Образ Покрова Пресвятой Богородицы
Отмечая праздник Покрова Пресвятой Богородицы, мы не всегда успеваем в деталях рассмотреть его икону, лежащую на аналое. Ведь наше внимание привлекают и пение хора, и проповедь священнослужителей. И порой образ остается «не услышанным». А ведь он тоже может рассказать много интересного.
Чудесная защита
Событие, изображенное на этой иконе, произошло в Х веке в Константинополе во время царствования императора Льва Мудрого. Во Влахернском храме Константинополя, где хранились риза Богородицы, головной покров и часть Ее пояса, во время всенощного бдения случилось удивительное явление. Блаженный Андрей и его ученик Епифаний удостоились видеть Пресвятую Деву в сопровождении Иоанна Предтечи и апостола Иоанна Богослова. Богоматерь молилась за предстоящих в храме людей и, сняв с головы Свой плат, простерла его над собравшимися. «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?» — спросил ученика блаженный Андрей. «Вижу, святой отче, и ужасаюся», — отвечал ему Епифаний.
В некоторых исторических источниках говорится о том, что на город в это время напали сарацины (арабы), в других врагами жителей Константинополя, усердно молившихся Матери Божией, названы наши предки славяне. Но неизменной во всех версиях остается молитва и защита Матери Божией. На иконе мы видим Ее, шествующей по воздуху. Покров, дарующий заступничество Царицы Небесной, выделен ярко-красным цветом. Иконописцы следуют описанию видения в житии святого Андрея, где подчеркивалось, что простираемый плат был «молнии подобен». Матерь Божия молится Своему Сыну, Ей последуют святой Иоанн Креститель, апостолы, святители.
Блаженный Андрей
В нижнем правом углу изображен блаженный Андрей, указующий своему юному ученику на Богородицу. За ними народ, молящийся в храме.
Возникает вопрос: почему этот святой назван блаженным, то есть счастливым, в переводе на современный язык? Блаженными называют людей, которые для того, чтобы побороть в своем сердце гордость и тщеславие, притворяются безумными и терпят за это от людей насмешки. Своими странными поступками они показывают окружающим, что наша маленькая земная правда может противоречить Истине Христовой. Ведь порой, добиваясь справедливости, мы на самом деле просто отстаиваем свои интересы.
Юродивые призывают людей к нелицемерной жизни по заповедям Божиим. Их слова нередко становятся пророческими, за подвиг мнимого безумия Господь дает юродивым настоящую духовную мудрость. Счастье блаженных не в утешении земными благами. Счастливыми их делает Сам Господь.
С древности одним из самых известных на Руси юродивых был блаженный Андрей. На рубеже IX–Х веков в столице Византийской империи Константинополе жил некий муж по имени Феогност. Среди его слуг был славянин Андрей. Он был человеком добрым, честным, очень любил читать Священное Писание, молиться Богу и посещать храм.
Однажды в сонном видении блаженный увидел два войска. В одном были мужи в светлых одеждах, в другом — черные и страшные бесы. Ангел Божий, который держал в руке чудесные венцы, сказал святому Андрею, что венцы эти — не украшение земного мира, а небесное сокровище, которым Господь награждает Своих воинов, побеждающих черные полчища. «Иди на добрый подвиг, будь юродив ради Меня и много получишь в день Царства Моего», — услышал блаженный. Святой понял, что Сам Господь призывает его на подвиг.
С этого времени блаженный Андрей начал ходить по улицам города в рубище, как будто разум его помутился. Многие годы терпел святой насмешки, оскорбления. Благодушно сносил он побои, голод и жажду, стужу и зной, прося милостыню и отдавая ее другим нищим. За великое терпение и смирение святой получил от Господа дар пророчества и прозорливости, спас многих от душевной погибели. Его память Церковь празднует на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы — 15 октября.
Еще при жизни святой Андрей удостоился посещения небесных обителей. Созерцая красоту Рая, он удивился, что не видит здесь Богородицу. «Пресветлейшую Небесных Сил Царицу хотел ты увидеть? Но Ее нет здесь. Она удалилась в многобедственный мир — помогать людям и утешать скорбящих», — услышал блаженный. А вскоре ему представился случай увидеть Матерь Божию уже на земле. Об этом мы вспоминаем в праздник Покрова.
Автор акафиста
Внизу в центре образа изображен преподобный Роман Сладкопевец, стоящий на амвоне со свитком в руках. На этом свитке написано: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит». Опять возникает вопрос: при чем здесь тропарь Рождества Христова? И как преподобный Роман вообще попал на эту икону, ведь жил он в V–VI веках?
Ответ на эти вопросы прост: икона — это не фотография, а некий собирательный, символический образ. На нем могут быть святые, жившие в разное время, но духовно связанные с изображенным событием. Исследуя загадки такого образа, мы узнаем гораздо больше, чем изучая фотографию, запечатлевшую тот или иной момент.
Именно по молитвам Богородицы преподобный Роман обрел красивый, мелодичный голос и поэтический дар, благодаря которому он написал кондак Рождеству Христову, акафист Божией Матери, по образцу которого до наших дней создаются все акафисты, а также создал сотни молитв и гимнов на различные церковные праздники.
Слева от него — император Лев Мудрый и патриарх Тарасий, который тоже жил намного раньше, но в свое время он был ревностным защитником почитания икон Богородицы.
Детали образа
Через два с половиной века после явления Божией Матери во Влахернском храме наш русский князь — святой благоверный Андрей Боголюбский — изумился, что такое замечательное событие никак не отражено в русской богослужебной традиции. И во многом благодаря его попечению и ходатайству праздник Покрова Пресвятой Богородицы был установлен на Руси, быстро вошел в обиход и с тех пор считается одним из самых любимых и почитаемых праздников, которому посвящено множество икон и фресковых росписей.
Общепринято выделять два основных иконографических извода Покрова — так называемые «суздальский» (среднерусский) и «новгородский». В первом случае Богоматерь изображается перед храмом, простирающей Свой мафорий над всеми присутствующими. Внизу в центре обычно располагается амвон, на котором стоит святой Роман Сладкопевец со свитком в руках.
Наиболее ранним образцом этого типа является храмовая икона Покровского Суздальского монастыря второй половины XIV века (ныне образ находится в Государственной Третьяковской галерее). Архитектура заднего плана передает общие черты построек во Влахернах — базилики с двускатной крышей и круглой купольной церкви. Сооружение базиликального типа повторяется на иконе конца XV века из этого же монастыря (Владимиро-Суздальский музей-заповедник).
В «новгородском» варианте плат поддерживают Ангелы, а не Сама Богородица, представленная внутри храма над закрытыми царскими вратами. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом (Новгородский музей). Архитектура на заднем плане совсем иная — трехнефный храм венчают пять главок с куполами.
Оба варианта имеют и схожие черты. Как правило, в нижней части изображался очевидец влахернского чуда святой Андрей, указующий своему юному ученику на образ Пречистой Девы.
В конце XV века происходит объединение двух иконографических вариантов сцены. На иконе-таблетке из Софийского собора в Новгороде, композиция которой станет образцом для многих памятников XVI столетия, плат над Богоматерью держат Ангелы, а внизу изображается святой Роман. Для поздних образов характерно включение бо/льшего количества действующих лиц, в том числе и многих святых, сопровождающих Богородицу.
Почитание Покрова Богородицы на Руси дало основание изображать на иконах праздника не только непосредственных участников чудесного события во Влахернском храме, но и русских святых. Об этом говорится и в каноне праздника: «Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики, и со архиереи, за ны грешныя Богу помолимся, Твоего покрова праздник в Российстей земли прославльшия» (8 песнь канона).
Праздник Покрова Богоматери и икона Покрова, ставшая символом неустанного заступничества Божией Матери за род христианский, полюбились русскому народу. И хотя это событие не относится к числу двунадесятых праздников, но почитается наравне с ними. Есть немало примеров того, что икону Покрова включали в праздничный ряд иконостаса.
Подготовила Марина Шмелева
13 октября 2016 г.