Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Близкие по духу и малой Родине

Церковный календарь в декабре предлагает нам вспомнить о наших святых земляках. 27 декабря 21 год назад постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви имя священномученика Дионисия Щеголева было включено в поименный состав Собора новомучеников и исповедников Российских. А 30 декабря совершается память священномученика Петра Покровского.

Священник из крестьян

Дионисий Ефимович Щеголев родился в крестьянской семье в декабре 1871 года в селе Рассказань Балашовского уезда Саратовской губернии. Скорее всего, священномученик закончил лишь церковно-приходскую школу и до рукоположения занимался крестьянским трудом. После хиротонии он был настоятелем и служил в церкви во имя святых бессребреников Космы и Дамиана в селе Чиганак Аркадакского района. В клировой ведомости за 1917 год сообщалось, что в приходе проживало 660 человек, были земская и церковно-приходская школы.

В 1931 году отца Дионисия «раскулачили» и выслали на спецпоселение в Казахстан. В 1930 году за недоплату налогов его приговорили к 5 годам лишения свободы. Наказание иерей отбывал в Трудпоселке Карагандинской области, в ноябре 1932 года там же был арестован. В следственном деле значилось, что, проживая в Трудпоселке № 21, отец Дионисий «проводил службы, религиозные обряды, при этом высказывал свою непримиримость к советской власти». «Как священник, – говорил он на допросе, – я проводил богослужения в поселке Майкудук и однажды говорил проповедь собственного сочинения на основании Священного Писания». В январе 1933 года мученика приговорили к ссылке в Сибирь. Период его пребывания там неизвестен, но в 1937 году он уже священствовал в своем прежнем чиганакском приходе. Там же 26 октября 1937 года его арестовал Аркадакский районный отдел НКВД.

«При обыске ничего не обнаружилось»

За время служения подвижник не скопил никаких тленных богатств — пришедшие производить в его доме обыск сотрудники НКВД констатировали в «Описи вещей, ценностей и документов»: «При обыске ничего не обнаружилось». Священнику предъявили обвинение в «систематическом проведении среди населения антисоветской агитации, направленной на разложение трудовой дисциплины в колхозе, на развал колхоза» и в том, что он «клеветал на существующую колхозную систему, распуская провокационные слухи о голоде в колхозе». Отец Дионисий не признал себя виновным, но «Дело» завершили в кратчайшие сроки – 14 ноября 1937 года его приговорили к расстрелу и 23 числа в Балашове приговор был исполнен. Место погребения мученика осталось неизвестно.

27 декабря 2000 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви имя священномученика Дионисия Щеголева включили в поименный состав Собора новомучеников и исповедников Российских. Он стал первым подвижником, официально прославленным в лике святых в Саратовской епархии.

С тех пор в Балашовской епархии в дни памяти святого совершали молебны у почти разрушенного храма. Сейчас его активно восстанавливают, а верующие регулярно собираются на богослужения, и в том числе молятся святому Дионисию. Совсем недавно в престольный праздник возрождающегося прихода и особенный для всего села день на храм установили купол с крестом.

Кладбищенский батюшка

Будущий мученик Петр родился в 1873 году в селе Кондоль Петровского уезда в семье священника Иоанна Покровского, окончил Саратовскую духовную семинарию. В семье отца Петра и его супруги Надежды Васильевны было пятеро детей. В молодости священник был законоучителем в приходских земских училищах и школах. За ревностное служение пастырь удостоился нескольких церковных наград.

С 1924 года семья проживала в Саратове на Воскресенском кладбище. Фактически священник не мог служить в кладбищенском храме, так как приход с начала обновленчества ушел в раскол. Однако и православная община при храме сохранилась. «Староцерковники» не допускали раскольников совершать свои заупокойные службы, считая их отщепенцами. Два года настоятель-обновленец вел борьбу с «тихоновцами», но в результате принес покаяние и воссоединился с матерью-Церковью.

Отец Петр всегда же сохранял твердость в вере, совершая богослужения и требы по приглашению верных чад Церкви. Не поддался он и на уговоры обновленческого епископа Константина примкнуть к раскольникам. Не сломили его ни угрозы от «Шайки истребления попов», ни аресты по надуманным обвинениям, ни ссылки.

25 июля 1928 года отца Петра арестовали по обвинению в противлении советской власти и ее политики по вопросу отделения Церкви от государства и ведении среди верующих антисоветской агитации. После трехлетней ссылки в Тверь он вернулся в Саратов и продолжил служение.

Надуманные обвинения

Вскоре последовал очередной арест и обвинение в антисоветской агитации. При обыске из личных вещей батюшки обнаружили только паспорт священника и «книгу проповедей». Следователь пытался получить признание в распространении контрреволюционных слухов о вмешательстве в дела советской власти империалистических держав и в высказывании с насмешкой о новой советской конституции. Но мученик вины не признал. Его сослали в Казахстан на пять лет. Ссылку священномученик отбывал в поселке Успенка Лозовского района Восточно-Казахстанской области, где и был вновь арестован 24 ноября 1937 года. На день ареста был без определенных занятий. На вопросы следователя, утверждающего, что отец Петр проводил контрреволюционную агитацию, новомученик каждый раз давал показания, что никакой агитации никогда не проводил.

«Будучи озлоблен против советской власти, Покровский систематически занимался к-р агитацией среди колхозников, для чего систематически посещал квартиры колхозников и под видом поминальных обедов устраивал пьянки. Изложенные факты деятельности следствием установлены, – было зафиксировано в обвинительном заключении. – Обвиняемый по делу виновным признал себя частично» (имелось в виду то, что он на следствии признался: «Я был приглашен своей хозяйкой на поминальный обед по случаю смерти ее мужа. После обеда ушел в свою комнату. А больше я ни у кого из колхозников не был и к-р агитации не вел»).

2 декабря 1937 года тройка УНКВД вынесла постановление о расстреле. Приговор исполнили 30 декабря. Место погребения мученика осталось неизвестно.

20 августа 2000 года Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил иерея к лику святых для общецерковного почитания.

Воскресенское кладбище, где жил отец Петр с семьей, – знаковое место для верующих саратовцев. Ежегодно в день памяти наших святых земляков здесь проходят панихиды по пострадавшим и убиенным за веру в годы советской власти.

 

Татьяна Уютова
Поделиться в: