По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Блаженный по имени и духу

Ежедневно мы молимся его словами. В начале дня благословляем Бога и просим Его принять наши молитвы, просветить нас и научить творить Его волю. Вечером – о прощении грехов и очищении души. Святая Церковь включила в ежедневное молитвенное правило слова преподобного Макария Великого. В этих молитвах, обращенных ко Творцу всех, он открывает путь к Нему для каждого верующего сердца. Память святого, имя которого переводится как «блаженный», Церковь празднует 1 февраля.

«Юный старец»

Преподобный Макарий Великий родился в Нижнем Египте. Он рано овдовел и вскоре решил принять иночество. Господь сподобил угодника Своего дожить до преклонных лет, но память смертная с юности была с ним и побуждала к молитвенным подвигам и покаянию. После кончины родителей святой раздал имение и стал усердно молиться, чтобы Господь указал ему наставника на пути спасения. Господь послал ему опытного старца-пустынника, который принял юношу с любовью, стал наставлять в духовном делании, посте и молитве, научил плетению корзин, а затем благословил жить в отдельной келье.

Местный епископ поставил добродетельного инока клириком церкви, однако тот, тяготясь нарушением безмолвия, тайно ушел в другое селение. Враг спасения боролся с подвижником, устрашая его, сотрясая келью, внушая греховные помыслы и насылая клевету. Блаженный отражал нападения беса, ограждаясь молитвой и крестным знамением.

После трех лет пустынножительства он отправился к отцу египетского монашества – святому Антонию Великому. Авва с любовью принял молодого монаха, который сделался его послушным учеником и последователем, а позже по его совету удалился в Скитскую пустыню, где просиял подвигами. С годами преподобного Макария стали называть «юношей-старцем», потому что уже в тридцатилетнем возрасте он имел рассудительность зрелого инока. В возрасте сорока лет он принял священный сан и был поставлен настоятелем иноков.

«Никчемный инок»

Святой достиг такого дерзновения пред Богом, что по его молитве Господь исцелял больных и воскрешал умерших. Несмотря на такую духовную высоту, по своему смирению он называл себя никчемным иноком.

Когда братия спрашивала его о том, каким образом можно сделаться иноком, он рассказывал: «Простите меня, я плохой инок, но видел иноков, спасавшихся в глубине пустыни. Они говорили, что если человек не откажется от всего, что находится в мире, не может быть иноком. Я отвечал, что немощен и не могу быть таким, как они. Тогда иноки ответили: “Если не можешь быть таким, как мы, тогда сиди в своей келлии и сокрушайся о грехах своих”».

В годы царствования императора Валента-арианина преподобный Макарий Великий вместе с преподобным Макарием Александрийским подвергался преследованию от еретического епископа и его последователей. Старцев сослали на пустынный остров, где жили язычники. Там по молитвам святых получила исцеление от тяжелой болезни дочь жреца. Увидев такое чудо, он и все жители острова уверовали в Истинного Бога и приняли Крещение. Узнав об этом, арианский епископ устыдился и разрешил монахам спокойно вернуться в свои пустыни.

Покрывающий согрешения

Молитва преподобного многих спасала в опасных обстоятельствах и сохраняла от бед и искушений. Его милосердие было так велико, что о нем говорили: «Как Бог покрывает мир, так и авва Макарий покрывал согрешения, которые он и видя как бы не видел, и слыша как бы не слышал».

Преподобный дожил до 97 лет, 60 из которых провел в мертвой для мира пустыне. Незадолго до кончины ему явились преподобные Антоний и Пахомий, сообщившие о близком переходе в Небесные обители. Благословив учеников, святой почил со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».

Свой подвижнический опыт он претворил в глубокие богословские творения, ставшие драгоценным наследием Церкви. Единение души с Богом – высшее благо и цель человека – основная и главная мысль его творений. А земная жизнь, по учению преподобного Макария, со всеми ее трудами имеет лишь относительное значение: приготовить душу, сделать ее способной к восприятию Царства Небесного, воспитать в душе сродство с Небесным Отечеством.

Из творений преподобного Макария

Спасение есть дело богочеловеческое: полного духовного преуспеяния мы достигаем не одною Божественною силою и благодатию, но и принесением собственных трудов, с другой стороны, в меру свободы и чистоты приходим не одной собственной рачительностью, но не без содействия свыше Божией руки.

***

Господь не ищет девы или замужней, ни инока, ни мирянина, но ценит свободное намерение человека и на добровольное его произволение посылает благодать Святого Духа, которая действует и управляет жизнью каждого человека, стремящегося спастись.

***

Худое слово и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми.

***

Если желаешь спастись, будь как мертвец, который не гневается, когда его бесчестят, и не превозносится, когда его хвалят.

***

Человек хотя много трудится и работает, творя какую-либо добродетель, однако Сам Господь тайно в нем действует.

***

Скоро приобретали многие отпущение грехов, но никто не приобрел скоро бесстрастия: для сего нужны и время, и великое усердие, и Божие содействие.

***

В христианстве пища и питие для внутреннего человека есть слово Божие и таинства.

***

Само сердце — малый сосуд; но там есть львы, там есть ядоносные звери, там есть змеи, пути негладкие и стропотные, там пропасти, но там также и Бог, там ангелы, там жизнь и царство, там свет и апостолы, там сокровища благодати.

***

И сатана, и ум человека, как равносильные противоборцы, могут только побуждать, а не принуждать к злу и добру.

***

Невозможно спастись иначе, как только чрез ближнего – «отпустите и отпустятся вам», а это есть исполнение закона.

***

Душа может противиться греху, но не может без Бога победить или искоренить зло.

***

Тело без души мертво и без Духа душа мертва для Царствия Божия.

***

Предметом искания пусть будет одно – иметь в душе сокровище и жизнь, то есть иметь Господа в уме.

***

Если смиренномудрие и любовь, простота и благость не будут в нас тесно соединены с молитвою, то сама молитва весьма принесет нам пользы.

Татьяна Уютова
Оставить комментарий
Поделиться в: