Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Мирный воин и князь Феодор

Святой благоверный князь Феодор Смоленский и Ярославский, по прозванию Черный, родился в грозную для Руси годину монгольского нашествия, около 1237–1239 годов. В Крещении он получил имя великомученика Феодора Стратилата, почитаемого воинами. И сам спустя годы прославился подвигами ради Русской земли. Его память Церковь празднует 18 марта.

Воин и дипломат

Княжеское правление святой начал с небольшого Можайска. Город достался ему после смерти отца, князя Ростислава. Старшие братья, наследники, поделили между собой земли родителя, выделив младшему маленький город. Здесь прошло его детство, здесь учился он Священному Писанию, церковной службе и воинскому искусству. В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери благоверного князя Василия Ярославского, и стал князем Ярославским. У них родился сын Михаил, но вскоре святой Феодор овдовел. Он много времени проводил в ратных трудах и походах, а сына воспитывала теща, княгиня Ксения.

В 1261 году в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви, в 1276 году Константинопольский Собор отвечал на вопросы русского Сарайского епископа Феогноста о порядке крещения татар и принятии в Православие бывших среди них монофизитов и несториан. В эти годы и оказался в Орде святой князь Феодор. Отличившийся ратными подвигами в осетинском походе, он вызвал к себе расположение хана Менгу-Темира и его жены. Правитель почтительно относился и к Православной Церкви, он даже выдал первый ханский ярлык о церковной неприкосновенности митрополиту Кириллу. Потому «мужества ради и красоты лица его» хан не хотел отпускать князя Феодора на Ярославщину. Через три года святой вернулся на Родину, но ярославцы не приняли его, ссылаясь на верность княгине Ксении и князю Михаилу.

Благоверный Феодор должен был вернуться в Орду, где царица, жена хана Менгу-Темира, хотела отдать за него свою дочь. Такой брак имел для Руси большое значение. Хан долго не соглашался на него, считая русских князей своими подданными. Выдать дочь за русского князя значило признать за ним равное достоинство, а за Православием – превосходство. Ведь прежде венчания татарская царевна должна была принять Крещение. Но хан пошел на это. Святой Феодор женился на его дочери, нареченной в Крещении Анной.

Князь-миссионер

В Орде у князя родились наследники – святой благоверный князь Давид и святой благоверный князь Константин. Влияние, которое святой приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли и Церкви. Православие укреплялось среди татар, ордынцы усваивали русские обычаи, нравы и благочестие. Русские купцы, зодчие, мастера несли русскую культуру на берега Дона, Волги, Урала и дальше до самой Монголии. До сих пор археологи находят православные иконы, кресты, лампады по всей территории прежней Золотой Орды, вошедшей в состав России. Так начиналось великое миссионерское движение Русской Церкви на Восток, просвещение светом евангельской истины всех племен до Великого океана.

Русские православные князья и их дружинники, участвуя, как союзники, в монгольских походах, узнавали и осваивали бескрайние просторы Азии, Сибири и Дальнего Востока. В 1330 году, всего через тридцать лет после смерти святого Феодора Черного, китайская летопись напишет о русских дружинах в Пекине.

Междоусобица трех святых

Святой Феодор жил в Сарае до 1290 года, когда его первенец, князь Михаил, преставился. Дав князю богатые дары и большую дружину, хан отпустил его на Русь. Вновь став править в Ярославле, святой стал заботиться об усилении княжества. Особую любовь проявлял он к обители Преображения Господня. Слава его гремела по всей Руси, все князья искали с ним дружбы и союза.

Особо он поддерживал сына святого Александра Невского, Андрея Александровича, князя Владимирского. Они ходили в походы, делили радость побед и горечь поражений. В 1296 году едва не разразилась братоубийственная война между двумя группами князей: на одной стороне были святой Феодор и великий князь Андрей, на другой – святой Михаил Тверской и святой Даниил Московский. Но кровопролитие Божией помощью удалось предотвратить. На Владимирском съезде князей епископ Владимирский Симеон и епископ Сарайский Измаил добились мира. Сам факт участия в съезде князя Феодора и Сарайского владыки говорит о том, что первый употребил свои дипломатические дарования и влияние в Орде, чтобы способствовать установлению мира в Русской земле. Не порывались связи святого Феодора и со Смоленском, но восстановить захваченное племянником княжение не довелось.

Вскоре после неудачного похода на Смоленск святой князь-воин занемог. 18 сентября 1299 года угодник Божий повелел перенести его в Спасо-Преображенский монастырь и принял монашеское пострижение.

Мирная кончина воина

Во время окончания обряда святой Феодор попросил прервать священнодействие. По благословению игумена, во исполнение воли умирающего, князя вынесли на монастырский двор, куда сошлось уже множество ярославцев. Князь испросил у всех прощения и уверил в своем прощении обид. После он завершил свой необычный и многотрудный жизненный путь принятием ангельского образа. Под утро инок осенил себя крестным знамением и предал душу Господу. Летопись сохранила свидетельства, что он лежал в гробу, будучи похож на живого: «Светилось лице его, солнечным лучам подобно, честными сединами украшено, показуя душевную его чистоту и незлобивое сердце».

Княжеский престол в Ярославле занял его сын – святой Давид. Второй из его младших сыновей, святой Константин, видимо, почил ранее. Церковное почитание святого князя Феодора в Ярославской земле началось вскоре после его смерти. В 1463 году в Ярославле обрели мощи святого князя Феодора и чад его, Давида и Константина. Летописец, очевидец события, записал под этим годом: «В монастыре Святого Спаса лежали три князя великие, князь Феодор Ростиславич, да дети его Давид и Константин, поверх земли лежали. Сам же князь Феодор велик был ростом, те у него, сыновья Давид и Константин, зане меньше его были. Лежали во едином гробе». Эта черта физического облика святого князя запечатлелась в восприятии очевидцев и современников обретения мощей. Запись об этом вошла в иконописные подлинники.

Русский народ сложил о святом князе Феодоре духовные песни, в которых прославлялись его благочестие и правосудие, милосердие и благотворительность, забота о строительстве и украшении храмов. А сложность судьбы, суровость эпохи, бесчисленное множество врагов – не личных, но врагов Руси и Церкви, – только подчеркивают величие подвига святого, созидателя Руси.

 

 

Татьяна Уютова
Поделиться в: