Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Вспоминая преподобных

Однажды юноша по имени Антоний услышал, как в храме читают евангельские слова Христа: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21). Юноша воспринял их как сказанные ему лично. Мы знаем его под именем преподобного Антония Великого. Читая жития святых, пытаясь на практике жить по их заветам, понимаешь, насколько мы беспомощны и слабы и как трудно, оказывается, хоть в малой мере подражать их христианской жизни. Чем же для нас могут служить примеры подвигов преподобных? На эту тему рассуждает епископ Покровский и Николаевский Пахомий.

Кто сейчас не читает книг святых отцов, спастись не может.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

 

– Владыка, Великий пост – время испытания наших духовных возможностей. Святым в их подвигах помогала Божия благодать, а что делать нам, простым смертным?

– Не согласен с Вами, Божия благодать любому человеку помогает. Бог хочет, чтобы мы все спаслись и достигли признания истины (1 Тим. 2, 4).

Готовясь к Великому посту, мы вспоминали о Закхее. Этот человек занимал должность, имел средства, связи в обществе. Но когда захотел увидеть Христа, просто увидеть, Закхей забыл обо всем и как ребенок полез на дерево. Им двигала такая решимость! И вот благодаря этой решимости Закхей изменил всю свою жизнь. Так же и у нас: есть решимость – все остальное будет возможно. Нет решимости – не будет ни покаяния, ни исправления.

«Виждь смирение мое»

– Смирение – главная добродетель христианина, к которой призывают нас Христос и все отцы Церкви. В поучениях аввы Дорофея читаем: «Каждый молящийся Богу: “Господи, дай мне смирение”, должен знать, что просит Бога, дабы Он послал ему кого-нибудь оскорбить его». Хочется научиться смирению, но неужели обязательно нужно быть униженным, оскорбленным?

– Когда я начинал ходить в храм, спросил у духовника, как научиться смирению. Ответ был прост: «Чтобы научиться смирению, надо смиряться». Другого пути нет, об этом и пишет авва Дорофей.

Хочешь быть смиренным, молись об этом Богу, и Он пошлет тебе обидчика, который и будет тебя смирять. То есть Господь ставит нас в такие обстоятельства, в которых мы и можем проявить свое смирение. А дальше все зависит от нас: примем мы это испытание или нет.

В смирении огромная польза для христианина. Каждый святой шел путем смиренномудрия, как говорит псалмопевец: Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя (Пс. 24, 18).

– Еще одно интересное наставление преподобного Исаака Сирина: «Кто покорит себя Богу, тот близок к тому, чтобы ему покорилось все». Как правильно понимать эти слова святого?

– Исаак Сирский – удивительный писатель, он прозревал такие духовные глубины в сердце человека, что поражаешься, насколько необычен был его взгляд.

В нашем понимании, человек, который может всеми повелевать, – хозяин жизни. Но здесь, конечно, речь о другом. Адам, находясь в Раю, был в блаженном состоянии, ему была дана власть над всеми живыми существами. К нему приходили звери, и он нарекал им имена. А это первый признак власти одного человека над другим. Когда родители дают имя ребенку – это тоже первое проявление их власти над своим чадом. Так вот Адам получил власть над живыми существами, потому что сам был полностью предан в руки Божии.

Если ты посвящаешь себя Господу, научился смиряться перед Ним, то в твоей жизни начинают происходить перемены, и приходит ощущение, что ты тоже приобретаешь какую-то власть. Не материальную, а духовную, что гораздо важнее. Но для этого нужно смириться, нужно подчинить свою волю воле Божией. Чтобы тебе покорилось все, надо самому покориться. Это труд, на который можно потратить всю свою жизнь.

К себе – строго, к братьям – снисходительно

– Во время Великого поста мы, прежде всего, думаем о воздержании в пище. А вот преподобный Иоанн Кассиан Римлянин утверждает, что телесный пост можно и отложить, «когда посетит тебя брат, в лице которого необходимо принять Христа». Мы можем не один раз попасть в подобные ситуации. Оставаться при этом все-таки ревнителем строгого поста или проявлять снисхождение к тем, кто его не соблюдает?

– Я бы не стал повседневные житейские истории сравнивать с жизнью и подвигами Кассиана Римлянина. Речь идет о жизни подвижников в пустыни, и когда к ним приходил кто-то из братьев, нужно было положить на стол лишний кусок хлеба или рыбы, если они имелись. Ни о каких разносолах речи и быть не могло, у пустынников порой воды не было вдоволь. Нам же надо быть проповедниками в своей семье и увлекать своим примером тех, кто пока не постится. Главное – никого не осуждать, не надмеваться и не занудствовать.

Когда я был еще послушником, мы отправились в одну паломническую поездку, с нами были священники, миряне и даже владыка. Сели трапезничать, и на столе появился сыр. Один не в меру ревностный послушник ужаснулся: сегодня же среда! На что владыка спокойно отреагировал: «Прости, брат, ну оказался здесь сыр!» Строго надо относиться прежде всего к себе, а к ближнему – снисходительно.

Это касается всего, не только пищи. В монастырях братия старается не спать во время долгих служб. А если кто-то все же засыпает, его будит учиненный брат-будильник. Но когда преподобного Пимена Великого спросили, как бы поступил он, если бы увидел засыпающего монаха, святой ответил: «Положил бы его голову себе на колени и упокоил бы его». А это был великий аскет. К себе он относился с невероятной строгостью, а вот по отношению к братьям проявлял отеческую любовь. Мне кажется, это правильный подход, достойный уважения.

«Брат от брата помогаем»

– Если пост проводить, следуя наставлениям святых отцов, это трудная борьба. Человек намечает для себя подняться на определенную высоту, но не берет ее! Может, стоит направить свои усилия на избавление хотя бы от одной страсти, иначе можно впасть в уныние?

– Читайте авву Дорофея, сделайте на время поста его книгу «Душеполезные поучения» настольной. Он говорит, что когда мы строим дом, то возводим сразу четыре стены, а не по одной. Каменщик ходит по периметру и кладет кирпичи один за другим. То есть работать надо над всеми страстями. Нельзя же так рассуждать: с гордостью я пока справиться не могу, а вот не поесть – это пожалуйста!

И, конечно, друг друга нужно поддерживать, ободрять. В Писании есть такое выражение: Брат от брата помогаем, яко град тверд и огражден (Притч. 18, 19). Духовная поддержка – воистину город-твердыня, который не одолеть подкопом или приступом.

Хорошо, когда есть духовник, но и любой трезвомыслящий священник, который не правит человеком, а направляет его, может быть вашим духовным наставником. Мой совет такой: выносите на суд духовника все свои победы и поражения, и обязательно получите помощь.

Почему мы в дни Великого поста обращаемся к наставлениям преподобных? Потому что они были в чем-то похожи на каждого из нас, имели недостатки, страсти, но с помощью Божией смогли их преодолеть. Не надо унывать от собственных немощей, а больше доверять и молиться Богу.

– Владыка, существует мнение, что творения святых отцов могут заменить духовного наставника. Святитель Феофан писал: «Если какая-нибудь мысль при чтении святых отцов поразит вас – закройте книгу и оставайтесь с сею мыслью хоть целый день». А что Вы посоветуете?

– Святитель был очень глубоким и внимательным человеком и мог позволить себе такую духовную роскошь. Современный же человек все время куда-то спешит, мечется. Поэтому лучше прочитать страничку-две, поразмышлять, какое отношение это имеет к тебе, как я могу это использовать в своей духовной жизни.

Святоотеческая литература требует вдумчивого подхода, иначе можно перелистать все «Добротолюбие», но если в своей жизни это никак не применять, то и пользы не будет.

 

Ольга Стрелкова
Поделиться в: