Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Войти в свой храм

О Введении во храм Пресвятой Богородицы ничего не сказано в Евангелии – эти сведения дошли до нас в Предании Церкви. В честь этого события возведено огромное количество храмов и монастырей, написано множество икон. Но чем больше мы узнаем древние иудейские традиции, тем интереснее для нас эта история. Что произошло в те далекие времена и чем этот день важен для каждого из нас? Спросим у клириков Покровской епархии.

Довериться Богу

Протоиерей Александр Кашулин, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Державная» п. Горный:

– Отец Александр, в трехлетнем возрасте Дева, переступившая порог храма, уже положила начало спасению человечества. Объясните подробнее суть праздника.

– В некоторых источниках говорится, что исполнение пророчеств, в том числе спасение человечества, началось еще с Рождества Девы Марии. А Введение во храм – это начало Ее духовного роста и исполнение обета праведных родителей Иоакима и Анны. Богородица приняла подвиг отречения от мирской суеты, доверила Богу Свою жизнь и посвятила Себя Ему. Она подолгу молилась, трудилась, внимала Себе, читала священные книги. Вспоминаются псалмы Давида: Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего: и возжелает Царь доброты твоея, зане той есть Господь твой, и поклонишися ему (Пс. 44, 11).

Святые отцы и гимнографы в своих творениях находят в Ветхом Завете прообраз приснодевственной Матери Господа. Матерь Божию сравнивали со скинией, лествицей, восходящей на Небо, кивотом или Ковчегом Завета. В то время Святая святых уже пустовала после Вавилонского плена, там уже не было главной святыни Израиля – Ковчега Завета со всеми его принадлежностями: ни скрижалей с десятью заповедями, ни сосуда с манной, ни жезла Аарона. И первосвященник Захария ввел Ее в Святая святых, как одушевленный Ковчег святыни, живой кивот, поскольку Она – храм для Господа, Который возьмет на Себя грехи человечества и откроет для людей путь вечного спасения.

– Вы помните день, когда впервые пришли в храм?

– В 1994 году наша семья переехала из Узбекистана в Саратовскую область, поселилась в Ершове. Я тогда учился в школе, в десятом классе. Родители никогда не были тесно связаны с Церковью. Мне, ребенку, никто ничего не объяснял. Если у меня и были вопросы по поводу веры в Бога, то ответов я на них не находил: о чем спрашивать, не знал, да и спросить мне было особо не у кого. Но в те годы изменилась политика государства, православные храмы возвращали Церкви, свободно издавали духовные книги. Я читал взахлеб одну за другой, сильное впечатление на меня произвели жития святых – у них я нашел самый главный ответ: «Для чего и зачем я живу?». Так к вере я пришел мимо храма, через книги…

Как впервые в своей сознательной жизни зашел в храм? Конечно, помню. Свято-Никольская церковь в Ершове находилась во временном помещении. В 90-х годах приехал священник с семьей, выкупил дом и приспособил его под храм. Люди потянулись…

Я пришел в воскресенье на Литургию, меня сразу заметили в храме – юный, новый. Мне было все интересно, любопытно. Изучал церковнославянский язык, потом начал читать на клиросе. Заканчивая школу, я твердо уже решил, что пойду учиться в духовную семинарию. Поначалу родители не разделяли моего выбора, думали, что их сын просто не определился с профессией. Тогда даже пойти в церковь, на службу, означало бросить вызов обществу, не то чтобы стать священником. В школе у меня был друг, который тоже ходил в храм, но к моей идее о поступлении в семинарию отнесся с непониманием.

С момента окончания семинарии прошло уже больше двадцати лет, и сейчас я вижу, как Промысл Божий вел меня в Церковь: ненавязчиво, всегда оставляя свободу выбора. За мной и родные пришли к вере, в храм – мама, крестная, бабушка. Вот как Господь меняет судьбу людей, к себе приводит. Этому нельзя не удивляться – настоящее чудо.

Не отступать от выбранного пути

Священник Григорий Петров, настоятель Свято-Троицкого храма с. Ивантеевка:

– Почему первосвященник Захария ввел Богородицу в самое сокровенное место Иерусалимского Храма – во Святая святых, куда сам имел право входить только один раз в год?

– У дверей храма Деву Марию встретил первосвященник Захария, и да, часто возникает вопрос по поводу вхождения Ее в Святая святых. Но речь идет не о нарушении, а об исключении из правил, которое происходило по воле Бога. Первосвященник Захария первым увидел в маленькой Марии – Великую Деву, Которая родит Спасителя мира.

На этот счет есть несколько толкований, но все они говорят об одном и том же. В Святая святых хранили скрижали, данные Моисеем, так и в утробе Марии возникает святыня – Христос, чей приход в мир станет основанием Нового Завета. Именно Дева Мария, Та, Которая призвана стать живым храмом Самого Бога. Так произошел судьбоносный поворот истории, совершилась долгожданная встреча Ветхого и Нового Заветов.

– А ваш первый храм? Помните, поделитесь воспоминаниями.

– У каждого верующего христианина рано или поздно происходит своя встреча с Богом, и он впервые переступает порог храма. У меня это произошло в 26 лет. В то время я познакомился со своей будущей супругой, собирались пожениться. Она была из верующей семьи и, кстати, в предках ее рода был священник с именем Григорий. Матушка пожелала венчаться после свадьбы, а я даже крещеным не был. Удивительно, мой первый храм – Свято-Троицкий, он тогда находился в приспособленном помещении. Сюда меня привела жена, здесь я делал первые шаги к вере, а теперь – настоятель этого прихода.

Вспоминаю первую свою воскресную службу: было много народу, я робко стоял, даже не крестился, думал, что все на меня смотрят, как на новенького на приходе. Позже познакомился с настоятелем иереем Владимиром Растопшиным, он расположил к Церкви, к Богу. Через время благословил супругу петь на клиросе, меня взял в алтарь помогать. Не все понимал, но батюшка учил, подсказывал. Так начиналось мое воцерковление… Через несколько месяцев я принял таинство Крещения.

Когда вышел читать в первый раз Апостол, сильно волновался. Прочитал одну главу – весь взмок, хоть рубашку выжимай. О священстве даже не помышлял: глядя на настоятеля, понимал, какая это большая ответственность перед Богом, людьми. Но пути Господни неисповедимы, и отец Владимир посоветовал поступить в духовную семинарию. Я согласился учиться, чтобы быть более полезным для Церкви, может, нести послушание катехизатора на приходе.

Но на втором курсе владыка Пахомий рукоположил меня в сан диакона, случилось это 22 ноября, на празднование иконы Божией Матери «Скоропослушница». И не случайно, потому что мы с матушкой почитаем эту икону. Был период, когда у меня были проблемы с работой, не мог устроиться, куда обращался, отказывали. Мы поехали в Вавилов Дол, помолились у образа Богородицы, прочитали акафист. На следующий же день позвонили из трех организаций, я даже растерялся от скорой такой помощи. В 2015 году рукоположил меня владыка Пахомий в сан иерея, началось мое пастырское служение.

Духовно возрастать

Священник Димитрий Волков, настоятель Свято-Троицкого храма с. Малое Перекопное:

– Во время богослужения мы слышим такие слова стихиры: «Внутрь в храм Божий, Боговместимый храм возлагается, Дева Всесвятая…». Что означают эти слова?

– Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы для православного человека – это переосмысление своей жизни. Для чего нужно ходить в храм, чего я не знаю, не понимаю, как восполнить пробел в знаниях? Воспитание в храме Богородицы с малых лет для нас пример возрастания в духовной жизни.

Как приступали ко храму Пресвятая Богородица и святые праведные богоотцы Иоаким и Анна? С молитвой, со страхом Божиим, с благоговением, с любовью, со священным трепетом. И Дева с молитвой и трепетом преодолевала высокие ступени храма, осознавая, что восходит на Небо, и в то же время, быть может, не зная, что с Ней дальше произойдет. Но ее вера была крепка, Она полностью доверяла Богу, ни в чем не сомневаясь.

Мы, христиане, поставлены тоже служить Богу. Наша задача – вести праведную жизнь, держаться подальше от всякого зла, соблюдать заповеди, ходить в храм не формально.

Бывает, людям не интересно богослужение, и ты печалишься, что просто приходят. А хочется, чтобы прихожанин тоже проявлял инициативу, задавал вопросы, например, спрашивал: «Батюшка, читаю Евангелие, а почему первое от Матфея с родословия начинается, а от Марка сразу с крещения?». Таких вопросов мало, потому что мало уделяем времени Священному Писанию, а Божия Матерь изучала и понимала его.

Мы должны задумываться о том, что в доме Божием мы обращаемся со Христом. Господь ждет нашего сокрушенного и смиренного сердца – только такое сердце сможет вместить Бога. Ведь в Церковь духовно входят робко, тихо, со страхом Божиим, сокрушением о своих грехах, с верой, надеждой на милосердие Божие, как вошла в нее Пресвятая Богородица. А наскоро, с суетными мыслями – все впустую. Потому надо чаще всматриваться в себя – в храм собственной души: горит ли там лампадка молитвы? 

Людмила Питайчук
Поделиться в: