Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Святой Паисий и его монастырь

Православная Церковь празднует 5 июня память преподобного Паисия Галичского. Более 70 лет святой подвизался в монастыре, который впоследствии и получил его имя.

По воле Матери Божией

Основатели монастырей любили выбирать места для подвига или возвышенные, мысли устремляющие горе, или пустынные, уводящие от мира и его суеты. Белый силуэт Паисиево-Галичского Успенского женского монастыря – первое, что видит путник, подъезжая с северной стороны к городу Галичу. Построенная на горе Краспице, обитель как бы парит и над городом, и над зеркалом Галичского озера, возвышаясь в панораме окрестностей.

Сначала монастырь назывался Никольским. В древних летописях сказано, что при правлении благоверного князя Димитрия Донского благочестивые бояре Овины устроили обитель на своих владениях. Монастырь был ктиторским – его содержали благотворители.

Когда храм святителя и чудотворца Николая обветшал и сгорел, вместо него решили построить новый. Предание говорит, что боярин Иоанн Овин по пути в обитель получил от двух таинственных мужей икону Успения Божией Матери. И потому вновь выстроенный храм по его решению освятили в честь Успения. Там же и поставили образ, который со временем стали почитать как чудотворный.

Обитель не раз разоряли казанские татары, периодически совершавшие набеги на Галич. В XV веке во время войны между великим князем Московским Василием Васильевичем и Галичским князем Юрием Дмитриевичем обитель захватили войска великого князя, а икону, получившую название «Овиновской», увезли в Москву. Есть версии, что ее вернул назад князь Юрий Дмитриевич, вскоре после того, как занял Москву. По другим источникам святыня сама чудесным образом вернулась в обитель. Это событие еще более прославило икону, у которой молятся многочисленные паломники.

Покровители монастыря

Когда Иоанн Овин умер, ктитором Успенской обители стал его зять Иван Ярцов, который вскоре принял постриг с именем Иона. Покровительство перешло к его сыну Дмитрию, современнику Галичского князя Дмитрия Юрьевича Красного.

Преподобный Паисий – духовный отец Дмитрия Ярцова – немало тревожился о том, кто будет покровительствовать обители после его смерти, поскольку Дмитрий был бездетен. Когда ктитор смертельно заболел, он призвал преподобного и в присутствии князя изложил последнюю волю, завещав все свои вотчины Успенскому монастырю, но с тем условием, что преподобный Паисий введет в нем общежительный устав. Повеление боярина было исполнено.

Ближе к началу 1460 года преподобный Паисий отправился со списком с Овиновского образа Богородицы в Москву. Подвижника встречали с колокольным звоном и крестным ходом, который возглавили великий князь Василий Васильевич, его сын – будущий государь Иван III – и святитель Иона, митрополит Московский.

Василий Васильевич попросил преподобного Паисия благословить его, однако тот по смирению отказался сделать это в присутствии митрополита, сказав, что меньший благословляется от большего, а не наоборот. И лишь после того, как митрополит Иона благословил преподобного и рукоположил его в сан архимандрита, тот сказал князю: «Бог да благословит царство твое, благородный княже, и да будет на тебе благословение от десницы нашего архипастыря». Икону же поместили в Успенском соборе, поток к ней молящихся не иссякал ни днем, ни ночью.

Спустя несколько дней преподобный Паисий пришел к Василию Васильевичу просить отпустить его назад в обитель, беспокоясь о братии, которая лишилась своего отца и наставника. Великий князь отпустил старца, дав в провожатые архимандритов Спасского Задворного монастыря и Чудова монастырей. К галичскому наместнику князь направил грамоту, повелевая ему: «Да всячески снабдит обитель и хранит ю, яко зеницу ока».

Преподобный Паисий подвизался в Успенском монастыре более 70 лет. Он много трудился над благоустройством обители, восстанавливал ее после разрушения во время княжеских междоусобиц. Святой вел строгую подвижническую жизнь, стяжая монашеские добродетели.

Когда Бог открыл преподобному дату кончины его земной жизни, подвижник стал часто поучать братию о Страшном Суде, повелевая пребывать в трудах, бдении и посте. Он тихо преставился 5 июня и был похоронен у южной стены Успенского собора. Почитание подвижника началось вскоре после его смерти – уже в 1488 году летописи называют Галичский Успенский монастырь Паисиевым.

Около 1682 года преподобного прославили как общерусского святого, над местом упокоения его мощей в Успенском соборе устроили раку. В XVIII–XIX веках Паисиев монастырь оставался одним из главных центров духовной жизни края, а его святыни – Овиновская икона Божией Матери и мощи преподобного – целью многочисленных паломничеств.

«Элемент чуда несомненен»

В 1919 году безбожная власть закрыла обитель, в последующие десятилетия ансамбль монастыря понес большие утраты – монастырскую ограду разобрали на кирпич, снесли главы храма. Неизвестна судьба пропавшей тогда Овиновской иконы Божией Матери. В послевоенное время в Успенском соборе находилась инкубаторная станция, а в Троицкой церкви – склад.

Возрождение монастыря началось в 90-е годы. Первый со времен революции крестный ход к монастырским руинам состоялся 5 июня 1992 года – в день памяти преподобного Паисия, когда многочисленные богомольцы шли к Краснице через весь Галич. В 1994 году монастырь был открыт как женская обитель, началось трудное, но не безуспешное возрождение.

Через год археологическая экспедиция произвела в соборе раскопки в поиске мощей преподобного. На грунте обнаружили «негативный отпечаток» с ясно читаемыми очертаниями глазных впадин, высокого, покрытого морщинами лба, небольшого крючковатого носа, окладистой раздвоенной бороды и жезла архимандрита (костные остатки за исключением небольшого фрагмента левого предплечья отсутствовали). Руководитель раскопок археолог А.Г. Авдеев писал: «Вне всякого сомнения, данное погребение можно связать с мощами преподобного Паисия, сохранившимися, в отличие от мощей иных подвижников, не в теле и не в виде костных остатков, но в виде негативного отпечатка на грунте. ...Естественно-научного объяснения происхождения данного отпечатка найти практически невозможно. Элемент чуда несомненен».

Сегодня в монастыре восстановлен Успенский собор с приделом в честь преподобного Паисия, Троицкий храм, игуменский и сестринский корпуса, гостиница, хозяйственные постройки, воссозданы святые врата. Обитель ведет просветительскую работу и принимает паломников.

Татьяна Уютова
Поделиться в: