Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Русь Святая, храни веру православную

Во вторую Неделю по Пятидесятнице мы празднуем память всех святых, в земле Российской просиявших. Автор службы – святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский – один из этих святых. Богослужение в этот день – удивительный гимн тем людям, которые являются гордостью нашего Отечества, его небесной славой.

Внимателен к богослужению

Родился будущий святитель 2 июля 1887 года. Отец его был надворным советником, мать происходила из крестьян. При крещении будущему святителю было дано имя в честь преподобного Сергия Радонежского.

Лишившись отца в раннем возрасте, мальчик многому научился у своей матери. Он неплохо шил и вышивал, впоследствии, во времена ссылок, это умение ему не раз пригождалось – святитель вышивал облачения и ризы для икон. Главная же заслуга матери была в том, что она смогла привить сыну твердую веру и любовь к богослужению.

Во время учебы Сергей Сахаров впервые углубился в изучение церковного устава и литургики, был очень внимательным к текстам богослужебных книг. На их полях владыка оставлял множество примечаний, уточнений, разъяснений особо трудных слов. Еще в Шуйском духовном училище он пишет свой первый литургический гимн – тропарь чтимой Шуйско-Смоленской иконе Божией Матери. Академическое сочинение «Настроение верующей души по Триоди постной» уже свидетельствует о большой осведомленности автора в вопросах церковной гимнологии.

Первым учителем и духовным наставником Сергия был архиепископ Владимирский Николай (Налимов). Следующим педагогом стал известный богослов и строгий аскет, ректор Московской духовной академии епископ Феодор (Поздеевский), который и постриг молодого человека в храме Покрова Божией Матери с именем Афанасий, в честь патриарха Цареградского.

С любовью к Русской Церкви

Иеромонаху Афанасию было тридцать лет, когда в России произошла революция. В Лавру преподобного Сергия в 1917 году съехались представители всех российских мужских монастырей. На этом съезде иеромонах Афанасий (Сахаров) был избран членом Поместного Собора Русской Церкви 1917–1918 годов, трудился он в отделе по богослужебным вопросам.

В это же время он начинает работу над знаменитой службой Всем святым, в земле Российской просиявшим, ставшей замечательным литургическим памятником его любви к Русской Православной Церкви. Иеромонаху Афанасию принадлежала мысль избрать для стихир на «Господи, воззвах» по одной стихире из Общей Минеи каждому лику святых, а в каноне расположить святых по областям.

Каждая песнь канона завершалась, также по его идее, тропарем иконе Божией Матери, наиболее чтимой в этой области. Интересно, что святитель уделяет внимание и спискам с чудотворных икон. К примеру, богородичен четвертой песни канона: «Подобием иконы Иверския не точию Афон просвещается, но и град Москва украшается и инии гради и веси освящаются, от тоя чудесную помощь приемлюще и источник утешения в ней обретающе, и нам, Благая Вратарнице, двери райския отверзи».

Вот одна из стихир на литии: «Приидите, Небеснии предстателие наши, к нам, вашего требующим милостивнаго посещения, и избавите озлобленныя мучительскими прещении и лютаго неистовства неверных, от нихже, яко пленницы и нази, гоними есмы, от места на место часто преходяще и заблуждающе в вертепех и горах. Ущедрите убо, прехвальнии, и даруйте нам ослабу, утолите бурю и угасите еже на ны негодование, Бога моляще, подающаго вами земли нашей велию милость». Обратите внимание, как переживает автор все события и нестроения, происходящие в Отечестве.

Также интересно само строение стихир на литии: их восемь, по одной каждого гласа, и исполняются они, по замыслу автора, каждая особым напевом-подобном.

Особое же место в гимнологии нашей Церкви занимает замечательная по смыслу и красоте стихира, исполняемая «на стиховнах» «Земле Русская». На практике она поется «насквозь», то есть без объявления стихов и на подобен «Доме Евфрафов».

Далее отдельного внимания заслуживает тропарь, который поется на благословении хлебов: «Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия. Тех молитвами в мире глубоце Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве». Этот тропарь составил и привнес в службу митрополит Сергий (Страгородский). Тропарь же, составленный святителем Афанасием, звучит так: «Иерусалима Вышняго гражданы, от земли нашея возсиявшия и Богу во всяцем чину и всяким подвигом угодившия, приидите, воспоим, вернии: о всеблаженнии земли Российския заступницы, молитеся ко Господу, да помилует сию от гнева Своего, исцеляя сокрушение ея, и верныя люди Своя утешит».

Следует также обратить внимание, что в чинопоследовании этой службы, «по полиелее» автор предполагает исполнение не одного величания святым, а трех величаний: Спасителю, Богородице и святым, что тоже довольно непривычно.

Служба составлена в замечательном художественном стиле, каждое молитвословие неразрывно связано с предыдущим и последующим, что вызывает ощущение целостности и «нерушимости» самого чина, пропадает желание что-либо сократить, поменять местами, вообще как-то вмешаться в чинопоследование. Видно, как автор глубоко переживал, как он прочувствовал все эти молитвы.

Опыт терпения и веры

140621201631[1].jpgВ 1919 году в ходе антирелигиозной кампании началось глумление над нетленными останками святых угодников. Во Владимире, как и в других русских городах, в агитационных целях прошла так называемая демонстрация вскрытых мощей народу: их выставляли на всеобщее обозрение в обнаженном виде. Чтобы пресечь надругательство, владимирское духовенство под руководством иеромонаха Афанасия установило в Успенском соборе дежурство. В храме стояли столы, на которых лежали святые мощи. Первые дежурные – иеромонах Афанасий и псаломщик Александр Потапов – ожидали народ, толпившийся у дверей храма. Когда открылись двери, иеромонах Афанасий провозгласил: «Благословен Бог наш...». В ответ ему раздалось: «Аминь» – и начался молебен Владимирским угодникам. Входящие люди благоговейно крестились, клали поклоны и ставили у мощей свечи. Так предполагаемое поругание святынь превратилось в торжественное прославление.

Важнейшим и переломным событием в жизни владыки Афанасия стало поставление его во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. Произошло это в Нижнем Новгороде в день памяти преподобного Сампсона Странноприимца 10 июля 1921 года.

Главной заботой и болью святительского подвига владыки Афанасия было не противодействие властей, не разруха и даже не закрытие храмов и монастырей, а появление внутри Церкви нового раскола, известного под названием «обновленчество». Противостояние святителя Афанасия обновленческому расколу – это не столько борьба с еретическими убеждениями, сколько обличение отступничества от Церкви Христовой, предательства ее святителей, пастырей и мирян в руки безбожной власти. Святитель Афанасий объяснял своей пастве, что раскольники, восставшие против канонического епископата, возглавляемого Патриархом Тихоном, не имеют права совершать Таинства, а потому храмы, в которых они служат, безблагодатны. Запрещая общаться с обновленцами, чтобы устыдить их, святитель Афанасий при этом просил не питать к ним злобы.

Первый арест святителя произошел 30 марта 1922 года. Он положил начало многолетним тюремным мытарствам владыки Афанасия. Но, как это ни покажется странным, положение заключенного владыка считал более легким, чем положение тех, кто, оставаясь на воле, терпел бесчисленные притеснения от обновленцев. Владыку заключали во Владимирскую, Таганскую в Москве, Зырянскую, Туруханскую тюрьмы, Соловецкий, Беломоро-Балтийский, Онежский, Мариинские в Кемеровской области, Темниковские в Мордовии лагеря.

9 ноября 1951 года окончился последний срок лагерных мытарств шестидесятичетырехлетнего святителя. Затем его принудительно поместили в дом инвалидов на станции Потьма (в Мордовии), где режим почти не отличался от лагерного. 7 марта 1955 года епископа Афанасия освободили из Потьминского инвалидного дома, где он окончательно подорвал здоровье.

Владыка поселился в городе Тутаеве (Романов-Борисоглебск) Ярославской области, но затем выбрал для жительства поселок Петушки Владимирской области. Ему разрешали совершать богослужения только при закрытых дверях храма и без архиерейских регалий. Но как бы ни тяжела была жизнь владыки Афанасия, он никогда не унывал. Напротив, в тюрьмах, лагерях, ссылках он преисполнялся какой-то удивительной энергии, находя спасительные для души занятия.

Именно там, в застенках, святитель Афанасий завершил свою работу над удивительной в литургическом смысле службой Всем русским святым. Она получила свою законченность после обсуждения с иерархами, которые были заключены вместе с владыкой Афанасием. 10 ноября 1922 года в 172-й камере Владимирской тюрьмы впервые было совершено празднование Всем русским святым по исправленной службе.

Смерть матери побудила владыку не только к горячим сыновним молитвам, но и к написанию фундаментального труда «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви». В августе 1941 года святитель Афанасий составил «Молебное пение об Отечестве», исполненное глубокого покаяния и необычайной молитвенной силы, обнимающее все стороны жизни нашего Отечества. В периоды заключений владыка также составил молебные пения «О сущих в скорбях и различных обстояниях», «О врагах, ненавидящих и обидящих нас», «О сущих в темницах и заточении», «Благодарение о получении милостыни», «О прекращении войн и о мире всего мира».

Преставился владыка 28 октября 1962 года тихо и мирно, сказав напоследок: «Молитва вас всех спасет».

Подготовил регент Архиерейского мужского хора

диакон Роман Ахундов

Оставить комментарий
Поделиться в: