Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Малая Церковь отца Евгения

Семья настоятеля храма во имя пророка Божия Илии поселка Духовницкое отца Евгения Растопшина занесена на областную доску почета «Лучшие семьи губернии». Семейное фото Растопшиных разместили в городском парке Саратова вместе с портретами еще девяти достойных семей. В подписи к фотографии подчеркнули заслуги супругов в воспитании детей. Старшие дочери с отличием окончили школу, одна уже занимается научной деятельностью, двое других – студентки саратовских вузов. Младшие пока учатся в школе, они призеры предметных олимпиад и творческих конкурсов. Это приятное событие и стало поводом нашей встречи с отцом Евгением и матушкой Ольгой.

Жить по воле Божией

– Отец Евгений, во время диаконской хиротонии Вы как будущий пастырь сняли обручальное кольцо в знак того, что высшим приоритетом для Вас стало служение Богу и Церкви. Как удается воспитывать детей, если семья для священника не на первом месте?

– Если Господь в сердце занимает первое и главное место, то все остальное становится на свои места. Господь дает силы и возможности заботиться о семье. Как Христос глава Церкви, так и мужчина – глава малой церкви, своей семьи.

Господь мою жизнь устроил премудро. Мои родители были спортивными тренерами, и я с детства профессионально занимался конькобежным спортом. А как завершил свою спортивную карьеру, тогда создал семью, потому что спорт и семья несовместимы, по моему мнению. Я дома бывал две-три недели в году, все остальное время в разъездах.

– Где же Вы познакомились с будущей женой?

– Ольга тренировалась у моих родителей, мы познакомились, когда она была еще подростком.

– Но Вы не сразу стали человеком церковным?

– Мой папа после долгих лет тренерской работы круто изменил свою жизнь – стал священником. Мы, дети, тоже стали меняться. Благодать Божия покрывает весь род. Мой младший брат тоже стал священником, сегодня протоиерей Владимир Растопшин – благочинный Николаевского округа нашей епархии.

Я окончил педагогический институт, потом курсы переквалификации при медицинском институте и получил медицинскую специальность реабилитолога, работал в санатории «Октябрьское ущелье». А в 2004 году епископ Саратовский и Вольский Лонгин (ныне митрополит Симбирский и Новоспасский.– Ред.) рукоположил меня во диакона. Потом, уже став священником, заочно учился в духовной семинарии.

– Это отец Вас так развернул?

– Правильнее сказать: развернул Господь. Это все было не вдруг. Я долго помогал отцу в алтаре, вместе мы помогали восстанавливать женский монастырь в Коломне, его настоятельница матушка Ксения – тоже бывшая спортсменка. Потом трудились на восстановлении храмов «Утоли моя печали», Казанского в Саратове, церкви в селе Сосновка. Во время спортивной деятельности я много ездил по Советскому Союзу. Будучи еще некрещеным, побывал в Киево-Печерской и Троице-Сергиевой лавре и только потом принял Крещение.

– Почему все-таки, имея семью, профессию, детей, Вы решили посвятить себя служению Церкви?

– Человек, работающий при кухне, рано или поздно становится поваром. Когда ты постоянно в храме, в алтаре, видишь чудеса, происходящие по воле Божией, Господь призывает к Престолу.

– Вы оба с супругой хотели иметь большую семью?

– Я рос с братом и сестрой, поэтому и мне виделась семья по крайней мере не меньше. Первого ребенка мы долго вымаливали, это тоже было чудо Божие. Врачи сказали, что детей у нас не будет ни при каких обстоятельствах.

Родители привезли нам из паломнической поездки написанную на листочке «Молитву родителей, детей не имущих», тогда еще молитвословов не было. Мы молились, и результатом стало рождение дочери. Потом один за другим родились еще три дочери и сын. Врачи не всегда понимают, что все происходит по воле Божией.

– Все ваши дети удивительно талантливы. И учатся отлично, и спортом занимаются, и музыкой. На все это нужны силы, время и средства. Как вы с этим справляетесь?

– Многие задают этот вопрос. А что здесь справляться? Старшая дочь выросла, ухаживала за младшей, двое подросли, за третьей ухаживали. Все друг друга учили читать, писать, от нас только требовалось направлять их в определенные рамки и контролировать.

Когда говорят, что дети – это тяжело, – неправда. Со мной, думаю, согласятся все многодетные батюшки, а их в нашей епархии немало. Мы никак особенно не воспитываем, сверхусилий не прикладываем. Все наши дети окончили музыкальную школу, и это было их желание, никого не принуждали. Причем каждый учился одновременно на двух отделениях.

То же самое и со спортом. Каждый занимался тем, что ему нравилось. Больших возможностей в поселке для занятий спортом нет, и профессиональных тренеров тоже нет. Но чему-то я их обучил, а дальше они сами занимались. И сейчас никто из них спорт не бросает, дочь Александра, например, выступает за свой институт в баскетбольной команде.

– Наверное, к вам в поселке повышенное внимание? Семья священника, да еще многодетная.

– Жизнь семьи священника, да еще на селе – это и есть катехизация. Священник всегда на виду и не может позволить себе расслабиться. То же самое и с его детьми. Если у священника дети разгильдяи, то как он может говорить людям о воспитании детей? Вот и вся катехизация.

– Отец Евгений, хотели бы Вы, чтобы Ваши дети служили Церкви?

– А они и служат. Дарья – директор воскресной школы саратовского Свято-Алексиевского женского монастыря, ее супруг Александр готовится к диаконской хиротонии. Старшие дочери там же в монастыре поют на клиросе, Сергий помогает в алтаре, а Василиса на клиросе читает, и все они живут церковной жизнью.

Дети наши воспитаны в православной семье, они подчинены закону Церкви, закону Бога, и другими быть не должны, по крайней мере, нам так хотелось. Если хотя бы половина нашей страны воспитывала детей в духе христианства, православной веры, насколько лучше была бы наша жизнь.

– Скажите, отец Евгений, есть ли у Вас какое-то правило семейной жизни?

– Есть. Жить по воле Божией, а это значит любить друг друга и дарить эту любовь всем, кто в ней нуждается.

«Это мой путь»

Ольга Николаевна, матушка Ольга, замуж выходила не за священника, а за тренера, о Церкви тогда и разговоров не было, воцерковлялись вместе. Духовный сан супруг принял, когда у них уже было трое детей. Но эти перемены в жизни она приняла так, как и положено жене – без всяких сомнений.

– Мама у отца Евгения – верующий человек. И когда мы вместе ездили на соревнования, она дорогой рассказывала нам о Церкви, о вере, и я стала задумываться, а в 14 лет покрестилась. Все воцерковление у нас пошло от нее. Она и мужа своего воцерковила, и детей, и меня.

Мы полюбили друг друга, когда мне было пятнадцать лет, а в восемнадцать поженились и повенчались. Я люблю своего мужа и деток, поэтому, надеюсь, им со мной легко.

– Матушка, в отличие от супруга, Вы свое кольцо не снимаете и до конца жизни принимаете такое положение вещей: на первом месте у батюшки должна быть Церковь.

– Семья – это малая Церковь, и она всегда была нашей общей заботой. Примером были родители мужа, они всегда были вместе, всегда с детьми. Куда бы ни уезжали – на сборы, соревнования, – детей брали с собой. Все трудности мы тоже преодолеваем вместе, поэтому я не могу сказать, что моя ноша какая-то особенно тяжелая.

Многие говорят, что многодетность – это тяжкое бремя. Никогда так об этом не думала. Мои родители, которые в этом году отмечают золотую свадьбу, воспитали меня позитивным человеком, поэтому у меня стакан всегда наполовину полный, а не наполовину пустой.

– Скажите, матушка, какое отношение к вам в поселке? Не бывает пересудов?

– Наоборот! Люди в деревне более открытые и сердечные. Когда приехали в Духовницкое, и дети были еще маленькие, бабушки постоянно приходили помогать и с детьми, и с огородом. Сейчас дети выросли, и я могу больше помогать мужу по воскресной школе и в устроении прихода.

– А у Вас какое образование?

– Педагогическое, я по специальности учитель начальных классов.

– Никогда не жалели, что с карьерой не получилось, что жизнь Ваша в основном проходит дома?

– Это же здорово! Считаю, что женщина в первую очередь должна состояться как хорошая жена и мать. У батюшки несколько сельских приходов, он может уставать и должен с радостью возвращаться домой. Мне нравится быть дома, это мой путь, Господь меня на него благословил.

– У Вас четыре дочери, старшая скоро будет матушкой. Хотели бы Вы такой же судьбы и для остальных девочек?

– Это они сами решат. Но без Бога – никуда! Они выросли в Церкви, и уже другой их жизнь не будет. Только христианская. 

 

Ольга Стрелкова
Поделиться в: