Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Просвещая песнями

В созвездии создателей церковного богослужения особым светом сияет творчество преподобного Иосифа Песнописца – великого византийского гимнографа IX века. Именно преподобному Иосифу дано было завершить дело великих песнотворцев и вложить свой труд в созидание православного богослужения. Его память верующие чтут 17 апреля.

Юный послушник

К сожалению, сегодня преподобный Иосиф не имеет широкого почитания в России, однако его имя с древности было хорошо известно русским людям по многим богослужебным текстам Октоиха, Триодей и Минеи.

Будущий песнотворец родился в Сицилии в благочестивой христианской семье. Спустя время его родители, Плотин и Агафия, спасаясь от варварского нашествия сарацин, переселились на греческий полуостров Пелопоннес.

В возрасте 15 лет Иосиф ушел в Фессалоники и поступил в монастырь. Юноша отличался благочестием, трудолюбием, кротостью, за что братия обители его очень любила. Помимо других послушаний, он занимался чтением и переписыванием божественных книг. Впоследствии преподобный был посвящен в сан пресвитера.

В то время монастырь посетил преподобный Григорий Декаполит. Он заметил молодого инока, взял его с собой в Константинополь и поселился с ним вместе при церкви во имя святых мучеников Сергия и Вакха. Это было в царствование императора Феофила – время жестоких иконоборческих гонений. Положение Константинопольской Церкви было крайне тяжелое: не только император, но и патриарх были иконоборцами.

Преподобные Григорий и Иосиф безбоязненно отстаивали почитание святых икон. Они проповедовали на площадях города, посещали дома православных, утверждая их против еретиков. Чтобы известить папу Льва III, неподвластного византийскому императору, о положении Константинопольской Церкви и опасности, грозящей Православию, преподобный Григорий благословил святого Иосифа, как наиболее красноречивого, ехать в Рим.

Во время путешествия преподобный Иосиф был схвачен разбойниками-арабами и отправлен на остров Крит. Там они передали его иконоборцам. Святой был заключен в темницу, в которой провел почти десять лет. Смиренно и безропотно претерпевая страдания, он поддерживал и других узников.

Дар песнотворца

Его спасителем стал святитель Николай Мирликийский. В Рождественскую ночь он явился узнику, известив о смерти гонителя-иконоборца и о прекращении гонений на святые иконы. После этого оковы с преподобного спали, двери темницы открылись, а святой чудесным образом был перенесен по воздуху в Константинополь.

В Константинополе он создал обитель в уединенном месте близ церкви во имя святителя Иоанна Златоуста. Игумен Иосиф собрал вокруг себя множество православных подвижников, в большинстве своем из греков-сицилийцев. Также он перенес в монастырь мощи своего почившего на тот момент друга – преподобного Григория Декаполита, а также мощи апостола Варфоломея, которому посвятил престол новоустроенного храма.

Преподобный очень любил апостола Варфоломея. В его сердце родилось желание сложить духовные песни ко дню его памяти, но он, не имея дерзновения, долго молился, чтобы получить о том вразумление от Гос­пода. Его молитва была услышана. В канун дня памяти святого преподобный Иосиф удостоился видения в царских вратах самого апостола Варфоломея, который «взял со священной трапезы Святое Евангелие и положил его на грудь преподобному, благословил его и отошел».

С того поворотного во всей его жизни момента преподобный Иосиф получил дар написания церковных песнопений. Его писания охватили и глубокие покаянные воздыхания ко Господу. Он воспел Пречистую Матерь Божию и своего избавителя из темницы святителя Николая. Бесчисленный сонм святых почтен его песнями и, по словам святителя Димитрия Ростовского, «он исполни Церковь святую красными песньми, откуда и прозвание Песнописца стяжа». Один из учеников преподобного, Феофан, свидетельствует, что преподобный Иосиф составлял святые песни легко и свободно, так что создавалось впечатление, что он «не сочиняет новое, а только припоминает забытое».

В царствование императора Феофила преподобный Иосиф за почитание святых икон снова был изгнан из Константинополя, но уже в Херсонес, где находился в темнице до смерти императора. Возвратившись в Константинополь благодаря помощи императрицы Феодоры, он был назначен Патриархом Игнатием сосудохранителем церкви святой Софии. Патриарх Фотий также очень уважал преподобного. Он вручил ему «все церковное строение», поставил его духовником константинопольского клира. Патриарх называл песнотворца Иосифа «человеком Божиим», «Ангелом во плоти» и «отцом отцов».

Святой Иосиф был извещен от Бога о своей приближающейся кончине в конце Великого поста 883 года. В Великую Пятницу преподобный сделал опись церковного имущества собора Святой Софии и отослал ее патриарху Фотию. Несколько дней он горячо молился, готовясь к смерти. Причастившись Святых Христовых Таин, праведник благословил всех и преставился к Богу.

По сведениям преподобного Никодима Святогорца, мощи преподобного Иосифа находились в основанном им монастыре. В настоящее время часть мощей святого хранится в церкви во имя святого Константина в районе Колонос в Афинах.

Немеркнущая память

За тридцать лет своей песнотворческой деятельности вдохновляемый Божественной благодатью поэт создавал службы различным святым и праздникам почти непрерывно, несмотря на свою многотрудную жизнь. Его перу принадлежат 464 канона в годичной Минее.

Последний период творчества преподобного Иосифа (867–883 годы) был наиболее плодотворным. Тогда им были созданы 67 канонов на будни Октоиха и 110 канонов Триодей Постной и Цветной, а также знаменитый канон Пресвятой Богородице на утрени Субботы Акафиста, написанный по заказу святого патриарха Фотия.

В Актах святых («Ada sanctorum») говорится, что перу святого Иосифа принадлежит большинство канонов. К сожалению, не все его творения известны в печати и даже в рукописях. Лучшие из них – каноны покаянные.

О духе и силе песнопений преподобного его жизнеописатель, диакон Константинопольской Церкви Иоанн писал: «Когда он стал писать стихи, то и слух поражал чудной приятностью звука, и поражал сердце силой мыслей... Писатели, оставив другие стихотворения, из одной этой сокровищницы – из писаний святого Иосифа – стали черпать сокровища для своих песней, или, лучше сказать, ежедневно их черпают. Наконец, все народы переводят их на свой язык, чтобы просвещать песнями тьму ночи и, прогоняя сон, продолжать бдения до восхода солнечных лучей... Если кто прочтет жизнь святого, празднуемого в какой-либо день Церковью, тот сам увидит достоинство песней святого Иосифа и узнает жизнь прославляемого. Подлинно, тогда как жизнь и дела почти каждого святого украшены хвалами, не достоин ли бессмертной славы тот, кто так достойно и прекрасно умел прославить их! Пусть славят иные святые кротость его, другие – мудрость, третьи – дела его, и все вместе да славят благодать Святаго Духа, которая так щедро и безмерно обогатила его своими дарами».

Более тысячелетия творчество преподобного Иосифа Песнописца возвышает, умиляет и подвигает к покаянию православных христиан. Ведь строки его творений, имеющие немеркнущий во все века смысл, истинно и верно руководят верующего ко спасению.

Подготовила Наталия Комиссарова


Тропари трипеснцев Триоди цветной

Понедельник второй седмицы по Пасхе

Возшедшу Ти на крест солнце угасе, во ад же сошедшу Ти Человеколюбче, свет возсия душам во тьме сущим, и погребенным под горькою смертию. Темже Тя поем во вся веки.

(Перевод: Когда Ты взошел на Крест, о, Человеколюбец, тогда солнце погасло, но свет воссиял находящимся во тьме душам, погребенным под горькой смертью. Поэтому мы воспеваем Тебя во все века).

Спасе Иисусе, Твоею смертию смерть разоривый, воскресивый же вся тамо держимыя, воскреси и мене, в рове преисподнем страстей смертоносных и грехов суща, зову Ти Человеколюбче.

(Перевод: О, Спаситель Иисус, смертью Своей разоривший смерть и воскресивший всех удерживаемых ею, воскреси и меня, пребывающего во рву смертоносных страстей и грехов, взываю к Тебе, о, Человеколюбец).

Творение преподобного Иосифа Песнописца

Оставить комментарий
Поделиться в: