Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Вод освящается естество

Богоявление, или Крещение Господне – один из древнейших праздников христианского календаря – празднует Церковь 19 января. Первоначально Крещение вместе с Рождеством Христовым составляли единое торжество в честь Воплощения Бога Слова. До сих пор мы замечаем сходство в их богослужении. С IV века эти события начинают праздновать раздельно, освящение воды в праздник Крещения становится его «визитной карточкой», а Иордан – одним из главных символов.

«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи»

«А что это за человечки в реке?» – неизменно спрашивают ученики воскресной школы, рассматривая эту икону праздника. Действительно, на некоторых иконах, посвященных Крещению Иисуса Христа, можно увидеть «человечка» – олицетворение реки Иордан и, шире, всего водного естества. Их может быть и несколько: тогда один из них символизирует реку, второй – Мертвое море, в которое впадает Иордан.

Традиция этого символического изображения древняя: о ней говорится даже в старинном руководстве по написанию икон – «Ерминии»: «Поодаль от Иоанна среди Иордана в воде лежит старик, обратясь лицом назад, и со страхом смотрит на Христа, а сам льет воду из кувшина. Он означает Иордан, возвратившийся вспять (см.: Пс. 113, 3)». Часто «человечков» изображают верхом на рыбах – обитателях вод.

Конечно, никто не подразумевает, что река Иордан – одушевленное существо. Это художественный прием, который рассказывает о поразительной встрече природы с ее Создателем. Как писал митрополит Антоний Сурожский: «Погружение Христа в Иордан очистило его воды, и, как в церковных молитвах и песнопениях говорится, эти воды стали живоносными, потому что вся мертвость, вся мертвящая сила их осталась на Христе Спасителе».

Иордан возвратился вспять

Это не красивый образ для иконописца, это напоминание о чуде, произошедшем в жизни израильского народа. Исход из египетского рабства начинается с чудесного перехода через Красное море (Чермным называли его тогда), а завершается чудесным переходом через расступившийся Иордан во времена Иисуса Навина.

Спустя 30 дней после смерти Моисея Иисус Навин получил повеление стать вождем народа. Бог обещал быть с Иисусом, как прежде был с Моисеем. Он повелел священникам, несшим ковчег Завета, двинуться к Иордану. Волны реки – а дело было весной, когда таяли снега на вершине горы Ермона, и Иордан был особенно полноводным – «огустеша». То есть на каком-то расстоянии от переправы остановились стеной, а та вода, что бежала до мгновения, указанного Богом, успела влиться в воды Мертвого моря. Обнажилось дно, и все шли руслом около 12 часов. Священники стояли среди Иордана с ковчегом, пока не перешел весь народ. Наконец и они вышли на другой берег, и воды Иордана хлынули в свое русло.

Время года было самое неподходящее для такого путешествия. Переплыть Иордан во время его разлива можно, но всему народу перейти вброд нельзя. Это было явное чудо.

Чудеса в Красном море и Иордане – прообраз будущего Крещения Спасителя. Поэтому эти ветхозаветные события вспоминают на праздничных службах Крещения Господня: «Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять?».

Как подойти к тебе, Иордан?

«О, Иордан! С какой стороны мне мысленно подойти к тебе? С востока ли, откуда пришел из пустыни народ, имеющий наследовать землю за твоей границей и которому ты позволил перейти по осушившемуся повелением Бога дну своему? Или с запада, откуда пробирались к твоим водам люди, желающие крещения Иоаннова?» – спрашивает протоиерей Андрей Ткачев, вспоминая события Крещения Господня.

Нарисуем же это великое событие словами святителя Феофана Затворника (чью память мы празднуем в день Богоявления): «Вот Вифавара! Вы видите на берегу святого Иоанна, в одежде из верблюжьяго волоса, с поясом усменным о чреслех своих (см.: Мк. 1, 6). Его окружает бесчисленное множество народа из Иерусалима, Иудеи и всей страны Иорданской. Крещение Спасителя только что кончено; и очи всех обращены на восходящаго от воды Сына человеческаго. Они больше ничего и не видят.

Но изострите верою око ума вашего и вслед за Иоанном установите внимательный взор на небо отверзтое, голубя сходящаго и глас слышанный: Ты еси Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих! (Мк. 1, 11). Вместе с потерянным раем заключились небеса правдою Божией. Но как сильного напора вод не удерживает и крепкая преграда, так растаяла, наконец, крепость правды от огня любви Божией, – и отверзошася небеса».

А нам остается восклицать вместе со святителем Иоанном Златоустом: «О новое чудо! Христос совершает подвиг, а я получаю почесть; Он воюет с дьяволом, а я оказываюсь победителем; Он змеиную голову сокрушает в воде, а я как бы настоящий борец увенчиваюсь. Он крестится, а с меня снимается скверна; на Него сходит Святой Дух, а мне подается оставление грехов; о Нем Отец свидетельствует как о Своем возлюбленном Сыне, а я становлюсь сыном Божьим ради Него».

 *** 

Святая крещенская вода (агиасма) – образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге. Святыня, которая должна быть в доме христианина, хранить ее необходимо бережно и благоговейно, лучше в святом углу возле икон.

Чин водоосвящения, который совершают в праздник Богоявления, называется великим по торжественности обряда, наполненного воспоминанием о Крещении Господнем. Великое водоосвящение совершается дважды – в самый день Богоявления 19 января и накануне, 18 января, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). В сочельник и в день праздника Крещения при освящении воды употребляется один чин, потому вода идентична по своим свойствам.

Марина Шмелева
Поделиться в: