Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Иисус из Ветхого Завета

Он стал вождем еврейского народа после смерти пророка Моисея. И завершил дело его жизни, введя еврейский народ в Землю обетованную. Под его предводительством шествие богоизбранного народа к этой земле превратилось в череду славных и чудесных побед, которые являли одновременно и силу Истинного Бога, и силу праведности человека.

Мужественный последователь Моисея

Книга Второзакония повествует о том, что Моисей возложил на Иисуса Навина свои руки, и тот исполнился духа премудрости... и делали так, как повелел Господь Моисею (Втор. 34, 9). Иисусу Навину перед тем, как он стал вождем избранного народа, было откровение от Господа. Поручая ввести народ в Землю обетованную, Бог трижды призывает его быть твердым и мужественным. Народ с полным доверием принял Иисуса, как нового вождя. К этому времени Навин уже победил амаликитян.

Весенним месяцем евреи подошли к Земле обетованной, которую отделяла от них река Иордан. За ней красовались горы и холмы земли, по слову Библии, текущей молоком и медом – столь плодородна была эта местность.

В то время Палестина была заселена многочисленными языческими народами. Они поклонялись идолам, совершали человеческие жертвоприношения. Богу было угодно сделать Свой народ орудием возмездия для язычников. Евреи должны были побороть тех, кто посягал на Самого Бога, образ Которого заложен в каждом человеке.

Воинственные язычники наводили страх даже на израильтян, с которыми был Сам Бог. И потому Он укреплял их великими чудесами.

Последняя остановка израильского народа перед началом завоевания Ханаана была на восточном берегу Иордана, напротив Иерихона. Туда Иисус Навин тайно послал двух юношей. Господь привел их в дом Раав. Она знала о чудесах, происходивших с евреями, и верила в силу Бога Израиля. Раав спрятала юношей на кровле своего дома, расположенного в городской стене. Когда опасность миновала, она взяла с соглядатаев (разведчиков) клятву сделать милость дому отца ее и спустила их по веревке через окно.

После взятия Иерихона израильтяне выполнили обещание и сохранили жизнь Раав и ее родственникам. Впоследствии она вышла замуж за иудейского князя Салмона. От этого брака родился Вооз, взявший в жены моавитянку Руфь, ставшую прабабушкой царя Давида. Так спасенная Раав вошла в родословие нашего Спасителя.

Победы с помощью Божией

Накануне дня чудесного перехода через Иордан Иисус Навин приказал евреям омыть тело и сменить одежды. А священникам, несущим ковчег завета, сказал: Как только войдете в воды Иордана, остановитесь в Иордане (Нав. 3, 8). Это было необходимо, чтобы народ со всей очевидностью увидел помощь Божию, поданную через главную святыню Израиля – Ковчег Завета.

Когда израильтяне двинулись от своих шатров, священники понесли Ковчег Завета впереди. Как только они вошли в Иордан, течение реки остановилось. Вода стала стеною на большом расстоянии до Адама (город на Иорданской равнине). Народ перешел реку. Священники все это время стояли в середине сухого русла Иордана. Когда переход закончился, Господь повелел Иисусу положить двенадцать камней на месте, где стояли священники с Ковчегом Завета. Еще двенадцать камней представители колен должны взяли с собой, как памятный знак о чуде.

Первый стан после перехода через Иордан был устроен в Галгале. Здесь Манна небесная, которой Господь питал евреев в пустыне, перестала падать на землю, и сыны Израиля стали питаться тем, что производила Ханаанская земля.

Однажды близ Иерихона перед Иисусом в видении явился человек с мечом. На вопрос Иисуса: «Наш ли ты или из неприятелей наших?» — явленный муж сказал, что является вождем воинства Господня. Иисус Навин пал лицом своим на землю и поклонился, и по повелению вождя воинства Господня, под которым принято понимать Архангела Михаила, снял обувь с ног.

Город Иерихон находился в плодоносной долине, среди садов, изобиловавших пальмами, почему и назывался городом пальм. Это был царский город земли Ханаанской, богатый и укрепленный, обнесенный широкою стеною. И вновь Господь совершил великое чудо. Все способные к войне сыны Израилевы обходили город шесть дней. Впереди пред Ковчегом Завета шли семь священников с семью юбилейными трубами. В седьмой день Господь повелел обойти вокруг города семь раз: священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания (Нав. 6, 3–4). По мнению толкователей Библии, это событие имело священный, а не военный характер. А апостол Павел говорит: Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении (Евр. 11, 30).

Иисус Навин изначально запретил своему народу что-либо брать из Иерихона. Только серебро, золото и медные и железные сосуды в сокровищницу дома Господня. Но один человек поддался искушению, чем навлек на израильтян гнев Господень. Они потерпели поражение, не смогли овладеть городом Гай. Тогда Иисус, разодрав одежды, пал на землю пред Ковчегом Господним. И укорял себя до тех пор, пока Господь не открыл ему, что Израиль согрешил. После обличения и казни нечестивца Господь вновь явил Израилю помощь в войне за Ханаан.

Третье великое чудо сотворил Господь во время сражения при Гаваоне, где были разбиты объединенные войска жителей Гаваона и южноханаанских царей. Когда противники Израиля побежали, Иисус воззвал к Господу и сказал: Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! Солнце остановилось, и луна стояла, пока израильтяне побеждали врагов. И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля (Нав. 10, 12-14). Это чудо на протяжении многих веков остается одним из излюбленных мест нападок и возражений со стороны безбожников и тех, кто противопоставляет науку вере. Однако же многие профессора, в числе которых известный английский ученый археолог Артур Гук, пришли к выводу, что и такое возможно. Разве Бог, создавший Вселенную, не имеет силы повлиять на Свое создание для необходимых целей?

После полного завоевания Ханаана Иисус Навин разделил всю Землю обетованную с помощью жребия на двенадцать уделов по числу колен Израилевых. Только колену Левия не был дан удел, так как Сам Господь был уделом для этого колена, предназначенного для служения Богу. Левиты становились священниками в скинии, а потом и в Иерусалимском храме.

Чтобы число уделов не было меньше двенадцати, колено Иосифа было разделено на два полуколена: Манассии и Ефрема. Это было законно, потому что патриарх Иаков более чем за четыре с половиной века по внушению Божию усыновил детей Иосифа.

Перед смертью Иисус Навин собрал старейшин, начальников, судей всех колен Израилевых в Сихем и дал им завет: Бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности (Нав. 24, 14). После этого Иисус Навин умер, прожив сто десять лет.

Прообраз Христа

Святые отцы называют Иисуса Навина прообразом Спасителя. Блаженный Иероним считает, что Иисус Навин – это образ Господа не только в действиях, но и в имени. «Воеводство Иисуса Навина, – пишет святитель Кирилл Александрийский, – означало, что руководителем нашим после Моисея и закона стал Христос».

Особенно подробно пишет об этом апостол Павел (см.: Евр. 4, 8–9). Как Иисус Навин ввел Израиля в Землю обетованную, так и Христос вводит верующих в Него в наследие в Царстве Небесном. Переход евреев через Иордан – прообраз Крещения. Раав – язычница, ставшая праматерью Спасителя, – прообраз язычников, вступивших в Церковь Христову. 

 

Татьяна Уютова
Оставить комментарий
Поделиться в: