Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Полюбить Евангелие

Евангелие не нуждается в особом представлении, его называют Книгой Книг, по которой должен жить каждый христианин. Даже те, кто никогда не читал этот священный текст, постоянно пользуется евангельскими цитатами. Привычными для нашего уха стали выражения «во главу угла», «возвращение блудного сына», «глас вопиющего в пустыне», «жнет, где не сеял» и т.д. Однако у многих людей, искренне считающих себя православными, нет привычки ежедневного чтения Священного Писания. Можно ли считать себя христианином, если ты не живешь по Евангелию и эта Книга не стала главной в твоей жизни? Разобраться в этом нам помогает настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы Покровска (Энгельса) священник Димитрий Попеко.

Живое воплощение Евангелия

– Отец Димитрий, само название этого текста многие понимают формально – как жизнеописание Христа, представленное в четырех библейских книгах. Что означает оно на самом деле?

– На самом деле это понятие имеет широкий духовный смысл и богатое историческое содержание. В переводе с греческого оно означает «добрая весть» – долгожданная весть о спасении.

Чем жили люди в эпоху Ветхого Завета? Обетованием, которое было дано Богом через пророков – придет Мессия и спасет людей от смерти греховной. Этого события ждали веками, и когда человек умирал, ему даже на ухо шептали – пришел Спаситель или еще нет. Представьте себе, что сегодня, когда мир так неспокоен, идут войны, происходят природные катаклизмы, люди гибнут, к вам придут и скажут: «Все! На земле наступил мир и покой». Такого масштаба был приход на землю Спасителя.

Как сказано у евангелиста Матфея, Господь проповедовал Евангелие (Мф. 4, 23), то есть благую весть о Царстве Божием, которое наступило с Его приходом, и о спасении, которое Бог даровал человеку. На Земле среди людей Христос Сам был живым воплощением Евангелия.

В узком смысле Евангелием называют повествование о земной жизни, служении, чудесах, учении Христа, которое было задокументировано его учениками. Не сразу, а через многие годы (Иоанн Богослов вообще в глубокой старости) евангелисты написали о том, что делал, чему учил Христос.

Священное Писание является источником жизни, и человек, который регулярно читает Евангелие, всякий раз к этому источнику прикасается.

– Грядущий праздник – Благовещение – тоже содержит благую весть о начале нашего спасения. Почему о таком важном событии повествует только евангелист Лука?

– «Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий», – так написал о смысле праздника митрополит Антоний Сурожский. Обратите внимание на царские врата. На их створках не случайно изображается Архангел Гавриил, который несет благую весть Деве Марии о том, что она избрана стать Матерью Спасителя мира. В этом глубочайший смысл. Именно с Благовещения начинается дело нашего спасения, начинается Новый Завет. Этот праздник можно считать точкой соприкосновения Ветхого и Нового Заветов.

Почему же такое событие описал только апостол Лука? Согласно Преданию, он был разносторонне одаренным, образованным человеком – историком, писателем, географом, врачом. Он был одним из 70 учеников Спасителя, одним из первых отправился в Палестину, когда узнал о Христе, участвовал в Его жизни, как и многие другие люди, своими глазами и своими ушами видел и слышал Иисуса.

Но в отличие от других евангелистов, Лука писал свое Евангелие для тех людей, которые никогда не были в Палестине, поэтому он включил в свое повествование большее число эпизодов, уточнений, деталей. Для него важно было убедить читателя в истинности Евангелия и полноценно изложить всю евангельскую историю. В первых строках автор обозначает цель своего повествования, обращаясь к своему высокопоставленному другу, обращенному в христианство самим Лукой, достопочтенному Феофилу: по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе… чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен (Лк. 1, 3-4).

Принять Христа

– Порой люди задаются вопросом: зачем ежедневно читать Евангелие, если оно много раз прочитано и знаешь его почти наизусть?

– Сколько раз в день вы садитесь за стол, чтобы подкрепить свою немощную плоть? Душе тоже нужна пища. Верующий человек читает Евангелие, чтобы напитать свою душу, очистить ее. Человек так устроен: ум сообщает сердцу то, чем он напитан, тогда сердце начинает меняться под воздействием ума.

Хорошо перед чтением Евангелия прочитать молитву, в которой есть такие слова: «Попали, Господи, терние всех согрешений». То есть через чтение Священного Писания мы очищаем свою душу, все свое естество. Мы просим Господа, чтобы Он освятил наш разум, очистил сердце от страстей, которые мешают погрузиться в глубину Евангелия, приблизиться к Богу.

– Почему одним людям Евангелие каждый раз открывается все с большей глубиной, а другие закрывают книгу и остаются ни с чем?

– Ответ на этот вопрос дает евангельская притча о сеятеле: Вышел сеятель сеять семя свое, когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано… а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный (Лк. 8, 5–8). Сердцу, готовому принять это семя и взрастить его, конечно же, откроется Евангелие. Возможно, в его сознании произойдет такой же перелом, какой произошел с митрополитом Антонием Сурожским, когда он впервые в юношеском возрасте открыл Евангелие и почувствовал, что рядом незримо стоит Христос. Это чудо произошло потому, что сердце будущего пастыря было готово принять Христа. Если же семя упало при дороге или «между тернием», остается только надеяться, что со временем, пусть через много лет, оно все-таки прорастет.

– Скажите, отец Димитрий, можно, хотя бы иногда, заменять чтение Евангелия чтением святоотеческих творений?

– Священное Писание – это богооткровенная истина, ее источник – Сам Господь. Даже пророки говорили не от себя, пророчествуя, они всегда указывали: так говорит Господь. Евангелисты тоже писали не от себя, правильнее поэтому будет сказать: Евангелие не от Луки, не от Матфея, а Евангелие по Луке, по Матфею и т.д. В каждом Евангелии мы слышим прямую речь Христа, поэтому у всех четырех евангелистов слова, произнесенные Господом, совпадают. Читая священный текст, мы воспроизводим слово Божие, оно обращено к каждому из нас и имеет громадную силу, поэтому Евангелие ничем заменить нельзя.

Но Евангелие можно и нужно дополнять святоотеческой литературой, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «беседа и знакомство со святыми сообщают святость». И добавляет: «Всякому, желающему стяжать истинное познание Священного Писания, необходимо чтение святых отцов».

«Да будет воля Твоя!»

– Мы знаем, что в Евангелии выражена воля Божия о нас. Но можно ли найти там указания на каждый конкретный случай нашей жизни?

– Нужно понимать, что Евангелие – это не инструкция на каждый наш шаг. Господь сотворил человека со свободной волей, и, когда мы читаем Священное Писание, познаем волю Божию о человеке, наш ум просвещается, чувства утихают, страсти уходят. Сопоставляя волю Божию со своими действиями, человек сам решает – принесет ли его поступок добро или, наоборот, удалит его от Бога. На любое свое действие христианин должен смотреть через призму Божественного откровения. Прочитал какой-то эпизод из Евангелия – подумай: а у тебя в жизни так или иначе? Меняет ли твою жизнь Евангелие?

– А если все-таки появляются сомнения в правильности своего поступка?

– Нужно обратиться к Богу: «Господи, благослови! Да будет воля Твоя». Как говорят святые отцы, если даже человек идет не по правильному пути, но он помолился, Господь выведет его на верную дорогу. Если человек будет стараться жить по Евангелию, он почувствует помощь Божию, его проблемы будут чудесным образом решаться. Каждый христианин это знает. Если же человек противится воле Божией, когда в нем сильна самость, тогда нарушается его союз с Богом, и он теряет благодать.

– Отец Димитрий, в эти великопостные дни мы должны как-то по-особому относиться к чтению Евангелия. Что бы Вы посоветовали нашим читателям?

– Самая распространенная традиция, которой любят следовать наши прихожане, – это чтение Священного Писания согласно церковному календарю. У меня другое правило, которое я усвоил еще в семинарии: читать Евангелие от начала до конца, от корки до корки. И каждый раз с трепетом ждать разговора с Богом, чтобы напитаться любовью Божией и распространять ее в мир.

Ольга Стрелкова
Поделиться в: