Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Красота Лика Божия

На склоне лет известный архитектор Федор Осипович Шехтель в послании другу и товарищу по работе в Московском архитектурном обществе Ивану Павловичу Машкову назвал Свято-Троицкий храм в Балакове лучшей из своих построек. А ведь мастеру принадлежит много прекрасных и знаменитых проектов. Сегодня этот памятник архитектуры обретает второе рождение.

Каменная песнь Святой Троице

Шехтель был истинным творцом и художником. Троицкий храм удивляет сочетанием древних традиций и современных решений. Ритмика подобных, но не повторяющихся объемов – крылец, крещальни, галерей, а также форм, связанных с вертикальным движением вверх, – шатров, щипцов, килевидных кокошников, заимствованная зодчим в любимом им деревянном народном зодчестве русского Севера, переосмыслена применительно к каменным сооружениям Древней Руси. Но в то же время это настоящий памятник архитектуры ХХ века, чудом сохранившийся до наших дней.

Три основных объема храма символизируют Троицу. Троичность композиции сконцентрирована и в центральной абсиде: она выше и шире остальных, тело ее прорезают три высоких щелевидных окна. Им вторят три окна в апсиде крещальни и такие же, как на центральной апсиде, три высоких, сильно вытянутых вверх окна северного и южного фасада. Три окна освещают западный фасад трапезной. Три выполненных по эскизам Шехтеля в мастерской известного петербургского мозаичиста В.А. Фролова панно расположены над тремя входами в храм.

Выбор сюжетов для иконописных изображений также не случаен, он напоминает о любимых на Руси образах. Мозаичное панно, помещенное в прясле западного крыльца, килевидная форма которого вторит форме закомар основного восьмерика, изображает Ветхозаветную Троицу в виде трех ангелов. Над окнами южного фасада находится мозаика с изображением Спаса Нерукотворного, на северном фасаде – образа Богоматери «Знамение» и ангелов с рипидами по сторонам.

Время разбрасывать, время собирать

Храму, построенному в начале ХХ века, недолго было радовать своей красотой горожан. А многим планам по его благоукрашению не суждено было сбыться. Но все же ему повезло больше, чем многим храмам города, края, страны – его здание уцелело буквально чудом. В 1931 году под лозунгом «культурной революции» Свято-Троицкий храм был перестроен под драматический театр. Навершие крыльца над главным входом вместе с мозаичной иконой Троицы срубили.

Икону Спаса Нерукотворного пытались закрасить, но краска не удерживалась на мозаике. Икона Божией Матери «Знамение» после перестройки здания оказалась в недоступном для обозрения месте и поэтому дошла до наших дней неповрежденной. В 1932 году эти иконы были поставлены на государственный учет Главнауки как памятники монументального мозаичного искусства, а само здание признано памятником архитектуры рубежа XIX–XX веков и взято под охрану государства.

«В советское время икону Спаса тщательно пытались убрать со стены храма. Образ сильно пострадал, через несколько лет он мог совсем упасть. За счет воды и перемены погоды в структуре иконы образовались большие пустоты. К тому же образ пытались закрасить, сбить, эта икона – мученица», – рассказывает благочинный Балаковского округа архимандрит Амвросий (Волков).

Но такое отношение к святому образу, надеемся, осталось в прошлом. Сегодня мы становимся свидетелями отношения бережного, созидающего. В прошлом году по благословению епископа Покровского и Николаевского Пахомия и при поддержке холдинга «ФосАгро» начались работы по реставрации мозаики с образом Спаса Нерукотворного. Компания уже помогала с восстановлением образа Святой Троицы над центральным входом в храм.

Последние штрихи – и реставрация мозаичного панно на южной стене Свято-Троицкого храма завершается. Мастер Игорь Лаврененко, на счету которого спасение множества подобных мозаик по всей стране, не перестает удивляться красоте балаковской иконы. Еще ярче она заиграла после того, как реставратор и его помощники потрудились над ее восстановлением. «Такое многообразие красок в мозаиках встречается нечасто, – говорит мозаичист Игорь Лаврененко. – Для реставрации я купил 296 оттенков смальты, многие из которых были изготовлены исключительно под заказ».

«Храм обретает второе рождение. Дай Бог, чтобы мы были достойными молитвенниками, достойными прихожанами этого прекрасного храма», – сказал епископ Пахомий после освящения образа Святой Троицы над главным входом 19 октября 2019 года. Возрождение продолжается, и теперь прихожане надеются, что и образ Богородицы на северной стене будет отреставрирован.

Марина Шмелева
Поделиться в: