Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Благоговение начинается с семьи

Храм – это дом Божий, в нем все настраивает на молитву и богообщение. Как правило, дети любят бывать в храме, да не всегда умеют себя в нем хорошо вести. Как привить детям благоговейное отношение к святыне? Об этом рассказывает настоятель храма в честь Рождества Христова г. Балаково священник Николай Бильчук.

– Отец Николай, когда ребенок подолгу находится в храме, буквально растет в нем, как, например, дети из священнических семей, возникает риск привыкания к таинствам, к святыням. Как научить ребенка благоговейному отношению к Церкви и что делать, чтобы оно не утратилось по мере взросления?

– Когда родители долго в храме, дети нередко вырастают в своеобразных «всезнаек», которые теряют чувство благоговения. Вначале ребенок ведет себя хорошо, но если богослужение идет часа три, требовать от него, чтобы он вел себя как взрослый человек и молился, невозможно. Ребенок начинает играть, шуметь, это для него естественно. И постепенно привыкает к тому, что в храме можно вести себя так. А с привыканием теряется благоговение.

Дети разные по темпераменту, поэтому нужно стараться приводить их в храм, учитывая, сколько они смогут продержаться – полчаса-час. Не стоит приводить и слишком часто. По воспоминаниям митрополита Антония Сурожского, в одной знакомой ему семье родители брали детей в храм по большим праздникам, что всегда было для них важным, светлым событием, а если те плохо себя вели, им не разрешали идти на службу – это было неким наказанием. Очень важно именно так ребенка воспитывать, чтобы не произошло привыкание и сохранилось благоговение.

– Благоговейное отношение к храму – это и благоговейное отношение к людям, находящимся там. Дети у нас причащаются в числе первых. Но если подросток лет 12-14 старается в первую очередь пройти к Исповеди, Причастию – разве это правильно? Дело не только в неуважении к старшим, немощным – в дальнейшем он может привыкнуть к мысли, что должен во всем быть первым, что все ему должны уступать …

– Я читал интересные воспоминания одного из священников о том, что в имперской России не было такой традиции, как сейчас – приступать к таинствам в первую очередь детишкам. В храме с правой стороны стояли мужчины, слева женщины, и дети находились вместе с родителями – не впереди, не сзади, а именно вместе, чтобы быть под наблюдением взрослых и не мешать остальным молиться. Сейчас нередко можно увидеть, что детям, особенно тем, которые часто посещают храм, разрешают садиться на ступеньки солеи, они себя здесь свободно чувствуют, разговаривают со своими друзьями, начинают шуметь и всем мешают. Это неправильно, родители должны чувствовать ответственность за своих детей на богослужении и стараться, чтобы они находились рядом.

Как бывает в современной церковной практике? Родители, порой люди нецерковные, стараются своих детей регулярно причащать, что, безусловно, хорошо. Но сами в таинствах не участвуют, несмотря на то что нуждаются в них не меньше. Дети устают, плачут, капризничают, родители стараются, чтобы их быстрее причастили. Хотя лучше было бы выйти с ребенком, успокоить его, а потом причаститься – всем вместе. Мне кажется, следует не детей пускать вперед, а, подходя семьями и причащая детей, причащаться самим. Это и будет воспитанием благоговения.

Еще преподобный Антоний Великий говорил: «Величайшее из безобразий есть безобразие заповедовать другому делать то, чего сам не исполняешь; ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел». Когда мы стараемся приучить детей к церковной жизни, желая, чтобы они выросли христианами, а сами не пытаемся стать таковыми, вряд ли из этого получится что-то хорошее. Воспитание благоговения начинается с семьи, с семейных традиций общего участия в таинствах, в церковной жизни.

– Часто родители допускают такую ошибку: наказывают ребенка от имени Бога. Вертишься в храме, мешаешь другим, зеваешь – Бог накажет… Получается, что воспитывается не страх Божий, а боязнь Бога. Но ведь это разные понятия?

– Этим пугают не только детей. Идет подмена понятий – многое сводится к каким-то обрядовым вещам. И Бог воспринимается в своеобразном полуязыческом понимании, с человеческими положительными и негативными качествами – что он наказывает или, наоборот, его можно как-то задобрить. Об этом хорошо пишет в книге «Река огненная» греческий богослов Александр Каломирос относительно западных христиан: «Они рассматривают Его как угрозу, как неизбежную и бесконечную опасность, как противника, как прокурора и вечного преследователя. Для них Господь – уже не всемогущий Врач, который воплотился, чтобы спасти их от болезни и смерти, а, скорее, жестокий судья и мстительный инквизитор».

И у нас многие из-за отсутствия любви относятся к Богу именно как к грозному Судье, который за все наказывает. Но страх Божий – это боязнь совершить грех. Это не тот страх, который мы связываем с какой-то опасностью, а благоговейный страх через грех оскорбить Господа, и даже не столько оскорбить, сколько удалиться от Него.

Со временем, духовно укрепляясь, человек понимает, что Бог – это не Тот, Кто наказывает, грозный Судия, но в первую очередь – любящий Отец. Ведь говорят же святые отцы, что Господь справедливый, но поступает больше не по справедливости к нам, а по милости Своей: Милости хочу, а не жертвы (Мф. 9, 13).

– Поведение в храме может быть спровоцировано не только чересчур резвым характером ребенка. Возможно, он так себя ведет во время домашней молитвы. Например, взрослые молятся, а ребенок постоянно отвлекает какими-то вопросами. Как воспитать у него почтение к молитве?

– Здесь нет конкретных рецептов. Безусловно, ребенка надо учить не только почтению к молитве, но и вообще правильно выстраивать отношения с ним, не просто говорить, что можно, что нельзя, как себя вести… На словах ребенок это не воспримет, нужно стараться воспитывать в атмосфере семейной, причем с постоянством, а не от случая к случаю. Безусловно, начинать с себя. Если мама учит ребенка, что не надо обманывать, а при этом отвечает по телефону, что папы нет дома, хотя тот лежит на диване, то конечно, ложь станет наглядным уроком. Не надо раздражаться, нужно больше учить детей на своих поступках, а не просто говорить, чтобы от молитвы не отвлекали. Помолиться можно, и когда ребенка уложишь спать…

– Чувство почтения к святыням воспитывается на самых простых вещах: как нужно подходить к Причастию, пить святую воду, прикладываться к иконам, кресту…

– Да, и в первую очередь задача родителей – не просто сказать об этом ребенку заранее, но и собственным примером давать образец поведения. Очень важно учить его только тому, что ты делаешь сам. Если родители далеки от церковной жизни или относятся к этому поверхностно, например, сами не понимают, что это за таинство такое – Причастие, и уверены, что причащать дитятко надо, чтобы ребенок не болел, – это полуязыческое восприятие. Безусловно, через Святые Таинства мы получаем исцеление души и тела, но в первую очередь мы приступаем к ним, как к святыне. И, принимая с благоговением, уже как второстепенное получаем и крепость телесную. Здесь важно, чтобы правильное понимание было у взрослого, тогда оно будет естественным и для ребенка. В данном случае надо не столько объяснять, сколько этим именно жить.

– Чересчур активный характер ребенка – не повод, чтобы не посещать храм. Детская площадка, игровая комната, обустроенные при храме Рождества Христова, позволяют решать эту проблему?

– Помогают, скажем так. Родители могут оставить своих детей в детской комнате, пока сами находятся на службе, дети могут побыть на богослужении в меру своих сил, а остальное время играть со своими сверстниками на площадке или в детской комнате. Там они видят таких же верующих ребятишек, которые ходят в храм, знакомятся между собой, заводят новых друзей. Это очень важно для детей – видеть, что они не одни, что точно такие же дети из верующих семей ходят в храм с родителями и живут церковной жизнью. С появлением комнаты у нас на службах стало больше детей. Если раньше для родителей была проблема взять их с собой, то сейчас они не мешают верующим молиться в храме.

– Не секрет, что в церковной жизни неизбежны ограничения. У ребенка поневоле может сложиться мнение, что Православие – это система запретов: то не ешь, то не смотри, туда не ходи. Как у ребенка сохранить теплое отношение к храму и всему, с ним связанному?

– Бывает, что церковную жизнь люди воспринимают как систему каких-то запретов и нередко думают, что у православных все серо и скучно. Мне кажется, здесь человек не понимает самой природы заповедей Божиих. Профессор Московской духовной академии А.И.Осипов подчеркивает, что заповеди – это запрет, предостережение: не делай того или другого, потому что тебе же будет хуже.

Говорят, что ребенок – это зеркало нас самих, и его поведение часто показывает какие-то наши промахи. Ребенок все впитывает, поэтому необходимо объяснять ему, что заповеди – это запреты, но они даны нам Богом из любви, как некое предупреждение. Ведь когда родители видят у ребенка нож и стараются отобрать его, а он плачет и не хочет отдавать, – нужно объяснить ему, что в его руках опасный инструмент, которым можно пораниться. Так и Господь предостерегает нас через заповеди от тех поступков, которые могут причинить нам боль и страдание.

Надо учить ребенка бороться с грехом, внушать, что ему необходимо поступать не как хочется, а как подсказывает совесть. Личный пример тут очень важен. Именно с него и будет зарождаться благоговение.

Беседовала Валентина Николаева

Оставить комментарий
Поделиться в: