Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Уроки столетия в перспективе развития современного общества

Доклад Епископа Пахомия на Пленарном заседании IV Покровских образовательных чтений.

Тема, которая выбрана и для Рождественских, и для региональных образовательных чтений, заставляет задуматься всех людей, неравнодушных к истории нашего Отечества. Так устроена наша историческая память, что в годовщины событий мы вольно или невольно обращаем к ним мысленный взор. Скоро наступит 2017 год, а это значит, что многие люди – историки, философы, богословы, публицисты – будут вновь и вновь вспоминать революционные события столетней давности. События, которые буквально разорвали историю нашей страны на две эпохи – до и после. За несколько лет произошли кардинальные перемены в государственном устройстве, образовании, экономике, в самом мировоззрении и мировосприятии наших соотечественников.

Революция 1917 года принадлежит к разряду тех событий, которые мало кого оставляют равнодушными даже спустя сто лет. Глобальные перемены русского бытия, кровопролитная и беспощадная Гражданская война, каток массовых репрессий – все это дает нам повод вспоминать этот  этап развития русской истории как одну большую трагедию. Как тут не вспомнить слова Бертрана Рассела: «Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать».

Однако история, как известно, сослагательного наклонения не терпит. Мы не можем считать часть своего опыта, будь то личного, будь то общенародного, испорченной страницей, которую написали случайно и о которой нужно поскорее забыть. Нам нужно постараться дать оценку этим событиям, проанализировать их последствия и извлечь ценные уроки для будущего. Как сказал в свое время Мигель де Сервантес, история – это свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.

Выступая на заседании Оргкомитета XXV Международных Рождественских образовательных чтений, митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий отметил: «Эта тема требует глубокого и вдумчивого осмысления событий минувшего столетия, особенно же — последствий и итогов Октябрьской революции 1917 года, произошедшей в России и ставшей, без преувеличения, поворотным моментом, как в новейшей истории нашей страны, так и всей европейской истории трагического XX века. Убежден, что церковно-общественный диалог в рамках Рождественского образовательного форума станет важным вкладом в сохранение исторической памяти и укрепление единства в понимании ключевых событий отечественной истории».

Безусловно, мы не можем претендовать на всеобъемлющий анализ такого глобального события. Это дело не одного поколения историков. Но каждый из нас призван к внимательному осмыслению прошлого в перспективе своего личного развития, а также совершенствования того дела, которое ему поручено Богом.

Какие же уроки мы с вами – священнослужители, педагоги, общественные деятели – можем извлечь лично для себя? Один из главных уроков, на мой взгляд, – важность повседневных дел и поступков, личная ответственность за то, что происходит в стране. К сожалению, все мы совершаем грехи, ошибки. И порой каждому из нас в перспективе дня, недели они кажутся несущественными. Но если мы проанализируем прожитый год, целый период своей жизни, то увидим, что эти мелочи медленно, но верно ведут нас к тяжелым последствиям.

Революционные события развиваются на протяжении нескольких десятилетий. Смута охватывает умы и сердца, в стране с начала ХХ века идут грабежи, поджоги, народ охвачен разгулом самых низменных страстей. Историк и писатель Феликс Вельевич Разумовский пишет об этом: «Между тем точную дату начала русской Смуты XX века назвать невозможно. Это не событие, а явление, которое проявляется постепенно. И возникает естественный вопрос: а почему же русское общество проявило в данном случае поистине фантастическое легкомыслие? Так вот, тут дело в нашей феноменальной беспочвенности, в незнании собственного народа, своей страны. “Всё богатство, разнообразие, красота Российской империи и ее прошлого шли мимо нашего школьного обучения, как и красота Православия”, – напишет в своих мемуарах Ариадна Тыркова. Это наша большая беда, до сих пор не преодоленная, не избытая. И потому, кстати, великая Смута начала ХХ века, вся эта чудовищная по размаху Гражданская война явилась для нас полной неожиданностью».[1]

Мы сегодня живем в относительно спокойное и мирное время, но должны всегда помнить о том, что наше «завтра» творится из множества дел и поступков. Когда мы, воспитывая детей, внушаем им неуважительное отношение к собственному Отечеству, к духовным традициям, обязательно вспомним о том, что все это уже было однажды. Когда слепо копируем праздники сомнительного происхождения (как не сказать во второй половине октября о повальном увлечении совершенно диким праздником Хэллоуином?), вспомним о повальном нигилизме и оккультных увлечениях предреволюционной поры. Не стоит думать, что разгул страстей, анархия, влекущая за собой реки крови, не могут повториться уже по другому сценарию. Ведь причина революции, прежде всего, в состоянии душ и умов. Это явление духовного порядка, болезнь русского духа, с которой Русский мир не смог справиться. [2]

Также прошедшее столетие учит нас вдумчивому отношению ко всякого рода массовой пропаганде. Координатор проекта «Белые воины» Руслан Григорьевич Гагкуев в одном из своих интервью причиной победы большевиков называет то, что они «за годы революционной борьбы, ведения агитации научились говорить на доступном для народа языке. Понятные для масс лозунги, завоевавшие популярность, тем не менее, не всегда были выполнимы»[3] . Сегодня мы также можем наблюдать, как всякого рода клише, лозунги влияют на массовое сознание. Тем более что современные технические средства позволяют тиражировать любую пропаганду с невиданной ранее скоростью и в невиданных объемах. Поэтому перед нами очень остро стоит задача – научить людей думать. Особенно это важно сделать в детском и подростковом возрасте. Тут роль педагога сложно переоценить. Пусть нам неподвластны глобальные процессы, происходящие в обществе, но зажечь в сердцах своих учеников любовь к умной книге, к сложным мыслям задача хотя и трудная, но все же выполнимая.

Об одном из самых страшных и трагических итогов событий столетней давности просто и емко сказал Михаил Александрович Шолохов в своем Романе «Тихий Дон»: «Подешевел человек за революцию». Не только жизнь и физическая безопасность отдельного человека, но и его достоинство, честь, убеждения теряют всякую цену. Для эфемерного счастья в туманном будущем абстрактного большинства в жертву приносят судьбы многих людей.

Не стоит думать, что это проблема только революционного времени. Чтобы человек имел истинную ценность, она должна быть основана на четких критериях добра и зла. Когда человек искушается тем, что может обойтись без Бога, он сам определяет, что есть добро и что есть зло, что допустимо, а что запретно. Если Бога нет, то нет и общепринятого критерия, точки отсчёта, нет шкалы, по которой можно определить, что есть зло, а что – добродетель. Все становится относительным. Тогда по мысли Достоевского, «всё позволено» [4]. Примеров последствий такой относительности предостаточно в истории ХХ века.

Желая получить не свободу во Христе, а свободу мнимую, человек сам того не  понимая, обрекает себя на рабство. Освобождение от религиозных запретов и ограничений привело к тоталитарному режиму, к десяткам миллионов жертв. Настоящим символом этого процесса становится Соловецкий монастырь. На месте прославленной монашеской обители, в которую до революции тысячи людей ехали добровольно, чтобы потрудиться во славу Божию, возникает исправительно-трудовой концлагерь.

Но не стоит думать, что прошедшее столетие в нашей стране – это сплошной мрак и ужас. Нельзя не назвать в качестве уроков нам сегодняшним мужество воинов и тружеников тыла во время Великой Отечественной войны, трудолюбие и бескорыстие всех тех, кто поднимал страну из послевоенных руин, увлеченность ученых, изобретателей, честность многих простых русских тружеников.

И, конечно, великим примером для каждого верующего человека является подвиг и верность новомучеников. В ХХ веке Русская Православная Церковь явила миру огромное количество людей, которые за свою веру, за христианские принципы не побоялись претерпеть лишения, страдания и смерть. Можно говорить о том, что новомученики показали нам свой путь к святости, не похожий на подвиг мучеников в древние времена. Новомученики зачастую не стояли перед выбором – жизнь или смерть. Но что действительно они могли выбирать, так это – как им жить: со Христом или без Него. Верующие были одной из главных категорий населения, подвергавшейся различным притеснениям. Конечно, основной удар сегрегационной политики советской власти приходился на духовенство и монашествующих, но и рядовые верующие оказывались под постоянным давлением. В этой ситуации продолжение повседневной религиозной жизни становилось подвигом и означало то, что те, кто продолжали жить церковной жизнью, сделали осознанный и очень не простой в тех условиях выбор. Этот выбор означал принесение маленькой или более существенной жертвы, и – что важно – готовность к еще большей жертве [5].

Опыт новомучеников свидетельствует о жизни во Христе. Она осознавалась как главная, непреходящая ценность, ради сохранения которой стоит жертвовать многим. Жизнь во Христе создавала новые формы церковных объединений, реализовавших себя в христианской взаимопомощи. Она вопреки всему входила в современную им культуру, свидетельствуя об универсальности христианства. Она была тем сокровищем, что только и нужно было передавать своим детям.

Конечно, никто из нас не может даже предположить, как поведет себя в условиях таких испытаний, которые выпали на долю наших предков в ХХ веке. Но во имя их жертв и страданий мы должны ответственно относиться к той свободе, которую имеем сейчас. Наша вера, наши убеждения не должны становиться идеологией, модой, а свобода не должна перерастать во вседозволенность. Ведь никто не знает, какие порядки спустя десятилетие установят дети, которым сегодня проповедуют, что грех и преступление – это добродетель [6]. Чтобы избежать трагедий в будущем, нам надо уже сегодня твердо отстаивать христианское представление о нормальной семье, о достоинстве человека, о взаимоуважении и взаимовыручке между людьми.

«История никогда ничему не учит, но всегда наказывает за незнание уроков», – говорил Василий Осипович Ключевский. Давайте постараемся стать ее хорошими учениками.


1. Гражданская война – явление духовного порядка. Феликс Разумовский о русской Смуте начала ХХ века. Журнал «Православие и современность» № 27 (43).

 2. См. Там же.

3.Гаркавенко О. Гражданская война: поражение России. Журнал «Православие и современность» № 26 (42).
4.Леонов И. «Если нет Бога, то всё позволено». // http://ruskline.ru/analitika/2012/10/16/esli_net_boga_to_vsyo_pozvoleno
5.Беглов А.Л. Жизнь во Христе: уроки отечественной церковной истории ХХ столетия (К осмыслению феномена новомучеников и исповедников Российских). // http://www.bogoslov.ru/text/1249558.html
6. Митрополит Иларион (Алфеев). Подвиг мучеников – живой опыт Церкви. // https://mospat.ru/ru/2013/10/24/news93244/


Епископ Покровский и Николаевский Пахомий



Оставить комментарий
Поделиться в: