Задонский Златоуст
Так называют святителя Тихона – выдающегося богослова и просветителя XVIII века, архиерея, духовного писателя и тихого, под стать имени, молитвенника и прозорливца. Его память Церковь чтит 26 августа.
Испытание нищетой
Святителя Тихона Задонского, младшего сына дьячка Савелия Кириллова, в миру звали Тимофеем. Он рано лишился отца и вместе с тремя братьями и двумя сестрами остался на попечении матери в полной нищете.
Богатый, но бездетный сосед-ямщик упрашивал мать отдать ему на воспитание Тимофея, обещая завещать мальчику все имущество. Матери жаль было расставаться с сыном, но голод заставил — и бедная женщина повела дитя к ямщику. Старший брат Тимофея, узнав об этом, бросился вдогонку, уговаривая мать: «Куда вы ведете брата? Не хочу, чтобы он был ямщиком! Лучше сам пойду по миру, а не отдам ямщику; выучим его грамоте, тогда он сможет определиться в пономари или дьячки. Бог управит, не печальтесь, матушка. Пойдемте все домой». Мать и братья вернулись к обычной жизни, в которой нередки были дни, что дома совсем нечего было есть.
Когда Тимофей немного подрос, то целыми днями работал на огородах богатых соседей за кусок хлеба. В тринадцать лет он поступил в духовное училище при Новгородском архиерейском доме, а позже его приняли на казенное содержание в Новгородскую семинарию.
Пророческая шалость
О годах учебы святитель вспоминал: «Бывало, получу хлеб, половину оставлю для себя, а другую продам и куплю свечу, с ней сяду за печку и читаю книжку. Товарищи мои, дети богатых отцов, найдут отопки лаптей моих и начнут смеяться надо мною и лаптями махать на меня, говоря: „Величаем тя, святителю!“».
Юноша был в числе лучших учеников и по окончании семинарии стал в ней преподавателем греческого языка, риторики и философии. В 34 года он принял постриг с именем Тихон, а спустя всего три года получил сан епископа. Когда молодой архиерей вошел в кафедральный собор Новгорода, его встречали бывшие однокашники, теперь иереи. Вместо истрепанных лаптей они стояли пред владыкой с кадилами, кланялись и произносили величания. Их детская шалость оказалась пророчеством.
Воронежским епископом его назначили в 1763 году. Огромная епархия простиралась от Орла до Черного моря и пребывала не в лучшем состоянии – нехватка духовенства, невежество и суеверия в среде мирян. Прибыв на кафедру, святитель принялся восстанавливать Воронежскую семинарию, взявшись за ее руководство. Он составил особые правила для семинаристов, содержал и поощрял их во многом на свои личные средства, приглашал преподавать лучших выпускников духовных академий. По всей епархии он открыл школы, а в церквях по его благословению начали преподавать Закон Божий, чтобы просвещать простой народ.
Скромный и милостивый
Постоянный напряженный труд и административные заботы расстроили слабое здоровье епископа Тихона, ему трижды пришлось подавать в Святейший Синод прошение об увольнении. Просьбу удовлетворили только по распоряжению императрицы, и в 1769 году святитель удалился в Задонский монастырь, где стал вести жизнь простого инока – участвовать в богослужении, молиться келейно, заниматься монастырскими хозяйственными делами.
Все свое время, за исключением краткого отдыха, он посвящал чтению слова Божия и составлению душеполезных сочинений. Святитель был в высшей степени нестяжателен, жил в бедной обстановке: спал на соломе, накрываясь овчинным тулупом. Пенсию и все подаренные деньги расходовал на благотворительность.
Далеко не все обитатели и посетители монастыря относились к владыке с подобающим сану благоговением: кто-то злословил и клеветал, кто-то шептал вслед ругательства. Он принимал это смиренно и любил повторять: «Прощение лучше, чем мщение».
Садясь за скудный стол, он вспоминал о бедняках, не имеющих такого, как он, пропитания и упрекал себя за то, что мало потрудился для Церкви. Задонск стоял на большой дороге, и домик святителя был приютом для странников. Больных он укладывал в собственную кровать, скончавшихся сам отпевал и погребал.
Божественный светильник
За святость жизни Бог наградил Своего угодника даром прозорливости. Когда родился император Александр I, святитель предсказал многие события его царствования и, в частности, что Россия выстоит в грядущей Отечественной войне, а Наполеон будет разбит.
Незадолго до смерти духоносный старец увидел сон, в котором он поднимался на высокую лестницу, а также многих людей, следующих за ним и поддерживающих его. Он понял, что лестница обозначает путь в Царствие Небесное, а люди – те, кто слушал его и будет его поминать. Благословляя братьев и сестер, приходящих прощаться, святой повторял: «Вручаю вас Господу».
Скончался он 13(26) августа 1783 года, в воскресный день. Его погребли в особо устроенном склепе под алтарем соборного храма Задонского монастыря. Спустя семьдесят восемь лет состоялось открытие нетленных останков и прославление святителя. Сегодня мощи Задонского чудотворца пребывают во Владимирском соборе обители, являя благодать и чудотворения прибегающим к помощи святого с чистым сердцем и искренней верой.
Святитель Тихон Задонский о жизни с Богом
Веруй, знай и думай, что Бог с тобою невидимо есть везде. И что ни делаешь и мыслишь – все видит, и что ни говоришь – все слышит. Старайся всегда видеть Его верою перед собою. А отсюда последует страх Божий, благоговение и почтение к Нему и осторожность в словах, делах и мыслях – как и перед отцом своим не смеешь ни говорить, ни делать ничего пустого. Горе тем, которые перед лицом Божиим бесчинствуют и величия Его не почитают.
***
Хочешь всякий день видеть чудо? – Всякий день размышляй о воплощении и страдании Христовом.
***
С Богом быть – на всяком месте дом и отечество; без Бога же и дом, и отечество – ссылка и плен.
***
Ум, помраченный похотью мира, не может вместить просвещения Божиего.
***
Помни: Бога без Бога познать не можем, и чем кто более Бога познает, тем более смиряется, боится и любит Его.
***
Молитва печальному – все равно что прохлада во время зноя.
***
Молитвою утверждается и умножается вера, по подобию древа, которое чем более орошается, тем более растет. Божия бо благодать, как дождь тихий, снисходит на молящегося, и орошает сердце его, и плодоносным творит к творению добрых дел.
***
Как тело каждый день укрепляется пищей, чтобы не ослабело и, ослабев, не погибло, так нужно каждый день укреплять душу духовной пищей слова Божиего, чтобы душа, истаяв от голода, не ослабела и не погибла.
***
Человек, любящий Бога, пребывает на земле ногами, а на небе сердцем, на земле телом, а на небе духом; с людьми живет, но духом предстоит любимому Богу и поклоняется Ему.
***
Такова истинная любовь – любить без всякой корысти и делать добро без надежды на воздаяние.
***
Явный признак любви Божией есть сердечная радость о Боге. Ибо что любим, о том и радуемся. Так и Божия любовь не может быть без радости.
26 августа 2020 г.