Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Он просто ходил под Богом

Отец Георгий Пономарев был первым диаконом, которого я увидела, начав ходить в храм. Очень не просто новоначальному сосредоточиться на богослужении, но его голос, интонации, постоянная собранность очень помогали молитвенному настрою. Когда отец Георгий был переведен в Покровский храм, мне, и я думаю, многим другим прихожанам, его не хватало. Думаю, что в мое воцерковление этот замечательный батюшка внес свою лепту. Остались о нем самые теплые воспоминания и благодарность. В 40-й день по преставлении замечательного служителя Божия - воспоминания о нем. 

Счастье в служении

Служение Церкви Христовой в сане диакона Георгий Пономарев начал в 2005 году уже в зрелом возрасте, много лет отдав военной службе. Рукополагал его Епископ Саратовский и Вольский Лонгин (сегодня – митрополит Симбирский и Новоспасский).

Во время хиротонии архиереем произносятся такие слова: «Божественная благодать, всегда немощное врачующая и оскудевающее восполняющая, поставляет (имя) благоговейнейшего иподиакона во диакона». Но в тот момент владыка Лонгин, возможно, оговорился, или это был Промысл Божий, но он сказал: «блаженнейшего иподиакона Георгия». Владыка сам удивился своей оговорке, но исправляться не стал и продолжил чтение молитвы. Находившиеся в алтаре священнослужители переглянулись и, наверное, поняли, что такая оговорка оправдана. Этот момент всем запомнился, как потом выяснилось.

Отец Георгий был действительно блаженнейшим – человеком, жившим по Божиим заповедям. Более десяти лет отец Георгий служил в Свято-Троицком кафедральном соборе, а в 2016 году был переведен в храм в честь Покрова Божией Матери г. Покровска (Энгельса). За усердное служение он был награжден двойным орарем.

Но есть еще одна награда у супругов Пономаревых – это «Медаль за любовь и верность». Эта награда вручается супружеским парам, прожившим вместе в любви и верности долгую жизнь и воспитавшим достойных детей. Брак отца Георгия и Марии Ивановны, длившийся почти полвека, и был примером созидания семьи – малой Церкви, основанной на любви и верности.

Последние два года по состоянию здоровья отец Георгий уже не мог служить, утешением для него было просто пребывание в храме и молитва.

Только добрые воспоминания

29 октября диакон Георгий Пономарев отошел ко Господу, и все эти сорок дней после его кончины люди, хорошо знавшие отца Георгия и едва с ним знакомые, видевшие диакона только на богослужениях, не перестают вспоминать, каким он был человеком и христианином. Рассказывают, как благоговейно он служил Богу и какую светлую память оставил о себе.

Епископ Пахомий:

– Тихий, скромный, но в то же время ревностный церковный труженик. Из тех, кто себя высоко не ценит, их ценят люди. Незаметно, но очень ответственно тянул он лямку повседневного диаконского служения и высшей наградой за это считал саму возможность предстоять пред престолом. В последние годы сильно болел и не мог уже служить и очень скучал по службе. Царствие Небесное батюшке Георгию.

Диакон Роман Ахундов:

– Отца Георгия (тогда еще дядю Юру) я узнал весной 2005 года. Великим постом отец Василий Стрелков (в ту пору настоятель Троицкого храма Покровска) привел его на клирос, обратился к чтецам и певчим, чтобы научили его чтению, пению, помогли разобраться с уставом. Все отметили необычайную его скромность, он старался никого не обременять. Моя мама тогда регентовала в храме, на третий день знакомства с ним сказала: «Такой смиренный и добрый». Никто не слышал, чтобы отец Георгий осудил кого-то, не припомню, чтобы и о нем кто-то негативно отозвался. Навсегда запомнятся его доброта и подлинная мужская сдержанность.

Все замечали, как благоговейно он относился к службе. Чувствовалось, что служба для него, как это и должно быть у священнослужителя, – смысл жизни. Сколько бы дней и часов подряд ни приходилось служить, в алтаре он никогда не позволял себе сидеть. Исключением стали годы болезни – когда он уже не мог служить, а только приходил в храм помолиться. Несмотря на всю горечь утраты, уверен, что мы обрели молитвенника за нас.

Светлана Молоканова, бывшая работница трапезной:

– Отец Георгий вспоминается кротким и благодарным. Он благодарил за все, за каждую малость и всегда улыбался. Даже если что-то в трапезной шло не так, не успевали вовремя приготовить обед, улыбался и говорил: «Все хорошо, спасибо, не переживайте». В трапезной люди себя иногда «отпускают», расслабляются, и становится хорошо видно, какой человек в быту. Не на службе.

Отец Георгий всегда был тихим и смиренным. С ним было легко и приятно общаться. Светлой души человек. Даже тяжко писать «был»... Пишу вам и плачу. Буду молиться. Он ушел от нас к Тому, в Кого верил и Кому служил. И жил по Его законам.

Алексей Лузган, пономарь Троицкого кафедрального собора:

 – Отец Георгий пришел в храм зрелым человеком, но можно было подумать, что он всю жизнь в Церкви. На службе всегда был старателен и ответственен. Была в нем рассудительность, взвешенность решений, настоящие мужские качества. Прихожане часто отмечали его внешнее сходство со святителем Николаем, а он и внутренне был на него похож — добрая душа и необычайная скромность.

Ирина Гладышева, заведующая канцелярией:

– Отца Георгия я близко не знала, мы общались только по служебным делам или я видела его в храме. Получив военное образование, большую часть своей жизни он служил своему народу, Родине, а потом пришел к тому, что требовала его душа – служению Богу.

Отец Георгий был на удивление деликатным, доброжелательным и приветливым человеком. Наверное, у него, как и у всех, бывало плохое настроение или недомогание, но этого никогда не было заметно. В нем была природная интеллигентность, воспитать это невозможно, я полагаю, это то, что вложил в него Господь. При случайной встрече на территории епархии всегда здоровался так, как будто именно тебя хотел сегодня увидеть и очень рад этой встрече. И это всегда было искренне и тепло. Такой это был удивительный человек. И память о нем, очень светлая, сохранится у каждого, кто хоть немного был с ним знаком.

Священник Вячеслав Москалев:

– Я его любил, и для меня уход отца Георгия – личное горе. Единственное, что утешает, это слова Господа: Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22, 32). Хотелось бы верить, что милостью Божией мы еще встретимся.

Мы все люди нестабильные, непостоянные, то с одной ноги встанем, то с другой, сегодня ты в духе, а завтра – нет. А вот отец Георгий всегда был в духе! Как ему это удавалось? Казалось, у всех нас были проблемы, кроме отца Георгия. У него на первом месте всегда был ближний, это же редкость величайшая. Владыку он особенно почитал, но и с любым другим человеком всегда был почтителен.

Владыка Пахомий призвал меня к служению уже в солидном возрасте, и мне все давалось с большим трудом. Отец Георгий стал заниматься со мной, оставаясь после службы, проявляя редкое терпение, объяснял, обучал, растолковывал, я был очень ему благодарен. А потом мы подружились, и я понял, что этот человек мне очень дорог.

Он был какой-то особенный, очень немногословен, и какой бы спор ни возникал, его голоса никогда не было слышно. Он всем давал возможность выговориться, а сам предпочитал слушать. Любил духовные беседы, особенно на евангельские темы. Он и служил по-особенному, все самое красивое, что было в его душе, отдавал Богу.

Каждый скажет, как необыкновенно отец Георгий произносил ектении, он читал их с особым распевом, повторить его интонации было невозможно. Такое в нем было духовное богатство, такая душевная красота. Он и дома оставался таким же, как и в храме – скромным, деликатным, по-братски нежным. Однажды я увидел у него во дворе теннисный стол и предложил сыграть. Про себя подумал: «Буду поддаваться, неудобно хозяина обыгрывать». Не тут-то было, отец Георгий оказался отличным спортсменом, я только успевал шарики из кустов доставать.

Когда он заболел и окончательно слег, я приходил его причащать. Он оставался спокоен, с полным доверием к Богу принимая свой уход. Отец Георгий прожил свою жизнь очень достойно, с христианским смирением и кротостью. Я часто думаю, в чем же была его особенность, почему все его так любили, почему с таким теплом сегодня вспоминают? Он излучал добро и просто ходил под Богом. Царствие Небесное отцу Георгию!

 

Ольга Стрелкова
Поделиться в: