Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Молитва на все состояния души

«Великой сокровищницей», «общей врачебницей», «океаном Божественной мудрости», «превосходным руководством к молитве и прославлению Бога», «молитвословным фундаментом христианского богослужения», «убежищем от демонов и вступлением под защиту Ангелов» святые учители Церкви и простые миряне называют книгу псалмов — Псалтирь. Что это за книга, уподобленная «саду Божиему» и заставляющая «бесов бежать прочь», почему именно она положена в основу церковной службы и так любима христианами, рассказывает протоиерей Александр Писларь.

 

— Отец Александр, расскажите, что такое Псалтирь, что она из себя представляет?

— Псалтирь — одна из учительных книг, входящих в канон Священного Писания Ветхого Завета и почитаемая богодухновенной, то есть написанной благочестивыми людьми под руководством Святого Духа. Название этой книги происходит от названия музыкального инструмента — в его сопровождении пророк Давид пел псалмы — духовные песнопения. Псалтирь состоит из 151 псалма.

— О чем рассказывают псалмы и кто их автор?

— Содержание псалмов разнообразно. Есть псалмы покаянные, благодарственные, хвалебные, просительные, учительные, пророческие, где говорится о будущем, об Иисусе Христе и Его Церкви. Последний, 151-й, псалом посвящен псалмопевцу Давиду и описывает его жизнь. Однако в большинстве псалмов возносится хвала и благодарение Богу, спасающему человека в разных скорбях и опасностях. Неслучайно Церковь связывает происхождение песнопений с именем царя Давида, пророка и псалмопевца, ведь из Священной истории мы знаем, что он перенес много скорбей. Именно царю Давиду принадлежит больше половины псалмов Псалтири. Но поскольку Псалтирь была богослужебным сборником, то и после царя Давида продолжался процесс включения в нее новых духовных песнопений. Из названий некоторых мы видим, что есть псалмы, принадлежащие псалмопевцу Асафу, левитам, названным сыновьями Кореевыми, и другим авторам.

— Псалтирь стала незаменимой, значимой и значительной по объему частью не только богослужения, но и келейной молитвы. Почему?

— Во-первых, Псалтирь издревле использовали за богослужением в самые торжественные моменты жизни ветхозаветного народа. Сначала псалмы пели в скинии, в Иерусалимском Храме. Затем традиция распространилась на всю христианскую Церковь. Уже в апостольские времена пение, чтение псалмов было неотъемлемой частью богослужения и молитвенных собраний. На это указывает апостол Павел: слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол. 3, 16).

Во-вторых, Псалтирь уникальна тем, что ее содержание охватывает и выражает состояние души человека в самые разные моменты его жизни: в момент смертельной опасности, благодарения Бога, великой радости. Святитель Афанасий Великий говорит так: «В словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояния души, все движения мысли, так что сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке».

В-третьих, есть исторические сведения о том, что с первых времен христианства верующие постоянно употребляли псалмы в повседневной жизни: во время скорбей и испытаний, за работой, в минуты отдыха. Об этом упоминают и святые отцы Церкви. Святитель Афанасий Великий учит: «Угнетают ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобой? … Все могут найти себе наставление в божественных псалмах». А святитель Григорий Нисский пишет: «Какой приятный спутник для людей на всех пунктах их жизни пророк Давид. …С младенцами Божиими он веселится, с мужами подвизается, юношей наставляет, старцев подкрепляет — всем все бывает: для воинов оружием, для подвижников наставлением, для обучающихся борьбе палестрою, для победителей венцом, на пиршествах весельем, на похоронах утешением». Все это сделало Псалтирь частью молитвенной жизни людей. Заметьте, даже утреннее и вечернее правило основывается на содержании Псалтири, ее главных мыслях.

На Руси Псалтирь тоже быстро вошла в церковную и бытовую жизнь людей. Понимая важность книги, для славян ее перевели святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Псалтирь использовали как учебник, по которому детей обучали грамоте, как молитвослов, который брали с собой в путешествие. Например, напечатанная в 1525 году в городе Вильно (Вильнюс) Псалтирь была названа «малой подорожной книжкой». Величайшее благоговение перед Псалтирью испытывали не только простые люди, но и цари. Так, современники царя Алексея Михайловича вспоминали, как монарх во время отдыха и даже ночью читал Псалтирь, славословя Господа песнопениями венценосного пророка.

— Что такое «псалом» и «кафизма»?

— Псалтирь легла в основу вседневных служб — полунощницы, утрени, часов, вечерни и повечерия. За богослужениями используется около 50 отдельных псалмов — хвалебных песнопений, молитвенных прошений. Псалмы — основание службы. Многие из них закреплены за отдельными богослужениями суточного круга, поэтому их читают и поют ежедневно. К примеру, важнейшей частью утрени является шестопсалмие. По уставу шесть псалмов положено читать в центре храма при потушенных светильниках, в тишине, неспешно и с благоговением, чтобы каждый молящийся слышал святые слова. В богослужебной практике Псалтирь делят на двадцать кафизм. Кафизмы состоят из нескольких псалмов и делятся на три «Славы», или статии.

— Отец Александр, расскажите, пожалуйста, о практике чтения Псалтири Великим постом. Что за практика, где и как она появилась?

— Полностью Псалтирь прочитывают за богослужением в течение недели, так как она входит в состав всех служб суточного круга. Великим постом Псалтирь прочитывают за неделю дважды, поскольку в этот период ее читают в больших объемах. Эта практика, традиция, весьма распространенная в Православной Церкви, связана с особенностями монастырской жизни. Монашествующие по череде читают Псалтирь, совершая молитву о живых и об усопших. В России традиция укоренилась благодаря стремлению нашего народа обращаться к доступной части монашеской жизни и переносить ее в жизнь мирскую. Монахи могут пребывать в храме и молиться совместно, а у мирян такой возможности нет. Поэтому практика чтения Псалтири постом на приходах появилась и существует до сих пор. Верующие по соглашению читают Псалтирь в определенное время, не только совершая поминовение, но и творя соборную молитву, восполняя ее недостаток в случае, если кто-то по той или иной причине не мог присутствовать в храме за богослужением. Такое чтение дает некое духовное единение.

— Почему Псалтирь можно читать о живых и об усопших?

— Это связано с универсальным характером книги псалмов, охватывающей все состояния человеческой души. Святитель Григорий Нисский как раз говорит, что Псалтирь подходит на все случаи жизни, на пиршествах служит весельем, на похоронах — утешением. Не стоит также забывать, что чтение Псалтири — прежде всего молитва Господу. Пусть по содержанию эти молитвы в большинстве своем носят характер хвалы, славословия и благодарения, но они все равно, как любые другие молитвы, обращают человека к Богу, оказывают благодатное действие на душу. В первую очередь, чтение псалмов — это воззвание к Творцу, а не чтение отвлеченных текстов.

Сегодня в храмах можно заказать Псалтирь о здравии и об упокоении. Однако, по слову святителя Афанасия (Сахарова), полезнее читать Псалтирь самостоятельно, потому как наш труд будет жертвой Богу не только за поминаемых, но и за приносящих ее, то есть за нас самих. Псалтирь подает читающим великое утешение, назидание, приносит пользу живым и усопшим, так как Господь принимает ее во очищение грехов поминаемых.

— Отец Александр, как нужно читать Псалтирь? Дайте советы новичкам и «профессионалам».

— Очень важно определиться с объемом чтения. Молитвенное правило должно быть посильным, его нужно стараться не оставлять и совершать постоянно. Очень важно избегать как чрезмерных трудов, которые люди берут на себя по неопытности, так и духовного расслабления, когда человек вовсе пренебрегает молитвой. Вообще, лучше всего обратиться за советом к духовнику. Но в любом случае молитва должна быть посильной и постоянной, при этом необходимо уделять внимание не столько объему прочитанных псалмов, кафизм, сколько пониманию священных текстов, сердечному углублению в каждое слово.

Что же касается чтения в храме, то псалмы следует читать отчетливо, ясно, избегая интонационных обозначений, отвлекающих от смысла. Другими словами, главное правило — не привносить ничего такого, что могло бы отвлечь от содержания, и стараться читать так, чтобы каждое слово доходило до тех, кто пришел в храм помолиться.

Беседовала Дарья Хохлова

 

Советуем прочитать

Наиболее известными толкователями Псалтири остаются святитель Иоанн Златоуст, святитель Амвросий Медиоланский и святой блаженный Августин. Есть особые издания, называемые Толковой Псалтирью. Они содержат текст самой книги и параллельное толкование святых отцов. Также толкование на Псалтирь есть и в составе Толковой Библии А. П. Лопухина. Все названные источники доступны современному читателю.

Оставить комментарий
Поделиться в: