Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Между небом и землей

В Православии известно множество подвижников, самоотверженно служивших Господу. Среди них есть и святые, избравшие для себя особый подвиг – столпничество. Ярким примером этого подвига является жизненный путь преподобного Симеона Столпника. Попытаемся понять, в чем заключается этот удивительный чрезвычайно трудный подвиг.

Восходя на столпы

Подвиги стояния на столпе появились на востоке в III в. Продолжались они, по свидетельству византийского историка Никиты Хониата, до XII в., а в России – до половины XV в. Изначально столпничество являлось противоположностью языческому почитанию гор и холмов. Столпники занимали высоты гор и ущелья, а затем устраивали там столпы, напоминавшие собой языческие священные ограды и жертвенники, чтобы ниспровергнуть культ идолопоклонства и заменить его христианским богопочтением.

Также, по мнению иеромонаха Алексия (Кузнецова), столпничество «представляло новый вид добровольного мученичества, и возникло-то оно как раз тогда, когда прекратился подвиг мученичества. Оно есть как бы продолжение его. Что совершили святые мученики, то довершили святые столпники».

Столпы делались различного вида и высоты. Например, столп преподобного Даниила Столпника был вышиной в два человеческих роста, столп преподобного Луки – в 12 локтей. Но были и более высокие – в 36 и 40 локтей (1 локоть – 38-45 см.). В основном, это была столпообразная башня. Верхняя площадка, на которой стоял подвижник, была совсем небольшая. Иногда она окружалась деревянной сплошной решёткой, из-за которой видны были только голова и плечи подвижника. Лестница для восхождения на столп находилась снаружи.

Столпы для святых подвижников были особого рода крестами, на которых они распинали свою плоть, подвергая её всевозможным лишениям. Столпники, таким образом наказывали себя во искупление грехов перед Богом. Восходя на столпы и переходя постепенно с низших на высшие, подвижники как по лестнице восходили от совершенства к совершенству. Служение святых столпников в самом точном смысле слова можно назвать предстоянием перед Богом. Стоя между небом и землей, они призывали Бога, славословили Его, от земли вознося ко Господу молитвы за весь мир.

Благословленный с младенчества

Будущий преподобный родился в 521 г. в Антиохии Сирийской (современная Турция) от благочестивых родителей Иоанна и Марфы. Когда мальчику шел шестой год, в городе Антиохии произошло землетрясение, во время которого погиб его отец. После этого трагического случая Марфа с сыном поселились в предместье Антиохии.

Симеон с самых ранних лет проявлял любовь к подвижнической жизни. Однажды ему явился Господь Иисус Христос и сказал: «Смотри, что уготовано в награду за добродетель и что будет возмездием за грехи; старайся благоугодить Господу, да сподобишься чести со святыми и получишь неизреченные блага, уготованные от века любящим Бога». От этого видения отрок Симеон загорелся сильным желанием посвятить свою жизнь Господу.

В шестилетнем возрасте он ушел в пустыню, где некоторое время находился в совершенном одиночестве. В это время его охранял и питал светоносный Ангел и, наконец, привел в уединенный монастырь. Его настоятель, игумен Авва Иоанн, подвизавшийся на столпе, с любовью принял отрока.

Спустя некоторое время Симеон обратился с просьбой к старцу Иоанну разрешить ему тоже подвизаться на столпе. По благословению игумена братия монастыря соорудили новый столп – небольшую башенку, наверху которой была сделана тесная келья. Совершив постриг семилетнего мальчика в иночество, авва Иоанн сам возвел его на этот столп. Юный подвижник, укрепляемый Господом, быстро возрастал духовно, превосходя в подвигах своего опытного наставника. Стоя на столпе, он пребывал в постоянной молитве, мужественно проявляя отнюдь не детское терпение и летнего зноя, и зимней стужи. Пища его была крайне скудной, при этом он питался только раз в неделю, а Великим постом и вовсе ничего не ел. С восхода солнца до девятого часа пополудни святой молился, до захода солнца читал книги и переписывал Священное Писание, после чего опять вставал на молитву и молился всю ночь. Когда начинался новый день, он, немного отдохнув, снова вставал на молитву.

Истинный христианский подвиг всегда сочетается с глубоким смирением подвижника. С особой силой смирение преподобного проявилось, когда к нему пришли подвижники из окрестных мест. Узнав о необычном подвиге преподобного Симеона, они решили испытать его: «Отчего не идешь ты путем отцов наших, но изобрел новый? Сойди со столпа и последуй житию древних пустынников». Как только преподобный услышал эти слова, он тотчас начал спускаться со столпа. Но пустынники поспешили остановить его: «Нет, не сходи, святый отче. Теперь мы знаем, что начатое тобою дело от Бога».

За строгие подвиги святой Симеон получил от Бога благодатный дар исцелений. Слава о юном иноке начала распространяться за пределы обители. К нему стали приходить люди из разных городов и стран, желавшие услышать его советы и получить исцеления от болезней.

На одинадцатом году жизни отрок решил подвизаться на более высоком столпе, к вершине которого вели 40 ступеней. Столп поначалу был невысоким, но затем достраивался, пока не достиг приблизительно 20 метров в высоту. К месту подвигов преподобного пришли епископы Антиохийский и Селевкийский, которые рукоположили святого подвижника в сан диакона.

Преподобный Симеон пламенно молился о ниспослании ему Святого Духа, и молитва подвижника была услышана. Дух Святой сошел на него в виде горящей свечи, исполнив подвижника Божественной Премудрости. После этого события наряду с устными наставлениями святой Симеон стал писать письменные поучения о покаянии, иночестве, о воплощении Христа и о будущем Суде.

Спустя некоторое время преподобный Симеон по указанию Божию переселился на одну из гор вблизи Антиохии (г. Антакья). Восхождение на гору ознаменовалось видением Господа, стоявшего на вершине холма. С тех пор эту гору стали называть Дивной или же горой святого Симеона. Вскоре вокруг столпа преподобного образовался монастырь, храм которого строили исцеленные им от болезней люди, в благодарность за оказанную им милость. Сегодня на вершине Дивной горы можно пройти среди руин монастыря, окруженных ветряками, и увидеть величественные горы. В этом месте сохранились остатки столпа святого Симеона.

Неся такие труды, преподобный не оставался в стороне и от догматических споров, волновавших православный мир. Он опровергал иудейские хулы, искоренял еретические учения. Царей и князей своими мудрыми и полезными письмами он направлял к страху Божьему, милосердию и любви.

В 560 г. на 39-м году жизни святой подвижник принял от епископа Селевкийского Дионисия священный сан. После посвящения в иерея святой часто получал откровения от Бога. Он предсказывал будущие события, ему были открыты и тайные людские мысли. С Божией помощью совершал он множество чудес: давал зрение слепым, здравие хромым, изгонял бесов из людей, воскрешал мёртвых. Однажды для нужд монастыря преподобный испросил молитвой источник воды, а во время недостатка зерна также по его святым молитвам в житницах обители умножилась пшеница.

В возрасте 75 лет преподобный Симеон был предуведомлен от Господа о своей скорой кончине. Призвав братию монастыря, он преподал им в прощальной беседе благословение и мирно отошел к Богу в 596 г., потрудившись в подвиге столпничества 68 лет.

Жизнь преподобного Симеона стала ярким образом стремления человека к Небу. Православная Церковь в богослужении, посвященном святому, называет его «небесным человеком, земным ангелом и светильником вселенной». Воистину он явился земным ангелом и небесным человеком, стоя на столпе, словно свеча, горя любовью к Богу и ближним.

 

Наталья Комиссарова
Теги: святитель Спиридон.
Оставить комментарий
Поделиться в: