Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Будни и праздники сельского батюшки

В детстве Сережа Жупиков, как и многие мальчишки в их поселке, держал породистых голубей. Но однажды молодая голубка улетела и поселилась на крыше полуразрушенной церкви. С помощью друга Сергей забросил веревку на колокольню и забрался на крышу. Пройдя крышу трапезной, основной части храма, добрался до алтаря. Но крыша оказалась ветхой, да еще хорошо подморозило, паренек поскользнулся и провалился прямо на горнее место. Наверное, тогда Господь решил: «Тут тебе и место». И теперь, когда отец Сергий стоит у престола храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Балаши, всегда вспоминает свое первое «вхождение» в храм.

Ради них стоит служить

Священник Сергий Жупиков окормляет три сельских прихода в Озинском районе уже пять лет, с тех пор, как был рукоположен в священнический сан. Заволжские села на окраине Саратовской области на границе с Казахстаном – Балаши, Солянка и Новочерниговка – окружены бескрайними степями, и когда весной отец Сергий вместе с матушкой возвращается со службы, то обязательно остановится, чтобы полюбоваться морем ярко-желтых тюльпанов и золотистой степной ковыли.

Но жизнь сельского батюшки – это не деревенская идиллия, а самоотверженное служение Богу и постоянные заботы о своей пастве. А это совсем не просто, если ты глава трех растущих приходов и отец пятерых детей. Деревенских жителей к приходской жизни привлечь трудно, на селе день год кормит. Да и население сел постоянно убывает, стареет, поэтому прихожан в храмах немного. На службе бывает 7-8 человек, по праздникам вдвое больше. А бывает, что и ни одного.

Большинство – бабушки, одной, ее зовут Мария Николаевна, под девяносто, но она всегда на службе и никогда не присядет. «Ради нее одной будешь служить», – говорит батюшка и проезжает десятки, сотни километров в день от одного села к другому и служит, и проповедует, и крестит, и отпевает. А дома, как и у всех в деревне, – подсобное хозяйство. Сажает огород, держит скотину, растит детей и радуется, что люди его ждут, что он нужен, что всегда рядом с ним матушка, а значит, есть основания для оптимизма.

Первое знакомство

Примером для батюшки была мама: рано овдовевшая, она никогда не унывала, много трудилась и детей старалась воспитывать правильно.

– Мама не была церковным человеком, не имела никакого образования, но приучала нас с сестрой быть честными, ответственными, трудолюбивыми.

Впервые о Боге я услышал в начале 90-х от своего школьного друга, который посещал какую-то секту, он же дал мне почитать Новый Завет, Евангелие. У меня появилось много вопросов, но ответов я не находил, да и некому было их задавать. Я увлекался музыкой, играл в сельском ансамбле и после школы поступил в Самарский институт культуры. Но, не начав толком учебу, вернулся домой – стало жалко маму, как там она без меня? С искусством пришлось расстаться.

Пошел учиться в саратовское профессиональное училище, получил профессию слесаря-сборщика радиоаппаратуры и электронных приборов. Потом была армия, три года отслужил на флоте, на Дальнем Востоке, повидал мир и вернулся в Балаши. Устроился в строительную бригаду, строил дома, а когда в селе началась реставрация храма, с радостью принял участие.

Когда храм еще стоял в развалинах, мы как-то с женой на Пасху шли мимо него – и вдруг слышим: в храме поют. Потом из храма выходят женщины со свечами и идут крестным ходом. Мы с Татьяной к ним присоединились, и хотя я ничего не понимал тогда, о чем молятся, что поют, но на душе стало так благостно, так хорошо!

Когда храм отреставрировали, мы начали ходить на службы постоянно, жена стала петь в хоре, я тоже в стороне не остался, старался что-то полезное сделать. С настоятелем отцом Евгением Сазыкиным мы очень сблизились, и когда мне было уже за сорок, я впервые пришел к нему на исповедь, так и началась моя духовная жизнь. Но по-настоящему церковным человеком я еще не стал и не думал, что скоро моя судьба сильно изменится.

Жизнь в полную силу

Как-то в разговоре со мной батюшка как будто мимоходом сказал о том, что я мог бы поступить на учебу в духовную семинарию. Я даже не понял, что это предложение может относиться ко мне. Для меня в то время священники были людьми, где-то специально выращенными, общение с ними было уже счастьем. Я ничего тогда не ответил, и батюшка больше к этому разговору не возвращался, наверное, дал мне возможность все хорошо обдумать. Жена меня сразу поддержала, но я долго ничего не мог решить.

– А Вашу супругу не испугало, что Вы потеряете хорошую работу, и денег в доме станет меньше?

– Как Господь сказал? Не вы ко Мне пришли, а Я вас призвал. Мы с женой всегда понимали, что счастье не в количестве денег, а в умении довольствоваться малым, тем, что есть. На все воля Божия.

– И сколько же времени Вы раздумывали?

– Долго, года четыре. К этому времени уже и батюшка у нас сменился, и мы сами переехали в Озинки. Здесь тоже начиналось строительство храма в честь Федоровской иконы Божией Матери, и так Господь сподобил, что я и на эту стройку попал. Но и в Балаши продолжал ездить, помогал новому настоятелю отцу Димитрию Тихонову. А мысль о духовной семинарии из головы не выходила.

Наконец решился, поговорил с нашим благочинным – протоиереем Стахием Жулиным, получил благословение у Владыки Пахомия, поехал сдавать экзамены и… не поступил. Знаний не хватило. Целый год потом готовился, и когда вновь явился на экзамены, Митрополит Лонгин – он тогда был ректором Саратовской семинарии – меня узнал и похвалил за настойчивость. После первого курса сразу был рукоположен в диаконы, а через месяц, в декабре 2015 года, в иерея. Так я стал штатным клириком храма в Озинках и получил приходы в Балашах, Солянке, а позже в Новочерниговке.

– Трудно, наверное, было?

– Знаете, когда трудно, тогда и живешь в полную силу. Чтобы везде успевать, разработал удобный маршрут. Утром рано выезжаю, служу Литургию в Солянке или Балашах, потом еду в Черниговку, там меня уже ждут. Служим молебен, панихиду, с людьми общаемся, а к вечеру с матушкой возвращаемся домой. Я люблю землю, природу, красоту Божьего мира, и другого ничего не надо. Когда понял смысл жизни, я перестал торопиться. Куда торопился, я уже пришел.

– А как же дети?

– Дети почти всегда с нами, были маленькими – и в машине спали, и в храме ночевали. В отпуск мы семьей уезжаем дней на десять по святым местам, так что они привыкли к нашей кочевой жизни.

– Скажите, отец Сергий, с тех пор, как Вы надели рясу, отношение сельчан к Вам изменилось?

– Образ жизни священника, конечно, совсем другой, а людям это не понятно. Идешь по селу, а кто-то кричит тебе: «Здорово, Серега!» И такое бывает. Мы выросли вместе, я для него остался школьным приятелем, и для тех, кто никогда в храм не ходил, я, наверное, так и останусь Серегой. Должно пройти время, прежде чем у людей изменится отношение.

Жизнь сельского священника совсем не та, что городского. В селе тебя все знают, вся твоя жизнь на виду. И зачастую получается так, что по священнику, по его жизни судят не только о нем самом, но и обо всей Церкви. Это очень ответственно.

У людей верующих отношение, конечно, поменялось, для них я батюшка, мы все едины духом, все мне родненькие. Люди тянутся к храму, стараются помочь кто чем может. В Солянке, например, у нас прихожанка Людмила Дмитриевна Лемешкина и поет, и читает, и кружок православный ведет для детей и взрослых. В Новочерниговке другая наша прихожанка Галина Владимировна Стародубцева тоже с детишками занимается. Учат ребят азам Православия и праздники для сельчан замечательные проводят. Они молодцы!

Служить Богу – радость

Очень мне хотелось в беседе с батюшкой докопаться до проблем. Ну не может сельский священник, живущий не в самом благополучном месте на свете, жить без них – разъезды, заботы, хлопоты. Но на все вопросы о трудностях отец Сергий неизменно отвечал: «Все хорошо!».

– Служить Богу – всегда радость. Человек не только животом сыт, но, прежде всего, духовно. Конечно, огорчает, что молодежь уезжает из сел, что на нынешнюю Пасху служил в пустом храме. Ну и что ж теперь? Вспомните святителя Николая Японского. Сколько лет он в пустом храме служил, сколько мучений пришлось ему пережить, сколько искушений побороть, прежде чем пробиться к людям. Полвека на чужой земле проповедовал христианство и благодарил Господа за то, что именно его Бог выбрал для этой миссии. Радость большая, когда человек меняется по благодати Божией. Ради этого Христос на землю и приходил.

 

Ольга Стрелкова
Поделиться в: