Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Любовь выше закона

Ни к кому в Евангелии Христос не обращается так сурово и гневно, как к фарисеям, несколько раз восклицая: «Горе вам, книжники и фарисеи!». Господь сравнивает их с «гробами окрашенными, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф. 23, 27). А ведь это были люди просвещенные, знавшие Закон, Священное Писание, скрупулезно выполнявшие все религиозные обряды. Какую опасность они представляли для новозаветной Церкви? Почему проблема фарисейства и сегодня остается острой в христианской среде? Эту тему мы обсуждаем с епископом Покровским и Николаевским Пахомием. 

Лицемерие в вере есть самое отвратительное и самое греховное проявление лицемерия.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

 

«Будь милостив ко мне…»

– Владыка, смысл притчи о фарисее и мытаре всем хорошо известен: за внешней обрядовостью человек забывает о главном: милости, любви к ближнему и великодушии. Но что плохого в том, что человек постится дважды в неделю, отдает десятину, что он «не грабитель, не прелюбодей, не обидчик»? Тем более что за все эти добродетели фарисей из евангельской притчи не забывает благодарить Бога. Значит, он понимает, что без помощи Божией не устоял бы в этих добродетелях. Возможно, он вообще был хорошим человеком?

– Я с вами согласен, в мирском понимании он действительно был человеком хорошим. Трудился, молился, возможно, кому-то помогал, на храм жертвовал.

– За что же Господь его осудил?

– Фарисей благодарит Бога за дарованные ему добродетели, но еще и за то, что он «не таков, как прочие люди…или как этот мытарь». Можно делать много хороших дел, но как только ты кого-то осудил, посчитал себя лучшим, все твои подвиги, все твои достижения сразу рушатся. И Бог осудил фарисея за его надменность, за то, что он, сравнив себя с мытарем, посчитал себя более достойным.

Мытарь бил себя в грудь, моля Бога: Боже! Будь милостив ко мне, грешнику! (Лк. 18, 13). Мы не знаем историю его жизни, скольких людей он обобрал, обидел, обокрал. Возможно, мытарь был плохим человеком, грешником, но он смирился. О фарисее нам тоже ничего не известно, но это и не важно. Важно то, что Христос осуждает его за гордыню, за то, что он себя возносит. В результате мытарь ушел из храма облегченным от тяжести своих грехов, фарисей же вышел самодовольным, гордым, и оправдания он не получил. Вот на это каждому христианину надо обращать внимание.

– Господь заповедовал ученикам, говоря: Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой (Мк. 8, 5). Если с «фарисейской» понятно – речь идет о лукавстве и лицемерии, то что значит следующее за ним предупреждение?

– Мы помним об отношениях Иоанна Предтечи с царем Иродом. Иоанна почитал народ как праведника и пророка, Ирод его тоже почитал и проявлял к нему интерес. Но Иоанн – человек прямой, нелицемерный – осудил Ирода за то, что тот взял себе жену брата: не должно тебе иметь ее (Мф. 14, 4). За бесстыдство Иоанн Предтеча осудил царя Ирода. Правитель, опекающий и оберегающий свой народ, должен быть ему добрым примером. Закваска Иродова – это двуличие, лицемерие, фактически, то же фарисейство.

– Две тысячи лет существует христианская Церковь, но, к сожалению, «горе вам» могло бы и сегодня звучать в адрес многих людей, стоящих в храме. Увлекаясь внешней обрядовой стороной церковной жизни, человек может думать о себе как о христианине, но фактически жить без Христа.

– Вы правы, и сегодня в нашей Церкви много людей, которые вроде бы верят во Христа, но живут, как фарисеи, то есть поступают вопреки духу Его учения. Современное фарисейство начинается тогда, когда мы начинаем осуждать: не так молится, не так крестится, не так постится и т.д. Я себя сравниваю с теми, кто, как мне кажется, плох, и думаю: «Я по сравнению с ними – хорош!»

У меня как-то возник спор с одним человеком о вере, и он мне сказал: «Я, может быть, в сто раз более верующий, чем многие из вас». Я ответил: «То, что вам так кажется, является первым признаком, что с вами что-то не так». Думаю, что страсть фарисейства есть в каждом из нас, и среди духовенства, и среди прихожан, и было бы неправильно это отрицать. Когда человек все внешнее освоил, но любви и смирению не научился, это страшно опасно. Это гибельно для него.

Прививка от фарисейства

– Как же изжить фарисейство? Есть ли у Церкви прививка от этого греха?

– Евангелие нужно читать!

– Владыка, неужели наш фарисей из притчи не читал Священного Писания?

– Читал, но смысла не понимал. Сердцем своим его не проживал. Христианин должен проникать в смысл евангельских строк. Я вам напомню еще один евангельский эпизод. Когда Христос предостерегал апостолов от закваски фарисейской, ученики подумали, что речь идет о том, что они, собираясь плыть на лодке, не взяли с собой хлебов. То есть поняли слова Спасителя буквально: раз сказано слово «закваска», значит, речь идет о хлебопечении. Я всегда на этом месте улыбаюсь.

Апостолы не поняли Христа, и когда он шел в Иерусалим и говорил им, что Его там заплюют и разопнут, а они подумали, что идут в Иерусалим царствовать. Спорили, кто из них больший, кто сядет по правую руку Христа. Даже в Воскресение Христа не сразу поверили. И лишь после Вознесения апостолы преображаются! Из рыбаков, простых мужиков становятся мужами. Становятся пламенными проповедниками, которые не просто на смерть готовы идти, но всю Вселенную приводят ко Христу. Поэтому когда мы читаем Священное Писание, идем на службу, молимся, мы должны просить Бога, чтобы он открыл нам разум, просветил нас, открыл наше сердце. Тогда знакомые каждому евангельские строки отзовутся в нашей душе совершенно по-другому.

– Владыка, существует и обратная сторона духовной проблемы, о которой мы говорим. Человек может возгордиться тем, что он смиренен, кроток, что ощущает себя мытарем. Наверное, это не меньшая болезнь, чем фарисейство?

– Между этими полюсами мы все находимся. Каждый подвергается риску соскользнуть в ту или иную пропасть. Авва Дорофей говорит, что всем людям свойственно гордиться. Но святитель различает мирскую гордость и монашескую. Например, мирянин может гордиться своей внешностью, своими талантами, хотя его личной заслуги в этом нет никакой. А монах может гордиться тем, что сделал много земных поклонов, что постился строго или выполнил какое-то монашеское правило. Это гордость другого порядка. И если мы уж совсем не можем не гордиться, то давайте, говорит авва Дорофей, гордиться монашеской, но не мирской гордостью. Все-таки монашеская лучше.

Скоро начнется Великий пост, некоторые люди говорят: «Пища – не главное, надо о душе позаботиться». С этим не поспоришь: духовное всегда на первом месте, плотское, материальное – на втором. Но как добиться духовных результатов? В духовной жизни многое начинается с вещей простых, материальных.

Знаменитая книга святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству» начинается с правил внешнего поведения в монастыре. Как стоять, как ходить, кого вперед пропускать и т.д. Зачем все это? Ответ прост. Когда ты хочешь внутренне созреть, научиться смирению, начинать нужно с внешних вещей. Порядок, традиции, дисциплина, режим – все это помогает человеку настраиваться на более возвышенные вещи и приносит плод духовный.

Отделенные от Бога

– Владыка, если фарисейство было определенным учением, и фарисеи были уважаемыми, просвещенными людьми, то почему потом это направление приобрело негативную окраску?

– Прежде всего, кто такие фарисеи? Это была целая духовная школа, фарисеи занимались изучением текстов Священного Писания, это был цвет нации. Апостол Павел до встречи со Христом был фарисеем. Посыл их был правильный, ревностный, но потом произошло оскудение их духовной жизни, праведность сердца заменилась внешней праведностью. Они отделились (таково значение слова фарисей) не для Бога, а от Бога.

Фарисейство сегодня опасно тем, что, когда мы сильно обособляемся, когда начинаем считать себя солью земли Русской, мучениками за веру, то тем самым проявляем гордость, надменность и удаляемся от Христа. Возносимся от того, что принадлежим к Православной Церкви и уничижительно относимся к тем, кто находится за церковной оградой.

История много раз показывала: если ты ревнуешь о Боге без смирения, то результат твоей церковной жизни будет отрицательным. Как-то на одной встрече священников разговор зашел о человеке, у которого много духовных проблем. Один из участников этого разговора стал защищать его – он же такой подвижник! На что был дан ответ: да, подвижник, но злой подвижник. Это очень четкая характеристика. В ком нет любви, нет Бога. Любовь выше закона.

 

Ольга Стрелкова
Поделиться в: