Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Послушник Божией воли

Само слово «монах» говорит об уединении, одиночестве, отчужденности от мирских дел. Но история Церкви хранит имена великих деятелей Православия, жития которых, казалось бы, противоречат этому утверждению. Один из таких примеров — святитель Митрофан, первый епископ Воронежский. Его память — 1 августа.

Повороты судьбы

Уроженец Владимирской области, будущий владыка происходил из благочестивой, предположительно священнической семьи. До сорока лет он и сам служил в иерейском сане в селе неподалеку от Шуи. Овдовев, он принял монашеский постриг и начал служение в Золотниковской пустыни в честь Успения Божией Матери, где и намеревался прослужить в тихом и незаметном подвиге до конца своих дней.

Но безупречная жизнь инока Митрофана стала известна в округе. Тогда по просьбе монахов и прихожан Яхромского монастыря его поставили в обитель игуменом. Много лет святой сожалел, что не смог выполнить обета о безысходном пребывании на месте пострижения. Но покорностью священноначалию он исполнил один из главных обетов монашества — послушание Божией воле.

Десять лет игумен Митрофан заботился о внешнем процветании обители и духовном возрастании насельников и мирян, для которых он стал настоящим пастырем добрым, душу полагающим за овцы. Следом назначили его в Унженский Желтоводский монастырь, известный и развитый, благодаря особому вниманию дома Романовых, но переживавший в ту пору определенное иссушение.

Прежний наместник — игумен Никита — скрыл от церковной и светской власти открытие и положение для открытого поклонения мощей основателя обители — преподобного Макария Желтоводского, за что был разжалован в послушники. Новому настоятелю примером кротости и молитвенным трудом удалось умирить конфликт и стать надежным и опытным руководителем обители.

Пастырь для пастырей, простого народа…

Решение об открытии новой — Воронежской — кафедры было принято на Московском Соборе 1681-1682 годов. Священноначалие преследовало понятную цель — борьба со старообрядческим расколом и улучшение христианского просвещения. Святитель Митрофан, приступив к служению на обширной земле со множеством удаленных приходов, старался не обделять вниманием ни один уголок епархии, добираясь в глубинку по бездорожью.

Ему глубоко в сердце запали прения с раскольниками на Соборе в Грановитой палате Кремля. Тогда, видя необузданный пыл защитников старины, он решил и сам до конца жизни стоять на страже Православия и заботиться о просвещении верных чад Церкви.

В самом начале архиерейского служения святитель разослал всем священникам епархии окружное послание, в котором призвал к нравственному исправлению, непрестанной молитве за пасомых и служению им примером жизни во Христе. «Наипаче же неверных просвещайте святым Крещением, а согрешивших приводите к покаянию», — писал он. Владыка был доступен для всех, включая простолюдинов, обычным делом для него было посещение узников в темницах, забота о сиротах и вдовах.

В ту пору материальное положение епархии оставляло желать лучшего. Дело в том, что поступление средств на епархиальные нужды зависело от количества и размеров приходов. Воронежская епархия в этом отношении уступала другим, ведь и сам город был образован всего сто лет назад и мало населен. Позднее царь Петр, проникнувшись бедственным положением кафедры, отписал ей от Рязанской епархии несколько городов с уездами.

…и государя

Как известно, государь благосклонно относился к владыке. В свою очередь и он почитал царскую власть, называл ее данной Богом, призывал к такому же пониманию народ. Когда правитель строил на воронежской верфи корабли, святитель рассказывал людям, что это необходимо для Отечества, поддерживал добрым пастырским утешением и молитвой тех, кто был занят на тяжких работах. После того как царь взял Азов, он тут же отправил посланника сообщить святителю Митрофану, что отныне тот именуется епископом Воронежским и Азовским.

Однажды царь, пребывая в Воронеже, пригласил владыку к себе. Тот пошел пешком, а когда приблизился к адмиралтейству, увидел статуи языческих богов, по европейской моде, развернулся и отказался продолжать путь. Царь в негодовании вновь послал за епископом, но посыльный передал государю, что святитель готов прийти к нему с визитом лишь при условии, что идолов уберут.

Правитель, воспылав негодованием, опять отправил посыльного, угрожая ослушнику казнью. Архиерей проигнорировал приглашение, ответив через царского слугу, что царь не может умертвить его душу, которая в руках Божьих, а сам предался молитве, готовясь к возможной кончине. Понимая причину дерзости архиерея, самодержец потушил в себе пламень гнева.

Вскоре он, услышав звон в благовест, узнал, что святой готовится к смерти и желает соборно молиться о спасении. Изумившись пастырской твердости, государь повелел снести статуи и донести до архипастыря слова царской милости.

Мученик после смерти

Святитель дожил до глубоких седин. Чувствуя приближение вечности, он составил «Духовное завещание» верующим, а при самом конце земной жизни принял схиму с именем Макарий и в непрестанной молитве почил.

Во время ремонта Благовещенского кафедрального собора мощи святого дважды переносили, и оба раза было засвидетельствовано нетление тела святого. С этого времени началось его благоговейное почитание, не прекращались и чудесные явления помощи Божией по молитвам к нему.

В ходе кампании по ликвидации святых мощей в 1919 году нетленные останки были вскрыты. Безбожники с насмешками сдергивали пелены и покровы со святителя, затем на всеобщее обозрение были выставлены поднятые на штыках святые мощи.

Монастырская братия и богомольцы плакали, не в силах пресечь беззаконие. Но игумен Владимир успокаивал их: «Великая милость Божия проявлена к святителю — по истечении земной жизни претерпеть мученичество за Христа».

После десятилетий безбожной власти и борьбы духовенства и верующих Воронежской епархии мощи вернули Церкви в 1989 году. Сегодня они почивают в Благовещенском кафедральном соборе Воронежской и Борисоглебской епархии. 

 

Татьяна Уютова
Поделиться в: