Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Что мы читаем?

Разговоры о том, что люди сегодня не читают, наверное, сильно преувеличены, иначе не открывались бы книжные магазины и опустели библиотеки. Читаем мы по-прежнему много, другое дело, что читаем, каково качество чтения? В канун Дня православной книги мы побеседовали с епископом Покровским и Николаевским Пахомием о том, какую литературу можно считать настоящей пищей для души и ума и как ориентироваться в мире книг.

– Владыка, согласитесь, что прочитать большое количество книг – не великий подвиг. Вопрос в том, что люди читают и зачем. У Н.С. Лескова есть замечательный рассказ «Однодум», герой которого всю жизнь носил с собой Библию, читал только ее и прожил жизнь, отчитываясь только Богу. На какой бы должности он ни оказывался, от квартального до городничего, честно исполнял свой долг, не брал взяток и прожил жизнь в согласии с совестью. Известно немало примеров, когда чтение духовных книг переворачивало судьбы людей. Можно ли сказать, что постоянное чтение Библии автоматически превращает человека в христианина?

– Сомневаться в силе слова Божьего нам, христианам, точно не следует, для нас Священное Писание – непререкаемый авторитет. Но как оно влияет на человека? На этот вопрос однозначно не ответишь. Человек – существо сложное, в нем уживается много и добродетелей, и пороков, грехов и страстей, и самых разных переживаний. Хотя я убежден, и об этом пишут святые отцы, что регулярное чтение духовных книг действительно меняет человека.

В Древнем Патерике описан интересный случай, когда к старцу пришел некий человек и посетовал на то, что постоянно грешит и падает. Старец посоветовал ему читать Библию, на что был ответ: «Чтение Библии мне не помогает». Тогда старец сказал: «Если даже в грязный кувшин постоянно наливать воду, рано или поздно кувшин очистится от грязи». Через страницы Библии с нами говорит Сам Господь, но чтобы это почувствовать, надо перед чтением обращаться к Нему с мольбой, тогда Господь откроет сердце, и результат непременно будет. Поэтому надо себя понуждать к чтению Святого Писания.

– Владыка, но многие атеисты знают Писание не хуже христиан, например, телеведущий Владимир Познер часто в своих программах цитирует Библию, хотя откровенно не признает существование Творца.

– В советское время священные тексты даже изучали на курсах научного атеизма, чтобы «врага» знать в лицо. Поэтому я и говорю, что прочитывать Библию мало, надо к чтению прилагать сердце, тогда будет польза. Вот какое наставление оставил нам святитель Иоанн Златоуст. «Когда сядешь читать слово Божие, то прежде помолись Богу, чтобы Он отверз твои очи сердечные. Дабы тебе не только читать написанное, но и исполнять, чтобы не в грех себе читать жития и слова святых. А когда читаешь, то старайся не листы только перевертывать, но читай прилежно, (внимая) всем сердцем тому, что читаешь, и если нужно, то не ленись и дважды, и трижды, и много раз перечитать слова, чтобы понять смысл их».

Я уверен, что бесследно чтение священных книг ни для кого не проходит, и в моменты какой-то скорби, боли человек вспомнит слово Божие, оно воздействует на него помимо его воли.

– Нельзя, конечно, ставить в один ряд художественную литературу с Библией, но на меня, например, всегда сильно действовало чтение классики. Здесь я переживаю все чувства, от скорби до радости, и по силе эмоционального воздействия чтение классической литературы – мощный духовный заряд.

– До прихода в Церковь Вы, наверное, читали не меньше, чем сейчас, однако Ваш приход к Богу был связан с тем, что к чтению светских книг добавилась духовная литература, разве не так? Она многое Вам открыла и изменила Ваше мировоззрение.

– Да, мои впечатления от первых прочитанных святоотеческих книг были действительно сильными. Несколько лет не хотелось ничего другого читать, кроме духовной литературы. Но прошло время, и наряду с духовными книгами художественные заняли свое прежнее место.

– Конечно, христианин должен быть читающим человеком, и если у него есть вкус к чтению, он неизбежно придет к слову Божьему. Монаху в келье, у которого в руках постоянно Священное Писание, возможно, Пушкин, Гоголь и Чехов не очень нужны, но мирянам надо быть людьми разносторонне образованными. Умный человек будет черпать знания из всех источников, которые приносят пользу. Когда святителя Василия Великого спросили по поводу чтения светской литературы, он ответил так: «Все, что помогает душе обрести спасение, – полезно». Мусор надо отбрасывать, не тратить время на низкопробную литературу, мерилом же вкуса, конечно, остается классика.

– Владыка, можно ли начинать разговор о Боге, опираясь на классику?

– Великая классическая литература всегда ставила перед читателем вечные вопросы, размышляя о смыслах человеческого бытия, заставляя мыслить о высоком. Чтение мировой художественной литературы, безусловно, обогащает наш внутренний мир, учит разбираться в самих себе, окружающих людях. В классической литературе, прошедшей сито времени, европейской или русской, всегда есть отражение вечности, поэтому она вне времени. Эти произведения открывают нам день сегодняшний, даже если они были написаны столетия назад.

Программа телестудии Покровской епархии «Читаем классиков сегодня» говорит как раз об этом. Конечно, для этой программы подбирают авторов, творчество которых наполнено христианскими идеями, и, мне кажется, эти литературные беседы приносят пользу нашим зрителям.

– Владыка, как Вы считаете, кризис чтения, а он, как ни крути, в обществе заметен, может повлечь за собой кризис веры? Чем будет питаться душа человека, если он редко берет в руки книгу либо вовсе не читает?

– Наличие в кармане смартфона облегчает жизнь людей, любую нужную информацию сегодня можно получить, не заглядывая в книги. Вся мировая литература теперь помещается в кармане, но я не думаю, что люди стали меньше читать. Книжных людей по-прежнему много.

Чтение Священного Писания – это труд. Есть люди, которые всегда трудились над книгой и будут трудиться, а кому-то это в принципе чуждо.

Русский человек всегда уважительно относился к книге, иметь домашнюю библиотеку раньше могли, конечно, только люди состоятельные, но книга всегда в России ценилась очень высоко. Что касается веры, то большинство простых малообразованных людей, даже не умеющих читать, были людьми церковными.

– Сегодня, согласитесь, хранители веры все-таки не эти простецы, а люди образованные, читающие.

– Согласен, одно дело, когда неграмотный человек просто верит светлой детской верой, другое – сохранение учения Церкви. Здесь, конечно, нужны люди образованные.

– Владыка, с чего надо начинать чтение духовной литературы человеку, который только начинает воцерковляться?

– Люди все разные, надо пробовать и искать для себя нужную книгу, душа сама почувствует: это то, что мне надо. Если у человека есть филологическая подготовка, он может начать сразу с творений святителя Игнатия (Брянчанинова), и, хотя это очень сложное чтение, уверяю Вас, он получит истинное удовольствие, потому что перед ним откроется огромный мир духовных переживаний, мыслей, чувств и изысканный литературный язык, который отличает этого удивительного святого.

Кому-то легче начать с трудов святителя Феофана Затворника, а людям без навыка чтения нужна разбавленная кашица. Сегодня издается огромное количество самой разной православной литературы, в том числе – небольшие сборники с выборками из наставлений и поучений подвижников Церкви. Прочитать эти сборники не составляет труда, их и читают те, для кого одолеть многотомные собрания сочинений отцов Церкви пока не под силу. Но начинать день христианину нужно с Евангелия, читать хотя бы по одной главе.

Человек живет, развивается, с годами многие вещи переосмысливает, и в каждый период своей жизни перед ним открываются новые грани этой вечной Книги.

– То же самое, владыка, и с классикой. Мы перечитываем классические произведения, находя в них с годами новые глубины.

– Я Вам скажу, что образование в советской школе было на очень хорошем уровне, в том числе и преподавание литературы. Конечно, оно было идеологизированное, но нас научили читать – от простых детских книг до самых сложных: Достоевского, Толстого.

В отличие от художественных текстов, основанных на вымысле, Священное Писание требует гораздо большего внимания, здесь каждое слово несет духовный смысл.

– Скажите, владыка, можно чем-то заменить чтение, тем более что сегодня у людей есть для этого масса возможностей? На Ваш взгляд, что хотя бы приблизительно равно умной книге?

– Думаю, ничто не заменит книгу. Даже качественная экранизация литературного произведения – это уже взгляд на него режиссера, оператора, но не самого писателя. Иногда смотришь фильм и понимаешь, что совсем по-иному представлял героев книги, и смысл произведения кардинально отличается от того, что ты видишь на экране. Понимаете, каждый ведь находит в книге то, что созвучно его мыслям и чувствам.

– Владыка, что Вы сейчас читаете, есть ли время на чтение художественных книг?

– Со временем не очень получается, но классику перечитываю. Снова заинтересовался Шекспиром, недавно перечитал «Божественную комедию» Данте. Великая литература потому и бессмертна, что она стремится ответить на самые сложные вопросы бытия, а это всегда интересно.

– Владыка, что бы Вы пожелали нашим читателям в День православной книги?

– В дни Великого поста я всегда обращаюсь к книгам Священного Писания, особенно к Ветхому Завету. Со времен монастырской жизни традиционно в это время на столе у меня всегда «Душеполезные поучения» аввы Дорофея. Я бы еще рекомендовал творения преподобного Ефрема Сирина, это чтение, от которого невозможно оторваться. Без основополагающих фундаментальных книг святых отцов невозможно познать основы духовной жизни. Читать эти книги интересно и необходимо.

– Спасибо, владыка, за Ваши советы. Остается пригласить читателей нашей газеты в храмовые библиотеки, где они найдут нужные и полезные книги и получат настоящую духовную пищу в дни Святой Четыредесятницы.

Ольга Стрелкова
Поделиться в: