Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Евангелие: всего одна строчка

Мы продолжаем наше путешествие по страницам Евангелия. В чтении Священного Писания есть немало мест, которые могут быть трудны для понимания. Для того чтобы проверить себя, правильно ли мы понимаем тот или иной момент, не упустили ли что при невнимательном чтении, мы обращаемся к священникам нашей епархии.


«Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8, 38).

Клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) священник Игорь Сергеев:

Клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) священник Игорь Сергеев— Этими словами Христос призывает больше бояться Суда Божиего, нежели суда людского. Что значит стыдиться Господа Иисуса Христа? Это значит стыдиться того, что мы христиане, перед людьми, исповедующими другую веру или вообще неверующими. Постыдиться слов Христа — означает постыдиться какой-либо заповеди из-за того, что она призывает к духовной высоте. Бывает, что верующий человек по своей страсти, по своей тщеславности пытается угодить человеку грешному, не вступая с ним в спор, дабы казаться таким же, как и он. В итоге он окажется с таким человеком в хороших отношениях, но истине изменит, окажется сторонником порока.

Русский мыслитель Иван Ильин в своем произведении «О сопротивлении злу силою» говорит, что если христианин в момент, когда от него требуется по долгу совести осудить какой-то порок, высказаться против него, этого не сделает, то постепенно он дойдет до оправдания этого порока и сам станет его на деле исполнять. И, действительно, человек в подобной ситуации помимо того, что проявит лицемерие и двоедушие, еще и выкопает себе яму, в которую может упасть, лишившись Божией помощи в минуту испытания своей веры.

Христос пришел в мир в смирении. Он родился в вертепе и жил бедно. Господь был странствующим проповедником, не имея даже своего дома, поэтому Его речь зачастую воспринимали как речь странствующего философа. Несмотря на это, Его слова имеют большую силу для каждого человека, потому что именно словами Евангелия Христос будет судить христиан. Сегодня Он кротко обращается к нам через Святое Евангелие и через нашу совесть, но однажды Он придет в славе Отца Своего, т. е. в сиянии Божественной славы, и тогда всем, делающим зло, будет нестерпимо стыдно. От своих дел мы обличимся вместе со всем самооправданием. Церковь учит, что самооправдание губит нас, а спасает самоукорение.

Если мы христиане, то не должны стесняться перекреститься, проходя мимо святого храма, не должны стесняться неверующих, когда перед трапезой молимся про себя и крестимся.

Это не значит, что надо всегда торжественно заявлять: «Я христианин! И как христианин я должен поступить так или иначе…». Иногда достаточно бывает просто сказать, что совесть не позволяет сделать что-то нехорошее — и это уже будет исповедание своей верности Господу Богу. Также очень важно не оскорблять ближнего унижением, укорением. Обычно те, кто делает свои первые шаги в вере, принимаются весь мир спасать и начинают именно с осуждения, укорения, споров. Таким образом, мы просто обижаем человека, тогда как можно его спасти кротким и добрым словом.

«Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5, 29–30).

Благочинный Новоузенского округа, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери с. Александров Гай протоиерей Сергий Буриков:

Благочинный Новоузенского округа, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери с. Александров Гай протоиерей Сергий Буриков— Если мы начнем читать толкование святых отцов на этот отрывок, то увидим, что в большинстве своем они его толкуют как иносказательный, т. е. нельзя этот текст понимать буквально. Христос часто использовал выражения яркие, а порой даже хлесткие для того, чтобы они врезались в память и запомнились. Эти фразы в чем-то сродни пословицам, которые, услышав однажды, запоминаешь надолго. Конечно, в этом отрывке он не призывал нас к членовредительству. Святитель Иоанн Златоуст прямо пишет: «Давая эту заповедь, Христос говорил не о членах, нет! Он нигде не осуждает плоть, но везде обвиняет развращенную волю. Не глаз твой смотрит, а ум и сердце».

В другом отрывке Евангелия мы читаем: Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? (Лк. 11, 34). Господь говорит о том, что свет в нас есть внутреннее зрение — око, которое должно быть светильником. Как внешнее физическое зрение является светильником для всего тела человека, так и внутреннее наше духовное зрение определяет все. Не случайно Господь говорит не глаз, а око, т. е. душа воспринимает реальность через внешние органы чувств и дает свою оценку. Так мы реагируем на окружающую нас действительность.

Вспомните преподобную Марию Египетскую. Живя в пустыне, она много лет не видела и не слышала чего-то, что бы смущало ее душу. В ее жизнеописании мы читаем: «Семнадцать лет провела я в этой пустыне, словно с лютыми зверями борясь со своими помыслами… Когда я начинала вкушать пищу, тотчас приходил помысл о мясе и рыбе, к которым я привыкла в Египте. Хотелось мне и вина, потому что я много пила его, когда была в миру. Здесь же, не имея часто простой воды и пищи, я люто страдала от жажды и голода. Терпела я и более сильные бедствия: мной овладевало желание любодейных песен, они будто слышались мне, смущая сердце и слух». И что же она? Читаем: «Плача и бия себя в грудь, я вспоминала тогда обеты, которые давала, идя в пустыню, пред иконой Святой Богородицы, Поручницы моей, и плакала, моля отогнать терзавшие душу помыслы». Вот что значит вырвать око и отрубить руку: решительность отвергнуть грех в помысле своем и не совершать его делом.

Когда Господь говорит о геенне, Он говорит не как пророк, а как Бог. Эти слова — предостережение любящего нас Господа Иисуса Христа, который Сам страдал ради нас даже до смерти. Отсюда такой призыв к решительности борьбы с грехом.

Руководитель миссионерского отдела Покровской епархии, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы п. Приволжское священник Артемий Добрынин«Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лк. 23, 28–31).

Руководитель миссионерского отдела Покровской епархии, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы п. Приволжское священник Артемий Добрынин:

— По мнению архиепископа Аверкия (Таушева), «дщери Иерусалимския» — это любвеобильное обращение, указывающее на благорасположение Господа к этим женщинам. «Плачьте о себе и о детях ваших» — в этих словах Господь дает предупреждение о бедствиях, которые постигнут этих женщин и их детей. Он имеет в виду ту самую страшную клятву, которую навлекли на себя иудеи, кричавшие: Кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27, 25).

«Ибо приходят дни…» — здесь говорится о том, что приходят дни страшных бедствий. В эти дни благословение чадородия превратится в проклятие, и будут считаться блаженными те, кто были неплодными и находились под гневом Божиим.

«Тогда начнут говорить горам: падите на нас…» — этим самым Господь говорит о великих бедствиях, которые постигнут народ израильский. Здесь речь идет о разрушении Иерусалима Титом, произошедшее в 70 году.

«Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет» — эта фраза, скорее всего, народное присловье. Под зеленеющим деревом Господь подразумевает Себя, а под сухим деревом — народ иудейский. Если Ему, Невинному, не давали пощады, то что тогда будет с виновным народом?

«Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12, 49).

Благочинный Андреевского округа, настоятель Свято-Андреевского храма г. Маркса протоиерей Валерий Генсицкий:

Благочинный Андреевского округа, настоятель Свято-Андреевского храма г. Маркса протоиерей Валерий Генсицкий— Речь здесь, очевидно, иносказательная. Огонь — символ бедствий и потрясений, переворотов и внутренних семейных раздоров. По мнению толкователей Священного Писания, пришествие в мир Искупителя, основание нового Царства на земле, распространение Евангелия сопровождалось нестроениями и разногласиями между людьми, т. к. народ выбирал — стать на сторону Христа или идти против Него. Это не значит, что Христос пришел на землю для того, чтобы произвести раздоры и несогласия, но такова испорченная природа человеческая. Господь пришел на землю, чтобы исправить природу Своего творения.

Существо огня состоит в том, что он разрушает вещи и истребляет все, что может быть истреблено, а не поддающееся его разрушительному действию очищает от всяких примесей. Мы должны видеть в огне ту духовную силу, которая разрушает настоящий строй мира, уничтожает в нем все тленное и противобожественное. Эта сила очищает сущность этого мира, преображает его в новый, способный к вечному существованию.

Господь желает, чтобы этим огнем, поедающим всякое вещественное и нечистое помышление, возгорелись сердца наши. Духом пламенейте, Господу служите (Рим. 12, 11), — призывает нас апостол Павел.

Подготовила Наталия Комиссарова

Оставить комментарий
Поделиться в: