Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Жизнь перед Богом

Свято-Введенский мужской монастырь – Оптина пустынь – основан на берегу реки Жиздры недалеко от г. Козельска Калужской области несколько столетий назад. Расцвет обители начался в первой половине XIX века с введением старчества. Первым Оптинским старцем стал преподобный Лев, память которого – 24 октября.

Беглец от выгод и тщеславия

Его мирское имя – Лев Данилович Наголкин. В молодости он работал приказчиком у купца и слыл человеком расторопным и смекалистым, выдающихся умственных и нравственных достоинств, честным и верным работником. По роду деятельности Лев общался с людьми разных сословий и, будучи человеком наблюдательным и дальновидным, приобрел много полезных навыков. Он хорошо знал почти всю Россию: жизнь дворянства и купечества, военную и флотскую службу, быт простого народа. Эти знания пригодились ему в будущем, когда он стал духовным наставником.

Отказавшись от выгодной женитьбы на дочери купца, на 29-м году жизни будущий старец поступил в Оптину пустынь и за два года ревностных трудов успел расстроить крепкое здоровье. Потом несколько раз приходилось ему переходить из одного монастыря в другой, то в поисках духоносного наставника, то убегая от славы людской.

В 1801 году в Белобережской пустыни он принял монашество с именем Леонид, в том же году был рукоположен во иеродиаконы, а затем во иеромонахи.

Истинные старцы получаются из настоящих послушников. Жизнь преподобного была тому примером. Как-то клиросная братия отказалась петь бдение, пытаясь принудить настоятеля исполнить их требования. И только отец Леонид, несмотря на усталость и голод после сенокоса, исполнил просьбу игумена.

В 1804 году братия избирает духовно преуспевающего монаха своим настоятелем. Но через четыре года отец Леонид оставляет должность и удаляется со своим духовным наставником отцом Феодором, учеником преподобного Паисия Величковского, в тихую лесную келию. Спустя короткое время духовные дары подвижников стали привлекать к ним все больше народа, и они, стремясь к безмолвию, ушли сначала в один из скитов Валаамского монастыря, а через несколько лет по той же причине перебрались в Александро-Свирский монастырь. Там отец Феодор преставился.

Первый старец

Позже преподобный Лев с шестью учениками прибыл в Оптину пустынь. Настоятель преподобный Моисей, зная духовную опытность подвижника, поручил ему окормлять братию и богомольцев. Да и сам все важные решения, касающиеся жизни обители, принимал с благословения старца. Вскоре в Оптину пришел будущий преподобный Макарий, ставший ближайшим учеником и помощником отца Льва.

Оптина стала последним местом земного пребывания преподобного Льва, а он стал ее первым старцем, родоначальником всех старцев Оптинских. «Старцы Макарий и Амвросий, идущие по стопам своего наставника, получили духовный импульс, позволивший им идти вперед под молитвенным покровом учителя, который взял на себя всю тяжесть и скорби первопроходца», – сказано в житии святых.

Отец Лев жил в небольшом домике. Под его духовным окормлением находилась вся братия во главе с настоятелем отцом Моисеем, ежедневно шли к нему за наставлением миряне всех сословий. Иеромонах Леонид (будущий наместник Троице-Сергиевой Лавры) писал, что простой люд говорил ему о старце: «Да он для нас, бедных, неразумных, пуще отца родного. Мы без него, почитай, сироты круглые». Дела внешней стороны жизни монастыря также решали с его благословения.

Преподобный постоянно помнил о скорбях и горестях своих пасомых, но в то же время непрерывно пребывал в молитве. «В редкие минуты, когда старец оставался без народа, он так погружался в молитву, что забывал о келейнике, не слышал его объяснений, и тому приходилось несколько раз повторять одно и то же», – рассказывал один из учеников святого. Был период, когда настоянием епископа старец был стеснен в приеме посетителей. Тогда он мог передохнуть. Но не думая о собственном удобстве, он жалел страждущих. Однако, полагаясь на волю Божию, рассуждал: «Бог силен помочь и без моего недостоинства».

«Смиренный лев», мудрый наставник и врач

«Смиренного льва» – так называл его старец Феодор – никто не видел гневающимся или раздраженным, унывающим или возроптавшим. «Я живу и хожу пред Богом моим, живу для ближних, откинув всякое лицемерие и страх мирского суда; не боюсь никого, кроме Бога», – говорил святой, всегда пребывающий в мирном духе и радости.

Отец Лев стяжал дар исцеления, непрестанной молитвы и духовного рассуждения. Он указывал духовным чадам, что угодно или неугодно Богу, верно судил о душевном и духовном устроении людей, ясно распознавал дух истинный и дух прелести. Он читал в душах людей их сокровенные помыслы, напоминал забытые грехи. Старец мог смирить и обличить человека, но сделать это так тонко и кротко, что даже при строгом обличении никто не уходил от него неутешенным. «Бывало, батюшка сделает мне такой строгий и грозный выговор, что едва на ногах устою; но тут же и сам смирится, как дитя, и так умиротворит и утешит, что на душе сделается легко и отрадно; и уйдешь от него мирный и веселый, как будто батюшка меня хвалил, а не укорял», – вспоминал один из духовных сыновей святого. «Иногда нападала на меня тоска, уныние, бороли помыслы. Пойдешь к батюшке утешиться в скорбях, и при вступлении в его келью вмиг все исчезнет, и в сердце почувствуешь тишину и радость. Батюшка спросит: “Зачем пришел?” – А ты и говорить не знаешь что. Помажет он маслом из лампады, благословит; и пойдешь от него с радостью и душевным миром», – писал другой.

Когда у старца спрашивали, следует ли поправлять новоначальных братий, видя их проступки, преподобный отвечал: «Если ты не имеешь на то благословения от начальника и признаёшь себя подверженным страстям, то не входи никак в те предметы и случаи, кои до тебя не касаются. Молчи. Всяк своему Господеви стоит или падает».

Часто старец отправлял страждущих в Воронеж к мощам в то время новоявленного угодника Божия – святителя Митрофана, многие возвращались поблагодарить святого за выздоровление. Душевно и телесно больным он оказывал благодатную помощь, помазывая их елеем от неугасимой лампады, теплившейся в его келье пред Владимирской иконой Бoжиeй Матери.

В сентябре 1841 года подвижник начал слабеть, перестал вкушать пищу и ежедневно причащался Святых Христовых Таин. В болезни тело и руки старца были холодными, и он говорил келейнику: «Если получу милость Божию, тело мое согреется и будет теплое». По кончине тело святого было три дня в храме, не издавая смертного запаха, и согрело всю одежду и даже нижнюю доску гроба.

В 2000 году подвижник был прославлен для общецерковного почитания в лике преподобных. Мощи святого покоятся во Владимирском храме Оптиной пустыни. 

 

Советы преподобного Льва Оптинского

***

Кто дела свои чувствует по Бозе, тому и здесь недурно, и там хорошо.

***

Делание заповедей Господних животворит душу и даже тело твое умиротворит и утешит до обилия.

***

Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, поступки и обращение к тебе других, если же ты не видишь в них любви, то это потому, что ты сам в себе любви не имеешь.

***

Где смирение, там и простота, а сия Божия отрасль не испытывает судеб Божиих.

***

Живущие без внимания к самим себе никогда не удостоятся посещения благодати.

***

Когда не имеете спокойствия – знайте, что не имеете в себе смирения. Это Господь явил следующими словами, кои вместе с тем показывают, где искать спокойствия. Он сказал: Научитеся от Мене, яко кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29).

***

– Всем ли дается умная молитва?

– Кого посетит Господь тяжким испытанием, скорбию, лишением возлюбленного из ближних, тот и невольно помолится всем сердцем и всем помышлением своим, всем умом своим. Следственно, источник молитвы у всякого есть; но отверзается он или постепенным углублением в себя, по учению отцев, или мгновенно Божиим сверлом.

Татьяна Уютова
Оставить комментарий
Поделиться в: