Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Новгородский чудотворец

Неподалеку от Великого Новгорода расположено местечко Хутынь. Именно здесь в XII веке уединился для молитвенных подвигов монах Варлаам — впоследствии ставший известным как преподобный Варлаам Хутынский. Его память Православная Церковь празднует 19 ноября.

Преподобный Варлаам (в миру Алексей) родился в 1156 году в семье новгородских бояр. Алексей с ранних лет почувствовал особенное расположение к уединенной жизни: его не увлекали ни юношеские забавы, ни увеселения. Мальчик любил читать священные книги, часто посещал храм Божий, а дома проводил время в молитве и посте. Родители были опечалены необычайным воздержанием сына, но их уговоры не могли остановить усердия юного подвижника. «Истинно жизнь наша, как тень и сон, вертится, как колесо», — размышлял юноша о суетности мира.

По смерти родителей Алексей, раздав все имущество бедным, удалился в Лисицкий монастырь и принял там монашеский постриг с именем Варлаам. Вскоре после пострижения он удалился из Лисицкого монастыря в пустынное место, известное в Великом Новгороде как Хутынь, что означало худое место. Подходя к Хутыни, преподобный увидел светлый луч, просиявший из густой чащи леса. Из этого знамения он понял, что его намерение поселиться здесь согласно с волей Божией.

Поставив посреди глухой чащи келью, подвижник все дни стал проводить в трудах, а ночи — в молитве. О строгости отшельнической жизни преподобного можно судить по сохранившимся до наших дней веригам и власянице весом 4 и 8 кг. В настоящее время они висят возле раки с мощами преподобного. Вериги эти возлагают на богомольцев, приложившихся к раке преподобного.

Не удивительно, что такая жизнь святого была противна врагу спасения рода человеческого, и он всячески старался изгнать пустынника. Желая устрашить подвижника, бесы то принимали вид разных зверей, змей, то настраивали против него людей, чтобы те оскорбляли его, то возбуждали в нем разные помыслы, старались довести его до нарушения поста, но преподобный кротко переносил все бесовские нападки. Усердной слезной молитвой и строгим постом он подавлял помыслы и разрушал все ухищрения диавола.

Нелегко бороться с другими, но борьба с самим собой во сто крат тяжелее. Духовная брань свойственна не только монахам, но и мирянам. По словам святого Исаака Сирина: «Какой бы мы ни проходили образ жизни, везде предлежит нам брань духовная от духов злобы, возмущающих наши страсти и понуждающих нас к действию греховному, чем и испытуется наше произволение и любовь к Богу — в борении нашем. И если мы не имеем сей борьбы, то не научимся искусству, и не познаем своей немощи, и не стяжем смирения, а оно так велико, что и кроме дел может нас спасти».

Дух воина Христова — это дух несгибаемой веры. Такую веру имел преподобный Варлаам. За это Господь ниспослал ему для служения ближним дар чудотворений и прозорливости. Однажды, когда приближался праздник Светлого Христова Воскресения, он послал монастырских рыбаков ловить рыбу, и по его молитвам улов удался на славу. Был пойман даже огромный осетр, но рыбаки скрыли его и принесли преподобному только мелкую рыбу. Разбирая ее своим посохом, он сказал: «Детей вы принесли, а куда девали мать?». Тогда рыбаки пали ему в ноги, покаялись в своем грехе и принесли спрятанного осетра.

Как-то новгородские жители плыли по реке, один из них упал из лодки и был вытащен из воды бездыханным. По молитвам святого утопленник ожил.

Дар прозорливости и чудеса, совершаемые по молитвам преподобного, привлекали к нему многих, желавших подвизаться вместе со святым. Никто не уходил от него неутешенным, для каждого подвижник находил подходящие слова. Преподобный кротко поучал: «Дети мои! Остерегайтесь разных пороков: зависти, клеветы, гнева, лжи, лихоимания, пристрастного суда; оставьте ложную присягу, воздерживайтесь от блуда, особенно имейте кротость и любовь — мать всему доброму. Исполните это, чтобы не лишиться вечных благ, обещанных Господом всем праведным. Избегайте вечной муки постом, молитвой и добрыми делами, ночным бдением и дневными трудами».

Число иноков, желавших подвизаться в обители преподобного, постоянно увеличивалось, и святой Варлаам решил построить небольшую деревянную церковь. Так появился храм в честь Преображения Господня в память того чудесного света, который осиял это место, когда святой принял намерение поселиться здесь. Эта небольшая церквушка стала началом Спасо-Преображенского монастыря.

6 августа 1192 года новый храм в честь Преображения Господня был торжественно освящен. В этом же году Спасо-Преображенский монастырь получил первую грамоту на владение землей с угодьями, челядью и скотом.

Создавая строения обители и его хозяйство, преподобный Варлаам не забыл и внутреннего устройства монастыря — жизни иноков. Заповедь преподобного Варлаама, данная обители, была следующая: «Странных с пути покоить, поить и кормить, приезжих на конях покоить всяким покоем и творить милостыню нищим. Если страннолюбия не забудете, то благодатию Божиею обитель моя никогда не оскудеет».

6 ноября 1192 года преподобный Варлаам Хутынский отошел ко Господу. Множество иноков и мирских людей с великой честью погребли тело угодника Божия у построенного им храма. При его погребении совершилось множество чудес. День этот остался памятным для народа, и в монастыре до сих пор сохраняется обычай в день кончины преподобного раздавать милостыню всем по заповеди святого Варлаама.

В 1461 году преподобный Варлаам Хутынский был причислен к лику святых, после чего поклонение святому распространилось по всей Руси.

Мощи его сегодня хранятся под спудом в Спасо-Преображенском соборе основанной им обители. Не только при жизни помогал преподобный Варлаам людям, но и после своей блаженной кончины не оставляет он с верой приходящих к нему.

* * *

Обитель преподобного Варлаама

Варлаамо-Хутынский монастырьПо смерти преподобного Варлаама построенный им Преображенский собор и монастырь вокруг него не пришли в запустение, а наоборот, обитель все больше расширялась и благоустраивалась.

Первый храм в честь Преображения Господня простоял 312 лет, после чего пришел в негодность. На его месте «повелением великого государя и великого князя Василия Иоанновича» был возведен собор в честь Преображения Господня, сохранившийся до наших дней. Строительство собора завершилось 6 августа 1515 года. Он представляет собой огромное трехнефное шестистолпное сооружение, завершающееся пятью куполами.

В 1533 году в этом соборе свершилось чудо: перед ракой преподобного Варлаама сама собой зажглась свеча. Свеча горела в течение девяти недель, не уменьшаясь в размерах. Воск от этой свечи послали из Великого Новгорода в Москву в подарок великому князю Василию Иоанновичу.

В 1611 году Хутынский монастырь стал штаб-квартирой шведов, напавших на Великий Новгород. Сама православная обитель от шведского нашествия почти не пострадала, но интервенты увезли с собой более 139 фунтов серебра с гроба преподобного Варлаама.

После революции, в двадцатых годах минувшего столетия, монастырь разграбили. Тем не менее он не прекратил своего существования.

После реставрации в 1991 году монастырь был передан Новгородской епархии. 19 ноября 1993 года, в день памяти преподобного, обитель возобновлена как женская. Во главе с матушкой Алексией появились первые насельницы.

В ризнице монастыря сохранились вещи преподобного Варлаама: восьмиконечный крест, фелонь, подризник, епитрахиль, поручи и власяница.

На территории обители находится святая горка, которую преподобный собственноручно сложил, нося землю в своей скуфье, а позже избрал местом своей уединенной молитвы. Здесь же расположена часовня. Недалеко от монастыря — святой колодец, который преподобный выкопал самостоятельно.

В приделе святого апостола Иоанна Богослова покоится прах великого русского поэта и государственного деятеля Г. Р. Державина, завещавшего похоронить себя в Хутынском монастыре.

Иоанн III положил отсчет богатым вкладам и пожертвованиям Хутынскому монастырю от российских князей и царей. Собственные вклады в новгородскую обитель делали Дмитрий Пожарский, Василий Шуйский и многие другие исторические деятели России, вплоть до Петра I.

В настоящее время обитель насчитывает несколько корпусов и угодий, среди которых огород с теплицами, скотные и птичьи дворы, картофельные поля, фруктовый сад. Ежедневно сестры трудятся в изготовлении церковных свечей, шитье и вышивке архиерейских и священнических облачений, убранстве храма, приеме многочисленных паломников. Всего в монастыре трудится около 50 монахинь.

Сегодня монастырь известен не только как один из самых красивых памятников древнерусской архитектуры, но и как один из наиболее значительных центров православной жизни. Тысячи паломников устремляются в обитель святого праведного Варлаама Хутынского в поисках умиротворения, исцеления души и тела.

 

Наталья Комиссарова
Оставить комментарий
Поделиться в: