честь святой равноапостольной Елены, матери святого Константина). Это имя было дано княгине неслучайно: впоследствии подобно царице Елене, обретшей Честное Древо Креста Господня в Иерусалиме, святая Ольга привезла с собой в Киев святой Крест, вырезанный из цельного куска Древа Господня, на котором была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня». Патриарх Феофилакт сказал: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих».

В трудах праведных

Несмотря на языческое окружение, святая княгиня повсюду воздвигала православные храмы: во имя святителя Николая в Киеве, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Витебске, Святой Живоначальной Троицы во Пскове. Храм был построен над рекой Великой на месте, указанном княгине свыше «Лучом Трисиятельного Божества», и простоял более полутора веков. В 1137 году святой князь Всеволод заменил деревянный храм каменным, который был перестроен в свою очередь в 1363 году и сменен до сих пор существующим Троицким собором.

Еще один важнейший памятник русского церковного зодчества — храм во имя Софии Премудрости Божией в Киеве, заложенный вскоре по возвращении княгини Ольги из Царьграда и освященный 11 мая 960 года. Главной святыней Софийского храма стал тот самый Крест, который получила святая в благословение от Константинопольского патриарха.

Равноапостольная княгиня Ольга многое сделала для увековечения памяти первых русских исповедников имени Христова: над могилой киевского князя Аскольда воздвигла Никольский храм, над могилой Дира — вышеназванный Софийский собор, который, простояв полвека, сгорел в 1017 году. Позже, в 1050 году, князь Ярослав Мудрый на этом месте построил храм во имя святой Ирины, а святыни Софийского храма перенес в каменный храм того же имени, заложенный в 1017 году и освященный около 1030 года. В период Люблинской унии, объединившей в 1384 году Польшу и Литву в одно государство, Крест княгини Ольги был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая судьба его неизвестна.

рам святителя Николая Чудотворца в ПыжахМного трудов приложила княгиня Ольга для укрепления оборонной и духовной мощи страны. Города застраивались и укреплялись, открывались школы. Сама княгиня, зная, сколь враждебно относились к идее укрепления княжеской власти и объединения Руси, жила постоянно над Днепром, окруженная верной дружиной. Она кротко переносила скорби и огорчения, старалась помогать сыну в государственных и военных заботах, руководить им в героических замыслах. Победы русского войска были для нее утешением.

Святая княгиня Ольга прожила удивительно долгую жизнь — около 80 лет, когда средняя продолжительность жизни по тем временам была всего 35 лет. Скончалась равноапостольная Ольга 11 июля 969 года в Киеве. По словам летописца: «Плакали все по ней плачем великим сын ее и внуки, и все люди». Перед кончиной она предрекла скорое обращение Руси в христианство и трагическую смерть своего сына Святослава. И действительно, плоды принятия Православия созрели уже не при ее жизни: сын Ольги Святослав, будучи язычником, смеялся над основами христианской веры. Зато святой князь Владимир, внук Ольги, не только крестился сам, но и окрестил Русь.

Соблюдая правила новой веры, княгиня перед смертью повелела сыну не совершать над ее могилой языческой тризны и произвести погребение по православному чину.

Святая княгиня Ольга прославила Бога своими делами, и Бог прославил ее. Когда князь Владимир вскрыл ее могилу, тело «начальницы веры» в Русской земле было обретено нетленным и благоуханным. Он распорядился перенести ее мощи в Десятинный храм в честь Успения в Киеве. В каменном склепе было проделано окошко, в которое было видно, что останки этой великой женщины нетленны. К сожалению, в начале XVIII века мощи, по неизвестной причине, были утрачены. Сохранилась лишь только их небольшая частица, которая хранится в Москве, в храме во имя святителя Николая в Пыжах.

В 1547 году княгиня Ольга как первая русская правительница-христианка была причислена Русской Православной Церковью к лику равноапостольных святых. На иконах первую правительницу Руси традиционно изображают стоящей. В правой руке у нее — крест, символ проповеди Христовой, которую вели все равноапостольные святые. В левой руке — символическое изображение храма.

В Русской Церкви существует женский орден святой равноапостольной княгини Ольги. В 1988 году его учредили Патриарх Пимен и Священный Синод — в честь 1000-летия Крещения Руси. Орденом святой равноапостольной княгини Ольги награждают игумений монастырей и женщин-мирянок, которые служат Церкви и делу христианского просвещения.

Подготовила Наталия Комиссарова

Оставить комментарий
Поделиться в: