Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

К спасительному воздержанию приведи их…


19 марта 2017 года в Саратовскую епархию была доставлена чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Святыню из Владычного Введенского монастыря подмосковного города Серпухова встречали в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Этот образ уже был в нашем городе в марте 2014 года, и теперь верующие вновь спешат помолиться перед иконой: одни благодарят Богоматерь за Ее благодатную помощь, другие молят о спасении, исправлении, исцелении близких, страдающих алкоголизмом, наркоманией и всех страждущих недугами телесными и душевными.

Наверное, нет в нашей стране человека, который лично или через близких, друзей, знакомых не познал бы разрушительность страсти пьянства. Последствия алкоголизма — это не только распад семьи, деградация личности, но и, в конечном итоге, вечная смерть, ибо пьяницы… Царствия Божия не наследуют (ср.: 1 Кор. 6, 10). Но Божие милосердие безгранично. Господь, видя, что многие, страдающие недугом винопития, искренне хотят избавиться от этой страсти, явил чудотворную икону Пречистой Своей Матери «Неупиваемая Чаша» — неистощимый источник благодатной помощи, духовных благ и исцеления для тех, кого влечет губительная чаша вина.

«И в то время, когда чудотворный образ был явлен, и сейчас помощь Божией Матери в исцелении страдающих привязанностью к алкоголю нужна людям, — говорит клирик Покровского храма Саратова священник Сергий Филимонов. — Но мы должны помнить, что эта чудотворная икона — все-таки образ, а обращаемся мы за помощью не к иконе, а к Божией Матери. Когда мы взываем о помощи к Богородице, к святым, то есть к тем, кто имеет общение с Господом, кто Его любит, мы сами должны стремиться быть угодными Богу. Важно, с одной стороны, осознание своей нищеты — того, что сами по себе, своими силами мы ничего не можем сделать, а с другой стороны — старание и при этом упование на то, что Господь по молитвам Богородицы поможет нам. На этой иконе Божия Матерь изображена с воздетыми руками — Она молится о нас. Мы видим Чашу, а в этой Чаше — Богомладенца Христа. Вот настоящий Источник жизни! Подходя и прикладываясь к иконе, нужно настраиваться именно на то, что Господь может помочь, если наша душа откликнется на Его зов, — настраиваться на жизнь духовную, на жизнь с Богом. Ведь важно не просто исцеление телесное — важно исцеление души, потому что, излечив только тело, мы не достигнем результата».
***

Послушница Инна живет в Серпуховской обители уже шесть лет. Она проводит в монастыре экскурсии для паломников и сопровождает главную его святыню по разным городам России.

«К нам в монастырь постоянно приезжают люди — приезжают именно к “Неупиваемой Чаше”, — рассказывает она. — Просят об исцелении либо своем личном, либо родственников. Чудеса, произошедшие по молитвам у этого образа, мы собираем: кто-то оставляет записки, кто-то сам приходит и рассказывает сестрам, у кого-то родственники приезжают.

Перед иконой всегда стоят живые цветы. Однажды под этой вазой мы нашли фотографию мужчины с подписью, что этот человек исцелился от страсти винопития. Не все могут такое обнародовать, но ведь хотят отблагодарить — и даже таким вот способом рассказывают о чуде.

А самое первое чудо произошло в 1996 году, когда икону, только что написанную, везли в наш монастырь. Тогда у нее еще не было киота, и когда мы подходили к Георгиевскому храму, то нашли около дверей киот. Начали вставлять в него икону — и он чудесным образом подошел. Так она в нем и осталась. А через несколько дней к нам приехала женщина и сказала, что это она оставила в благодарность Божией Матери киот — от винопития исцелился ее сын».
***

Явление первообраза иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, пропил все, что было у него в доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал предаваться страсти. И вот однажды этот уже совершенно опустившийся человек увидел необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: «Иди в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери “Неупиваемая Чаша”, отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом».

Не владея ногами, без всяких средств, крестьянин не рискнул отправиться в дальнее путешествие. Старец явился ему снова, но он все еще не решался выполнить указание. В третий раз старец уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно отправился в путь — на четвереньках. В одном селении он остановился на ночлег. Сердобольная старушка-хозяйка, чтобы облегчить боль, растерла ему ноги и уложила его на печь. Ночью путник почувствовал приятное ощущение в ногах, попробовал встать и понял, что может удержаться на них. На следующую ночь ему стало еще легче. Так, опираясь сначала на две, а потом и на одну палку, он добрался до Серпухова.

Придя в монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: не та ли это икона, которая висит в проходе из соборного храма в ризницу? На ней было изображение Чаши. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: «Неупиваемая Чаша»! Знаменательно было и то, что на иконе у раки преподобного Варлаама Серпуховского крестьянин сразу же узнал того благолепного старца, который являлся ему во сне. Новообретенный образ был перенесен в храм, перед ним отслужили молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он не только получил исцеление больных ног, но, самое главное, перестал испытывать тягу к вину.

Скоро эта благая весть вышла за стены обители, и к новоявленному образу стало стекаться множество богомольцев из города Серпухова, его окрестностей, а также из более дальних мест. Одержимые страстью пьянства, а также их родные и близкие стремились вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, и многие приходили впоследствии для того, чтобы возблагодарить Владычицу за оказанную им милость.

В центре Серпухова, при храме во имя благоверного князя Александра Невского, было создано Александро­Невское братство трезвости. Каждое воскресенье при большом скоплении народа перед списком с чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в храме совершались молебны с чтением акафиста, обычно завершавшиеся религиозно-нравственными беседами.

В послереволюционные годы монастыри и храмы в Серпухове, как и по всей России, стали закрывать. После закрытия Владычного монастыря чудотворная икона была перенесена в другой городской храм — Свято-Никольский кафедральный собор. В 1929 году богослужения в соборе были прекращены, а все его святыни сожжены на берегу реки Нары.

В 1996 году в Серпуховском женском монастыре, на месте явления первообраза в XIX веке, был освящен новый список чудотворной иконы — он был написан по найденной фотографии 1913 года.

30 мая 1997 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II икона «Неупиваемая Чаша» была впервые внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери. Множество списков с иконы распространено во всем православном мире, некоторые из них прославлены мироточением, что является видимым знаком Божественной благодати.

По иконописному сюжету и идейному содержанию икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» особенно близка к Никейской иконе, прославившейся чудесами в 304 году. Отцы Первого Вселенского Собора установили петь перед ней: «Бысть чрево Твое святая трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего…». По иконографии это один из древнейших типов изображения Богородицы — «Оранта», что означает «Молящаяся». Скорее всего, изографа при написании этого образа вдохновило Таинство Евхаристии. Чаша с благословляющим Богомладенцем — это Чаша Причащения, Чаша действительно неупиваемая, то есть неистощимая. Матерь Божия с воздетыми вверх руками ходатайственно возносит к Богу эту Жертву. Она молится за всех грешников и призывает всех прийти от низких губительных пристрастий к неистощимому Источнику духовной радости и утешения, возвещая, что неупиваемая Чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.




Яна Конченко

Православие и современность


Оставить комментарий
Поделиться в: