Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Церковное воспитание: плоды и листья

Пожалуй, никто не знает, кем станет тот или иной человек, когда вырастет. Разве что дети, убежденные в том, что они — будущие космонавты, спортсмены и кинозвезды. Но так все-таки кем они станут? Какими людьми? Как на становление личности может повлиять Церковь Христова? И может ли? Об этом беседуем с настоятелем храма во имя святого Архангела Михаила с. Питерка священником Сергием Ясиновским, отцом троих детей. И педагогом воскресной школы, которая действует при храме на протяжении пятнадцати лет — со дня образования прихода. 

— Отец Сергий, что Вам представляется при словах «церковное воспитание»?

— Воспитание — это сама жизнь. Как священник могу сказать, что ребенок из воцерковленной семьи легко входит в среду церковную. Он живет жизнью Церкви, участвует в таинствах и таким образом органично получает воспитание, о котором мы говорим.

— Есть ли в этом смысл? В конце концов, личность формируется в семье.

— Если родители образованные, высоконравственные люди, то и их ребенок будет воспитан соответствующе. При этом родители могут быть и не церковными людьми. У человека же, растущего в христианской, церковной среде, с детства появляется ориентир, стержень в жизни, духовной и светской. Не обязательно он станет священником, свяжет жизнь с Церковью, но, безусловно, вот эта христианская нравственность поможет ему проложить дорогу в жизни и состояться как человеку, личности.

— Стоит ли тянуть ребенка в Церковь, если, как известно, Христос каждого призывает Сам?

— Это так, однако Христос также сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 14). Я рос в советском обществе, моя семья не была церковной, но если бы мне дали хоть какое-нибудь церковное воспитание, понятие о Боге, я бы избежал многих ошибок. Христианские нравственные заповеди, которым учат с детства, указывают ребенку направление, благодаря которому он понимает, что хорошо, а что плохо. Да, нельзя заставлять его молиться, поститься, но показать ребенку красоту веры, Церкви родители обязаны.

— К вопросу об ошибках. Есть такое высказывание: «Мать говорила, предупреждала, а дитя по-своему поступало»…

— Действительно, в подростковом возрасте человек начинает всему противодействовать. Может быть, с соблюдением заповедей получилось что-нибудь подобное: подросток не знает о христианских заповедях от родителей, которые, по его мнению, постоянно заставляют что-то делать, и поэтому не идет против них. Но грехопадение ведь случается с человеком в любом случае, вне зависимости от знания или незнания заповедей. Мы, взрослые люди, знающие Священное Писание, состоявшиеся в Церкви, все равно согрешаем и каемся. Каемся не в том, что совершили в молодости, а в том, что совершили, будучи зрелыми христианами. Мы не можем застраховать себя и своих детей от греха. Это выбор человека, и каким бы он ни был, Бог этот выбор уважает.

— Может ли личность сформироваться без Церкви? Что это за личность будет?

— Трудно сказать. Мы знаем великомученицу Варвару, которая воспитывалась в языческой среде, но она все равно пришла к Истинному Богу. Знаем Николая Гавриловича Чернышевского. Он родился в семье священника, учился в семинарии, а стал революционером. Формирование личности зависит от многих факторов. Христианское воспитание, конечно, влияет на человека, хотя и не определяет, каким он в конце концов станет.

— Но церковная среда — богослужение, священники, люди — хоть сколько-нибудь благотворно влияют на личность ребенка, подростка?

— Конечно! Я могу привести в пример своих детей и воспитанников воскресной школы, как из воцерковленных, так и невоцерковленных семей. В школе вместо оценок мы ставим «плюсики». В конце года на школьной ярмарке их можно обменять на призы. И сколько лет подряд замечаю: если кому-то не хватает «плюсиков», дети охотно делятся. Это трогательно, потому что дети фактически чужие, но при этом чувство братского плеча, желание позаботиться о младших у них есть. Дети меняются, поэтому, считаю, что знакомить их с миром Церкви нужно с самого начала. Русская пословица гласит: «Учи дитя, пока поперек лавки укладывается, а во всю вытянется — не научишь». Это правильно. С детства человек будет знать, где ему молиться, причащаться, и будет чувствовать себя в храме комфортно.

— Как Вы думаете, чему человек учится в Церкви?

— Жизни. Читая Библию, Евангелие, жития святых, мы видим развитие всего рода человеческого, нашего общества и самого человека. Мы учимся познавать добро и зло. Самое главное, на мой взгляд, что ребенок получает в Церкви, — это возможность увидеть свои недостатки, начать борьбу с ними и таким образом открыть в себе лучшие качества. Родители в этом тоже, безусловно, должны ему помогать.

Вообще, человек, выросший в Церкви, впитавший нравственные устои, евангельские заповеди, участвующий в Таинствах, развивается гармонично и прекрасно существует в светском обществе. Воспитанники нашей воскресной школы смогли устроиться в жизни, создать семьи, обрести профессию. Я тоже выпускник воскресной школы, и у меня, и у моих друзей все хорошо. Конечно, если жить по мысли: «Клюй ближнего и обижай нижнего», то рано или поздно ты сам окажешься на том месте, на той ветке, где тебя будут обижать и унижать. А если будешь жить высокими нравственными заповедями, то и сам будешь жить хорошо, и тех, кто вокруг, к себе подтягивать. Жизнь станет другой, вокруг тебя сформируется другое общество. Лично я не знаю людей, которые связали свою жизнь с Церковью и имели бы проблемы в светском обществе.

— А кто или что именно в Церкви воспитывает ребенка?

— Все в комплексе. Таинства формируют сакральное общение человека с Богом. Например, мой младший сын как-то опаздывал на службу и попросил меня передать Богу, что он обязательно придет. Получается, что ребенок в материальном храме со свечками и иконами чувствует то, что незримо. Он ощущает присутствие Бога. Общество верующих, в котором ребенок находится, показывает ему, что он часть Церкви Христовой. Проповеди священника тоже многому учат.

— Вы сказали, что человек высокой нравственной жизни способен изменить вокруг себя многое в лучшую сторону. В том числе, наверное, и отношение к себе. Но в подростковом возрасте человек нередко подвергается нападкам со стороны сверстников. Его не понимают, критикуют. Его нравственная жизнь, вера тоже может стать предметом насмешек. Как этого избежать и не стать белой вороной?

— Обычно так и происходит. Помочь, поддержать ребенка в этой ситуации могут родители, старшие наставники. Все зависит от их мудрости. И от личности самого ребенка, конечно. Если он не сломается, не свернет с пути, то общество, как правило, потом будет уважать его за его выдержку, правильный настрой. Хотя бывает и наоборот. Ребенок сдается и бросает воскресную школу, храм. Ну что поделаешь? Придет время, и все образуется, ведь Христос, как мы говорили, Сам приведет к Себе человека, тем более, что у того уже есть представления о вере, нравственности, Боге. Рано или поздно человек найдет в себе силы и сможет вернуться к Христу. Я знаю таких ребят.

С одной стороны, ломаются все: будь то взрослые, подростки, дети. Сейчас нет гонений, но все равно открыто говорить о своей вере любому человеку сложно, потому как верующих до сих пор по сохранившимся стереотипам воспринимают как слабых и неграмотных людей.

Тот факт, что мы ходим в храм, не гарантирует, что теперь у нас в жизни все хорошо будет. Жертва Христу должна быть, и не важно, взрослый ты человек или ребенок. Но мы знаем, что Господь посылает нам испытания по силам и знаем Его слова: кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов (Лк. 9, 26).

С другой стороны, подростковый возраст — время протестов и неформальных движений. Участие в жизни Церкви тоже может стать для подростка таким неформальным движением, попыткой идти против течения, возможностью проявить самостоятельность, последовать за Христом. И если он будет терпеть, жить, руководствуясь нравственностью, Христос поможет — Святым Духом ребенок будет умудряться, укрепляться и все преодолеет.

Я сам прошел через это. Я ходил в храм и воскресную школу, а одноклассники меня не принимали. Если я к кому-то подходил, тот автоматически становился изгоем. Случилось так, что от меня отвернулись даже те, кто ходил со мной в храм и скрывал это. Было больно, но я понимал — у каждого свой путь. Вот у меня такой. Я рад, что ни на кого не обиделся тогда, потому что сейчас мы все общаемся и дружим.

— Отец Сергий, как Вы думаете, церковное воспитание — это основа или же дополнение к тому воспитанию, которое дает семья, общество, школа и т. д.?

— Как посмотреть. Можно сказать, что христианское воспитание — только одна составляющая, всего лишь одна сторона жизни. Можно сказать, что стержень, фундамент. Вот, к примеру, большое дерево с раскидистыми ветвями. Что важнее: ветви или ствол? Если убрать ветви, останется ствол. А если ствол убрать? Вообще не будет дерева. То же самое и с церковным воспитанием. Господь так сказал: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5).

 

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: