Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

История семьи

Минувший век стал тяжелым периодом в истории государства Российского… Войны, революции, многочисленные реформы — их идеологи старались сделать жизнь человечества в отдельно взятой стране лучше, богаче, комфортнее, забывая при этом о самом человеке. В результате — множество поломанных судеб, разрушенных семей, духовно обедненных поколений… Поколений, которые не знают своих предков.

Без хвалебных од

«История семьи — история России», — так назывался духовный концерт, приуроченный к началу Великого поста, и первая выставка Покровского епархиального образовательного центра, где его взрослые слушатели и воспитанники попытались через биографии своих близких, семейные предания рассказать судьбу своей семьи, поделиться впечатлениями и открытиями, сопровождавшими их на этом пути.

В итоге родилась картина истории Отечества, сотканная из живых человеческих судеб, а в сознании участников отвлеченные цифры и скупые факты превратились в единый организм под названием «Моя страна — моя Россия». Да, она вот такая, без прикрас и хвалебных од, какая есть, с трудной судьбой, а от того еще более красивая.

В поисках семейных преданий

А все начиналось так… Изучая в рамках курса «Православное краеведение» историю нашего края, мы задали себе вопрос: известна ли нам жизнь тех, кто эту историю создавал, кто ее менял или, наоборот, пытался сохранить неизменной?

Во время научно-исследовательской деятельности, когда слушатели и воспитанники центра создавали родословные, они признавались, что узнавали много нового о своих близких и были поражены открывшимися фактами. А что еще более удивительно: в процессе работы рождалось неизвестное ранее ощущение сопричастности к тем событиям и поступкам предков, которые они совершали. Как будто ты сам, а не они, делаешь сложный выбор, за который ответ нести не только тебе, но и тем, кто придет в этот мир за тобой.

Начало ХХ века. Покровская слобода, основанная в середине XVIII века, в 1914 году стала называться городом Покровском. Почти два века покровчане живут и трудятся под защитой Пресвятой Богородицы, и среди них Хрисанф Григорьевич Алефиренко, вероятно, потомок тех переселенцев из Малороссии, которые по приглашению Сената приехали за тысячу верст за лучшей долей. А здесь действительно была и воля, и земля, и свобода.

В начале столетия в слободе было уже шесть православных храмов, и Хрисанф Григорьевич занимался их росписями, по крайней мере, семейное предание гласит, что Хрисанф Алефиренко вместе с братом Павлом были иконописцами и писали иконы красками, рецепт которых хранили в строгой тайне. Вероятно, эту тайну он так и унес с собой, ибо нет иконописца с редким и забытым сегодня именем Хрисанф в летописи Свято-Троицкого собора. Но семейное предание — удивительная вещь, оно продолжает жить тогда, когда архивы погибают от рук человеческих. Поэтому, возможно, Промысл Божий в том, что сегодня его правнучка Елена Труненкова является прихожанкой Свято-Троицкого собора и работает в Покровской епархии. До сегодняшнего дня, любуясь фресками собора, она, вероятно, и не догадывалась, что ее окружает творение рук прадеда.

Украинцы жили мирно и по-доброму с теми, кто также приехал сюда, за Волгу, в поисках лучшей доли. Среди них иностранцы, со своими «странными» обычаями и традициями, но очень уважаемые, потому что были настоящими тружениками, трудились на славу почти два века и считали эту землю своей родиной. Недаром Покровск в 1922 году был назван столицей Автономной области, а в 1924-м — Автономной Республики немцев Поволжья. К сожалению, страница эта была перечеркнута в одночасье в 1941 году. И на десятилетия эта тема была закрытой, запретной.

Много воды утекло с тех пор, а материальная и духовная культура поволжских немцев сегодня скудна и малочисленна, то, что сохранилось до наших дней, приходит в окончательный упадок, а вот в городском музее города Красный Сулин Ростовской области есть экспозиционный зал городского быта конца XIX — начала ХХ века, в котором представлены вещи семьи Шерер, сыгравшей заметную роль в истории Сулина, в развитии его культуры и металлургической промышленности.

Петр Петрович Шерер был из семьи литейщиков и приехал в Красный Сулин примерно в 1876–1880 годах из Баварии. В то время в поселке Сулин уже была построена доменная печь, и хозяин завода пригласил специалиста из Баварии. Но приехал не старый мастер Петр Шерер, а его 21-летний сын, Шерер Петр Петрович. В Сулине он обрел супружеское счастье и прожил долгую жизнь — 124 года. У него было семь сыновей и одна дочь. Один из сыновей, Иван Петрович, переехал в г. Таганрог и был обермастером на металлургическом заводе. В Таганроге он женился на Милютиной Евдокии, одной из первых красавиц города. У них родилось пятеро детей: четыре сына и дочь. У одного из сыновей, Дмитрия Ивановича, и его жены, Параскевы Пантелеевны, было тоже пятеро детей. Одна из дочерей — бабушка воспитанниц Покровского епархиального центра Анны и Инны Павлюковых, Ольга Дмитриевна.

Пострадавшие без вины

Но есть в истории государства страницы, которые хотелось бы перелистнуть, но нельзя, они написаны не нами, а потому прочитать их необходимо в первую очередь нам и нашим детям. Вот и в истории немецкого народа в России есть такие страницы.

Родители деда Натальи Корж по материнской линии, Гаак Иосиф Карлович и Бергер Екатерина Георгиевна, были уроженцами Таврической губернии, Мелитопольского уезда Пришипской волости, село Гайделберг. У них было восемь детей, один из которых — дед Натальи, Гаак Иосиф Иосифович. В 1937 году Иосиф Карлович был арестован, а затем приговорен к расстрелу, и в начале 1938-го приговор был приведен в исполнение. Реабилитирован только в 1989 году.

Его семья в 1941 году была выслана в Томскую область. Сын Иосиф был направлен в трудовую армию. Документы его были потеряны, и при восстановлении их он поменял свою фамилию и национальность и вместо немца Гаака теперь стал украинцем Гаковым. Воевал на фронтах Великой Отечественной войны, участвовал в боевых действиях, имел награды. После окончания Великой Отечественной войны отыскал своих родных в Томской области, где была обнаружена его уловка со сменой фамилии и национальности. Несмотря на то что Иосиф Иосифович был фронтовиком, его лишили всех боевых наград. В Томской области он создал семью, и у него родилось трое детей. Но официально брак был зарегистрирован только в 1965 году из-за страха, что вся семья: супруга и дети — будут арестованы и сосланы.

Вечный страх, пронизывающий и липкий, страх не за свою судьбу, а за судьбу близких, родных, был постоянным спутником многих, имеющих другую национальность и другое мнение. Достаточно было одного слова, чтобы жизнь поменялась раз и навсегда.

Дед Натальи Трещуковой — Жарков Иван Гордеевич — был репрессирован в 1938 году как враг народа только за то, что на колхозном собрании в селе Усть-Щербедино Романовского района Саратовской области заступился за своего друга и высказался в его защиту; на другой день всю семью выселили из дома, забрали все имущество, а деда увезли. С тех пор его никто не видел. Бабушка и трое детей остались на улице. Им пришлось жить в саманном сарае, который они приспособили под жилье. Жили очень бедно, старшему сыну на тот момент было 7 лет, ему пришлось работать, чтобы прокормить семью. О судьбе Жаркова Ивана Гордеевича до сих пор ничего не известно.

Защитники Родины

Анатолий Хрисанфович Алефиренко, уроженец Покровска, в 1942 году в возрасте 17 лет был призван на фронт. Участник Корсунь-Шевченковской операции (24.01–17.02.1944). Был тяжело ранен и девять месяцев находился на лечении в госпитале. После выздоровления был направлен на Западную Украину. Был в армии до 1950 года. В семье его внучки Елены Труненковой бережно хранится история, говорящая о характере этого человека. За участие в одной из боевых операций Анатолия Хрисанфовича представили к званию Героя Советского Союза, а его товарищей к ордену Красной Звезды. Но Анатолий Хрисанфович поставил условие: или представляют к званию Героя Советского Союза всех его боевых товарищей, или никого. В итоге он был награжден орденом Красной Звезды.

Прадедушка воспитанников центра Тутаева Кирилла и Головиной Дарьи Сергей Дмитриевич Сгибнев во время Великой Отечественной войны служил машинистом поезда, на котором перевозили оружие, военную технику и раненых. Прабабушка Наталья Дмитриевна в военные годы работала в немецкой ставке, добывая информацию для советских партизан. Была в немецком плену, от казни ее спасли партизаны. Ее сестра Мария Дмитриевна имеет орден Отечественной войны II степени за то, что пробыла в концлагере 5 лет и вышла из него живой!

После войны Сергей Дмитриевич работал в разных городах России на возведении мостов. Он участвовал в строительстве автодорожного моста «Саратов — Энгельс», как и родители Людмилы Алексеевой, Валентин Николаевич и Нина Ивановна Смертюковы. Ее отец в 1958 году переехал в г. Энгельс для участия в строительстве моста через Волгу. Работал капитаном речного судна на предприятии «Мостотряд № 8».

Тем, кто не забыл

Как удивительно Господь сводит людей! История семьи Людмилы Стреляной необычна. Два человека с разных областей страны: отец, Кривошеев Алексей Данилович, с Волгоградской, мама, Кривошеева Валентина Ивановна, с Донецкой — встретились в далеком сибирском городе Красноярске. Отец приехал поступать в строительный институт с другом, а мама вслед за старшей сестрой Ниной — работать на завод. Мамин день рождения 6 сентября 1962 года стал днем рождения и новой семьи. Они переехали жить в Балашовский район. Помощь молодой семье оказал старший брат Валентин — тогда старшие братья и сестры участвовали в судьбах младших. Видимо, сказалось воспитание предков-казаков, православного народа, который жил по совести. Прадед, Кривошеев Денис Алексеевич, служил царю, был сильным, крепким и грамотным. Рассказывали, что за отказ расстреливать людей был посажен в тюрьму и репрессирован. Прабабушка, Кривошеева (Лапина) Ольга Ивановна, работала учительницей на селе. Ее сестра Анна, в постриге Поликсения — монахиня Усть-Медведицкого монастыря.

Имена, имена, имена… Обо всех рассказать невозможно, но каждый из слушателей и воспитанников Покровского епархиального образовательного центра хранит свою семейную историю. Большое сердечное спасибо им — тем, кто вспомнил, и тем, кто не забывал.

Елена Плахова

Оставить комментарий
Поделиться в: