Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Вознесшийся на Небеса

Вознесением на Небо Христос завершил Свое земное служение. Он стал защитником и заступником человечества в Царстве Божием. Это знаменательное событие Священной истории стало одним из основных сюжетов для иконописцев различных эпох, а также для духовного творчества композиторов. Посмотрим и мы внимательно на образы Вознесения и разберемся в их непростой символике.

От древних истоков

Многообразные смысловые оттенки праздника Вознесения Господня нашли отражение в искусстве. Византийская и древнерусская художественная традиция впитала в себя богатое святоотеческое наследие, которое стало основой изображения Вознесения. В Вознесении величие Спасителя удостоились видеть все Его ученики. Теперь, взирая на иконы, каждый человек может созерцать ослепительное сияние Богочеловека.

Иконописец Покровской епархии Василиса Александровна Горюшова рассказывает нам о наиболее интересных произведениях искусства, посвященных теме Вознесения Господня. Но для начала вспоминает, как в детстве ее заинтересовала книга – Библия в гравюрах Гюстава Доре.

– Сюжеты реалистичные и производят впечатление не только на взрослых, но и на детей. Я помню, что иллюстрация сюжета Вознесения тоже меня поразила, – говорит она. – Интерес к иконе этого праздника у меня свой, личный. Когда я училась на третьем курсе иконописного факультета Московской духовной академии, нам дали практическое задание по написанию икон праздничного ряда иконостаса одного из храмов Московской области. Они были большого размера – около метра в высоту – и относились к Тверской школе иконописи Кашинского чина, XVI век.

Среди образов надо было написать и Вознесение Господне. В настоящее время икона находится в Третьяковской галерее в Москве, куда мы не раз ездили с однокурсниками, чтобы вдохновиться подлинным древним образцом. Потом во время учебной практики в музее Великого Новгорода можно было увидеть иконы Вознесения Господня XII–XIV веков. У меня было достаточно много времени пристально их рассмотреть, изучить все детали.

До нас дошли и древнейшие изображения Вознесения. Это резная пластина из слоновой кости, датируемая IV веком, она хранится в Баварском Национальном музее в Мюнхене, и композиция на резных деревянных дверях базилики Санта-Сабина в Риме.

– В этих памятниках Господь Иисус Христос изображается, как безбородый юноша атлетического сложения. На пластине из Мюнхенского музея мы видим непривычную для нас композицию, в которой совмещены вместе два сюжета – Воскресение и Вознесение, и это не случайно. Вознесение, как говорилось, завершает земной путь Иисуса Христа, подводит итог искупительной жертве Спасителя, – рассказывает иконописец.

К самым ранним из дошедших до нас изображений относится и миниатюра Евангелия Равулы VI века. На ней можно увидеть уже сложившуюся иконографию праздника. Композиция иконы делится на две смысловые части. В верхней изображен Спаситель в виде Господа Вседержителя, по-гречески – Пантократора. Вокруг фигуры возносящегося Господа – мандорла (круг овальной формы), которую поддерживают слева и справа двое или несколько ангелов.

– Однако в более поздние века происходит насыщение композиции различными персонажами, деталями и даже отдельно взятыми сюжетами. Впрочем, такому насыщению и усложнению подверглась не только живопись, но и искусство архитектуры и скульптуры, – поясняет Василиса Александровна.

Изображение сцены Вознесения Господня присутствует также во фресках и мозаиках различных соборов и храмов. Одно из наиболее ранних известных изображений Вознесения – купольная композиция Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, датированная 1140 годом. Здесь увеличено количество ангелов, несущих мандорлу со Спасителем, ангелы не парят, а торжественно шествуют, поддерживая над собой мандорлу, уподобленную гигантскому диску. Все это символизирует образ Небесной Литургии: Вси языци восплещите руками, воскликните Богу гласом радования… Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубнем (Пс. 46, 2, 6).

В сиянии света и славы

На некоторых иконах число ангелов может быть большим. Например, на иконе из Ново-Вознесенской церкви в Пскове 1542 года изображены шесть ангелов: двое поддерживают круг славы, четверо трубят в трубы. Иконописец подробно рассказывает о древнем образе.

В самом верху восседающий на невидимом престоле Спаситель облачен в традиционные для Его иконографии одежды – хитон и гиматий. Правой рукой Спаситель благословляет всех остающихся на земле, в левой – свиток, обычно в свернутом виде. В нижней части – гора, на вершине которой изображен отпечаток стоп Спасителя. «Горы в иконографии символизируют и ступени духовного восхождения. На фоне горок изображена Богородица в позе Оранты – с воздетыми в молении руками», – поясняет Василиса и сразу же отвечает на вопрос: «Почему?». Ведь в тексте Деяний святых апостолов нет прямого упоминания на присутствие Божией Матери в момент Вознесения.

– Как известно, икона символична и не всегда показывает реальные события, в большей степени отображает важную суть произошедшего события, для более глубокого понимания его значения и смысла. Богородица являет Собой самое совершенное из рожденных на земле и от земных родителей человеческое существо. Потому и икона, являющая возносящегося Спасителя мира, не мыслима без Той, от Которой Сам Бог воспринял человеческую плоть, – доходчиво объясняет собеседница.

Еще одна характерная деталь: на большинстве икон апостолы не имеют нимбов, нимбы есть только у Спасителя, ангелов в верхней части, Божией Матери и двух ангелов в нижней части – «мужей в белых одеждах», как описаны они в книге Деяний. Это свидетельство того, что на учеников Христовых еще не снизошла благодать Духа Святого – Утешителя, Который по обетованию Спасителя явился в день Пятидесятницы.

Земное соединяется с небесным

Воспевание и прославление праздника происходит в центральных песнопениях службы – в тропаре и дополняющем его по содержанию кондаке. «Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, обрадовав Своих учеников обещанием Святого Духа», – тропарь начинается с радостного восклицания. Кондак праздника написан преподобным Романом Сладкопевцем и начинается со слов: «Еже о нас исполнив смотрение». Нам открывается духовный смысл события: Господь Иисус Христос, прежде чем вознестись на Небо, исполняет весь замысел о спасении людей.

На праздничной Литургии мы услышим еще и удивительное авторское произведение – концерт «Вознесу Тя, Боже мой» Дмитрия Степановича Бортнянского. Этот духовный хоровой концерт известного композитора регент Архиерейского хора Светлана Владимировна Хахалина называет ясным, трогающим за душу. «Хоровые концерты Дмитрия Бортнянского представляют собой одну из вершин большого пласта музыкального творчества XVIII века. Крупнейший мастер жанра а-капелла. Учился он у итальянских мастеров, что отразилось на его композиторском стиле. Так, сохранилась итальянская манера, но русское, духовное тоже выразилось в его музыке. И за полтора столетия после его кончины концерты неизменно занимают важное место в истории русской музыки и входят в репертуар церковных хоров», – рассказывает регент.

Четыре части произведения состоят всего из четырех фраз, но каждая часть отличается по характеру, музыкальному содержанию. «Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой» – первая возвышенная. Тихая, спокойная, отличается тонкостью и лиричностью. Начинает женский хор, и это добавляет невесомости, легкости. «Потом очень тихо вступают мужские голоса», – поясняет Светлана Владимировна. Вторая – прославление Господа, ритм и темп ускоряется, характер торжественный. Третья часть снова медленная, но она более яркая. «Я бы назвала ее “возвышенный восторг“, вслушайтесь в слова: “Свет возсия праведнику и правым сердцем веселие“».

Завершается концерт жизнеутверждающим призывом, и здесь звучат фанфары, громогласные трубы: «Веселитеся, праведнии, о Господе и исповедайте память святыни Его…». В каждом слове, звуке грусти нет, лишь светлая радость, обращение ума и сердца к возносящемуся Христу, к молитвенному единодушию.

 

Людмила Питайчук
Теги: Вознесение Господне.
Поделиться в: