Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Смысл человеческих страданий

Православные христиане 19 мая празднуют память праведного Иова Многострадального – человека, прошедшего страшный путь богооставленности, скорбей, страданий, непонимания и предательства ближних. Но, несмотря на все беды, этот дивный праведник сумел сохранить надежду и упование на Бога, твердо веря, что все в мире происходит по благому Промыслу Божию.

Господь дал, Господь взял

Единственный источник, рассказывающий о праведном Иове, – Книга Иова в Ветхом Завете. Если начало ветхозаветной логики «грех – наказание – смерть», то по мере того, как приближается долгожданный момент пришествия в мир Спасителя, людям открывается более глубокий и многомерный смысл человеческих несчастий. Не всегда страдание – наказание за грех, иногда – это способ усовершенствовать душу праведника, приоткрывающий ему что-то важное в личном знании о Боге.

Праведный Иов, потомок праотца Авраама, жил задолго до Рождества Христова в северо-западной части Аравии, в земле Уц. Его жизнь – образец судьбы ветхозаветного праведника. Господь благословил Иова потомством, семь сыновей и три дочери были гордостью отца. Богатое хозяйство, множество слуг, большие стада – все, о чем мог мечтать восточный человек. При этом материальные блага не развратили сердца праведного, он остается человеком богобоязненным и благочестивым. Люди любят его за доброту, мудрость и сострадание к бедным. А более всех Иов любит Бога, принося жертвы за себя и за детей, прося прощение даже за те грехи, которые они могут совершить по неведению. Так проходит 78 лет безбедной, безоблачной жизни.

Но вот сатана бросает Богу вызов: Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя? (Иов. 1, 9-11) Это вечный вопрос, возникающий в дни искушений – даром ли мы богобоязненны или любовь к Творцу напрямую зависит от того, с какой точностью Он исполняет наши просьбы?

Бог знает о том, что вера Иова крепка. И дает сатане позволение поразить все, что есть у Иова, только самого праведника не трогать. И вот в его жизни начинается черная полоса несчастий: погибает сначала все имущество, затем сразу все дети. Иов разодрал верхнюю одежду, остриг голову, пал на землю, поклонился и сказал: Наг вышел я из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь взял. Как угодно было Господу, так и сделалось. Да будет имя Господне благословенно! (Иов. 1, 21-22). В этих словах не было ни ропота, ни обиды, ни жалоб.

Без вины виноватый

Наступает момент следующего испытания. Простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, – благословит ли он Тебя? (Иов. 1, 21) – призывает сатана. Иов заболевает проказой, а это не только страдания, но и страшное одиночество. Проказа лишала больного права пребывания в городе, и потому Иов должен был удалиться за его пределы, и там сидел в пепле, скобля черепком струпья на своем теле. Он не мог сомкнуть глаз ни днем, ни ночью, не мог проглотить кусок пищи и выпить глоток воды без сильных страданий.

Испытания сломили жену праведника, она предлагает Иову умереть, прекратив свои мучения. Услышав о несчастиях Иова, к нему приходят друзья, но тоже не для утешения. Они предлагают праведнику покаяться, ведь такое наказание говорит лишь об одном – Иов тяжело согрешил перед Богом и за это терпит расплату. Бог для друзей Иова – Всемогущий и Справедливый Судия. В их рассуждениях Он выступает фактически неким механизмом правосудия: согрешил – будешь наказан, сделал доброе дело – будешь благословен. Никаких личных мотивов у Бога нет. Бог совершенно непознаваем, но действует по определенным законам. И друзья Иова даже готовы признать, что Он вообще выше понятий добра и зла: «Что Богу пользы от твоей праведности?». В их словах мы не найдем личного отношения к Богу.

Уильям Блейк,Гравюра Иов обвиняемый.jpgОтношение праведника совершенно иное. Иов – истинный раб Божий, который взывал к Богу, и которому Он отвечал (Иов. 12, 4). Он готов, в конце концов, принять страдания, но просит, чтобы Бог ему объяснил, почему так, какой в этом смысл? В своих речах Иов все время переходит от полемики с друзьями к горячей мольбе, обращенной к Богу. Разве к человеку речь моя? как же мне и не малодушествовать? (Иов. 21, 4). Он знает Бога и не может принять тот ложный образ, который предлагают ему друзья. В его речи горячая мольба любви, а не сухие рассуждения закона.

И Господь слышит эту мольбу. Когда умолкают друзья, утомленные беседой, потерявшей смысл, Сам Бог обращается к праведнику. Но вместо педантичного ответа на прямой вопрос: «Зачем мои страдания?», Господь показывает Иову всю сложность мира, все могущество и разум Его Творца. А кроме того – прикровенно говорит о том, что сатана пытается захватить власть над людьми. И для того, чтобы его победить, должна быть одержана победа над диаволом, и эту победу одержит только Он Сам на Кресте.

Иов отвечает Богу: Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле (Иов. 42, 5-6). «Что он увидел? Как и в случае Авраама, в опыте страдания Иов сделался соучастником тайны Христовой. И это было для него гораздо большей наградой, чем возвратившееся материальное благополучие. Он с ликованием и смирением отрекается, потому что все его выступления оказываются безумием перед лицом Креста Христова», – пишет протоиерей Геннадий Егоров. Без Креста нет спасения. Это понял праведник, победивший соблазн, который неизбежно возникает перед всяким страдальцем: или похулить Бога, или выполнить набор внешних, формально правильных действий, пытаясь задобрить Творца.

Книга Иова – это рассказ о победе любви человека к Богу. Не случайно Господь повелевает друзьям Иова обратиться к праведнику и просить его принести за них жертву, ибо, – сказал Господь, – только лицо Иова Я приму, чтобы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов (Иов 42, 8).

Бог вернул праведному Иову здоровье и дал ему вдвое больше того, что он имел прежде. Вместо умерших детей у Иова родилось семь сыновей и три дочери, не вдвое больше – ведь покойные дети праведника живы у Господа. После перенесенных страданий праведный Иов прожил еще 140 лет и видел потомство свое до четвертого рода.

О праведном Иове святитель Иоанн Златоуст пишет: «Нет несчастья человеческого, которого не перенес бы этот муж, твердейший всякого адаманта, испытавший вдруг и голод, и бедность, и болезни, и потерю детей, и лишение богатства, и затем, испытав коварство от жены, оскорбления от друзей, нападения от рабов, во всем оказался тверже всякого камня, и притом до Закона и Благодати».

Искупитель мой жив

Святой Иов своими страданиями прообразует Господа Иисуса Христа, сошедшего на землю, пострадавшего ради спасения людей, а потом прославившегося славным Своим Воскресением. Праведный Иов, как и Христос, страдал безвинно, не за свои грехи. В страшной болезни Иова оставляют жена и друзья, как и Христа, которого во время крестных страданий оставили ученики и поносили враги. Самое тяжкое в страданиях Иова – богооставленность. Вопль богооставленности вырвался на Кресте и из уст Спасителя. После своих страданий Иов как бы воскрес и вознесен Богом выше прежнего своего состояния. Иов являет нам прообраз служения Великого Первосвященника Христа, потому что он приносит ходатайственную жертву о прощении своих согрешивших друзей. Не случайно паремии из Книги Иова читают на Страстной седмице.

История праведного Иова утешает всякого страдающего человека. Не тем, что праведник в завершение получает утерянное сполна (этого, как раз, может и не случиться). Но тем, что у Бога и в Боге есть ответ на все вопросы. А также есть надежда для каждого из нас. Надежда, которую не может убить даже смерть, ибо Я знаю, что Искупитель мой жив, и Он восставит из праха в последний день распадающуюся кожу мою, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам, мои глаза, не глаза другого увидят Его. Чаянием сего истаивает сердце мое в груди моей! (Иов. 19, 25-27).

 

Подготовила Наталия Комиссарова

 

Теги: Страстная седмица.
Оставить комментарий
Поделиться в: