Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Их спасала вера

Они приняли мученическую смерть, своей верой и кровью засвидетельствовав любовь к Богу. В рамках празднования Собора Саратовских святых в Энгельсском городском краеведческом музее состоялось торжественное открытие выставки «Чтобы знали и помнили!», посвященной новомученикам и исповедникам, чьи жизни и служение были связаны с Покровской епархией.

Небо не пусто

История гонений на Православную Церковь долгое время была неизвестна многим людям. В последние годы нам открываются ее страницы. Они поражают, с одной стороны, своим трагизмом, а с другой — примерами стойкости подвижников веры и благочестия.

— Это люди удивительных судеб, мужественные и стойкие. Простому человеку даже трудно бывает понять, что двигало ими, когда они осознанно шли на страшные муки, на смерть за веру, за Христа, — говорит руководитель отдела по взаимодействию Церкви и общества Покровской епархии, координатор проекта Елена Александровна Гранкина. — Мысль о создании этой выставки родилась, когда в Покровской епархии проходило первое празднование Собора Саратовских святых. В городском краеведческом музее была представлена выставка Саратовской митрополии «Гонения на Русскую Православную Церковь». Тогда и возникла идея собрать всю имеющуюся информацию о священниках и мирянах, пострадавших за веру, и о разрушенных в годы гонений храмах Покровской епархии.

На выставке «Чтобы знали и помнили!», подготовленной в рамках Международного грантового конкурса «Православная инициатива», представлены копии около ста уникальных документов и фотографий, свидетельствующих о разрушении храмов и репрессиях священномучеников и мирян, открыто исповедовавших православную веру, в 20–30-е годы двадцатого века.

Покровская епархия хранит память о восьми священномучениках, но на самом деле людей, прошедших через лагеря, ссылки и преследования за свою любовь к Богу, гораздо больше. Участникам проекта приходилось собирать информацию буквально по крупицам в архивах, музеях. Богатый материал был предоставлен комиссией по канонизации подвижников благочестия Саратовской митрополии и, в частности, ее руководителем священником Максимом Плякиным.

В приветственном адресе Епископа Пахомия, зачитанном на открытии выставки, приводятся слова священномученика Михаила Платонова на показательном судебном процессе над саратовским духовенством в 1918 году: «Я верю, что Небо не пусто, там есть жизнь, я не верю в смерть. Если вы меня убьете, я буду жить».

— С тех пор прошло без малого сто лет, — говорится далее в приветственном адресе. — И может возникнуть вопрос: а зачем нам помнить все эти ужасные страницы нашей истории? Как мудро сказал один мыслитель: народы, не знающие своей истории, обречены пережить ее снова. Мы должны помнить, к чему приводит агрессия, неумение уважать других людей, пусть не согласных с нами, а также мы не должны забывать о том, что человек может сделать очень много, если сердце его согревает вера в Бога и любовь к людям. И даже перед лицом смерти можно сохранить человеческое достоинство, если верить в то, что Небо не пусто.

В подготовке выставочной экспозиции и реализации проекта принимали участие музеи краеведения Саратова, Энгельса, Балакова, Пугачева, Маркса, Озинок, были использованы материалы Государственных архивов Саратовской и Самарской областей, исторического архива немцев Поволжья, книги Е. М. Ериной «Под Покровом Богородицы», изыскания краеведов, свидетельства родственников репрессированных. Когда в завершении торжества всем, кто внес свой вклад в ее создание, вручали благодарственные письма Епископа Пахомия, первым прозвучало имя священника Максима Плякина. Вместе со своими коллегами он около двадцати лет занимается кропотливым трудом по сбору сведений о саратовских новомучениках. На открытии выставки отец Максим Плякин выступил в роли экскурсовода, и его живой проникновенный рассказ перенес всех присутствующих в страшную атмосферу репрессий и жестоких расправ с невинными людьми.

Расстрелять, и чем больше, тем лучше

Советская власть с первых лет своего существования начала борьбу с Православной Церковью. Об этом свидетельствует письмо В. И. Ленина с грифом «строго секретно членам Политбюро» от 19 мая 1922 года: «Изъятие ценностей должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно, ни перед чем не останавливаясь и в самые кратчайшие сроки. Чем большее число представителей реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше». О том, как проходила реализация этого указания в Покровской епархии, красноречиво свидетельствовала выставочная экспозиция «Чтобы знали и помнили!».

Первый стенд представлял фотографии храмов центра Покровской и Николаевской епархии, г. Покровска (Энгельса), не переживших богоборческого времени, и в частности, храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, давшего имя нашему городу. На этом памятном месте сейчас завершается строительство небольшого храма-часовни, которая также будет освящена в честь Покрова Божией Матери.

Каждый, кто заходит сегодня в кафедральный Свято-Троицкий собор, может приложиться к ковчегу с мощами преподобномученика Гавриила Мелекесского. Он здесь начинал свое служение и в 1921 году был рукоположен в сан диакона, а в 1922 году — в сан иерея. Впоследствии святой служил в Покровском храме Марфо-Мариинской обители, в Богоявленском монастыре, где был пострижен в монашество с именем Гавриил, а год спустя возведен в сан игумена.

Прихожане московских храмов почитали святого Гавриила, веря в силу его молитв и заступничество перед Богом. Он неоднократно подвергался арестам, ссылкам, перенес немало издевательств над собой: его избивали, выводили на мороз босиком, пытались отравить. Но благодатью Божией святому Гавриилу удавалось умирить даже надзирателей лагеря.

На выставочном стенде представлена фотография не только самого преподобноисповедника, но и его родного брата — Афанасия Ивановича Игошкина. Афанасий Иванович был старостой в церкви в честь Вознесения Господня. После ареста настоятеля Вознесенской церкви отца Иакова Борищева и тех, кто с ним служил (всех приговорили к высшей мере наказания), власти ее закрыли. Было решено направить Афанасия Ивановича в Москву хлопотать об открытии церкви. Вернулся он домой из столицы ни с чем. В феврале 1938 года арестовали и самого активного защитника храма, а вместе с ним и членов церковно-приходского совета Вознесенской церкви. На следующий день было уже готово обвинительное заключение. 28 февраля 1938 года прихожан Вознесенской церкви расстреляли.

Краеведы подсчитали, что в общей сложности на территории нынешней Саратовской области к числу разрушенных или серьезно пострадавших можно отнести около 1200 объектов. Многие можно увидеть сегодня только на фотографии, а некоторые не имеют и этого свидетельства о своем существовании. На выставке представлены лишь странички справочника Самарской епархии на начало XX века с их скупыми паспортными данными.

В Балаковском благочинии чтят память о славной династии священнослужителей Юнгеровых. Святой праведный Александр Юнгеров (Чагринский), основатель династии, служил еще до революции, был причислен к лику святых в 2000 году. Там же продолжили служение его потомки. Сын, Павел Александрович, стал одним из видных специалистов по Священному Писанию, и среди академистов он, наверное, даже более известен, чем его святой родитель. Его перевод Ветхого Завета и поныне остается одним из лучших. Посвятил себя служению Богу и средний сын Александра Чагринского Василий Юнгеров, который тоже стал священником и по стопам которого пошли его сыновья.

На приходах Николаевского уезда, тогда еще Самарской губернии, служили представители нескольких поколений династии Самуиловых. Двое из них были репрессированы в годы гонений на Православную Церковь — отец Сергий и его сын Константин.

Когда в ноябре 1930 года был арестован протоиерей Сергий Самуилов, епископ Павел (Флеринский) предложил сыну занять его место в соборе. На третий день после хиротонии отца Константина епископа Павла арестовали, а 30 апреля 1931 года вместе с отцом Сергием Самуиловым приговорили к тюремному заключению. По дороге в ссылку отец Сергий скончался.

Первые два года священнической деятельности отец Константин ограничивался только службой в храме. Затем стал распространять религиозную литературу, как среди верующих граждан, так и среди учащихся школ. На своей квартире занимался обучением детей Закону Божию. В этом деле ему помогали сестры. В сентябре 1934 года отец Константин был арестован, а его сестер — Софью и Наталью — приговорили к трехлетней ссылке в Узбекистан. Есть данные, что отца Константина направили в Ухтомско-Печерские лагеря, г. Чибью, где он и скончался.

Борьба репрессивной системы с духовенством была беспощадной, даже старцы расценивались как потенциальные враги. На момент осуждения к последнему сроку заключения в Карагандинский лагерь священномученику Иоанну Заседателеву исполнилось 78 лет (он был единственным настоятелем единоверческого храма в честь Рождества Богородицы г. Николаевска Самарской губернии, ныне г. Пугачев). Отец Иоанн скончался в пути на лагерном этапе от истощения и пневмонии.

Место паломничества

Отдельного рассказа был удостоен Вавилов Дол, сегодня одно из наиболее известных и почитаемых святых мест Саратовской епархии, а в годы гонений – место трагических событий. По преданию, здесь уединенно протекала молитвенная жизнь пещерного Никольского мужского монастыря. В 20-е годы здесь находили пристанище возвратившиеся из ссылок, изгнанные из закрытых и разрушенных храмов и монастырей священники и монахи, а также миряне, которые не хотели служить новой безбожной власти. Так и сложилась сплоченная община, совершались богослужения в Никольском храме, крестьяне из окрестных сел тянулись сюда за утешением и советом.

В 1929 году обитатели Вавилова Дола были арестованы. По приговору Самарского суда почти всех насельников в духовном сане расстреляли, крестьян, помогавших духовенству, приговорили к длительным срокам заключения. Храм, кельи и землянки, в которых жили его обитатели, – все было разрушено. Даже паломничества в Вавилов Дол жестоко пресекались. Но, несмотря ни на что, память об этом святом месте сохранилась.

В 90-е годы Вавилов Дол становится центром паломничества верующих Самарской и Саратовской епархий. Сегодня там, где стоял когда-то Никольский храм, возведена часовня, в которой хранится список убиенных священников и мирян. В нем 29 имен. Об упокоении их душ молятся православные паломники. Более десяти лет сюда ежегодно совершается многодневный крестный ход, посвященный памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Наш долг перед Богом и людьми

Эта выставка — первая попытка рассказать о гонениях на Православную Церковь, происходивших не только в центре, в городах губернии, но и в ее глубинках.

— Я надеюсь, что этот опыт будет продолжен в других муниципальных районах, потому что материал о пострадавших за веру Христову постоянно пополняется новыми сведениями, — сказал священник Максим Плякин. — Если учет имен репрессированных в ХХ веке мы начинали с цифры 762, то сейчас их уже 1300 человек. Каждый год нам добавляет от пятидесяти до ста имен. И большая часть пополнения этого заупокойного синодика происходит в результате обращений потомков. Несмотря на то что держать дома какие-либо документы о родственниках, причисленных к врагам народа, было небезопасно, они их сохранили, и некоторые из них представлены сегодня на выставке. Ее название «Чтобы помнили и знали!» говорит само за себя. Со времени окончания гонений на Церковь прошло четверть века, но многие до сих пор не знают о тех трагических событиях, которые должны стать уроком для всех последующих поколений.

Планируется, что после месяца работы в музее выставка будет представлена в других муниципальных районах. Ее электронную версию получат образовательные учреждения всех восемнадцати районов Покровской епархии, выпущена брошюра по материалам этой экспозиции. Выставка мобильна, и ее организаторы намерены познакомить с ней как можно больше людей.

Когда мы говорили с отцом Максимом о стойкости новомучеников, о том, что дух мученического подвига очень часто остается непонятым нашими современниками, он сказал: «Сколько раз пытались Церковь уничтожить, и никогда это не получалось. Гонения — это то, что Церковь не только возвращает к идеалу, это то, что ее питает». И процитировал древнего христианского писателя: «Кровь мучеников — это семя христианства».

Наталья Абрамова

Оставить комментарий
Поделиться в: