Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Преподобный Ефрем Сирин: истории из жизни

Преподобный Ефрем Сирин, память которого Церковь совершает 10 февраля, известен нам не только по его знаменитой великопостной молитве. В наследие верующим святой оставил толкования книг Священного Писания и нравственно-аскетические труды. Жизнь святого IV века была полна разных ярких событий и поучительных моментов. Вспомним несколько из них.

Случай или Промысл

В юности святой обладал пылким нравом и порой находился на грани преступления. Позже он осознал, что тогда не верил в благой Промысл Божий, управляющий событиями в мире, и был убежден, что все в жизни происходит случайно. Но Господь каждый раз и порой весьма необычно являл ему действие Своего Промысла.

Однажды Ефрем отправился в бесцельное путешествие и остановился на ночь в поле у гостеприимного пастуха. Вместе они выпили вина и уснули. Ночью овец растащили волки. Наутро хозяева стада обвинили пришлого бродягу в краже скота и потащили его к судье. Перед судьей Ефрем попытался объяснить, как на самом деле все происходило. Вслед за ним в суд привели человека, обвиненного в прелюбодеянии с женщиной, которая убежала и скрылась. Судья, отложив исследование дел, заключил подсудимых в тюрьму. Там вместе с ними оказался крестьянин, арестованный за убийство. Но как Ефрем не был похитителем овец, так и приведенный с ним не был прелюбодеем, и земледелец — убийцей.

Через несколько дней во сне Ефрему явился некто и сказал: «Будь благочестив, и уразумеешь Промысл. Перебери в мыслях, о чем ты думал и что делал за свою жизнь. Тогда на своем примере убедишься, что арестованные с тобою люди страдают сейчас не несправедливо, хотя и невиновны в преступлениях, которые им вменяют».

Проснувшись, Ефрем стал размышлять и отыскивать в памяти свои проступки. Так он вспомнил, что однажды он выгнал среди ночи из загона на поле корову одного бедного человека. Когда она обессилела от холода, ее настиг зверь и растерзал.

Ефрем поведал остальным про свой сон и забытую вину, и рассказ произвел на них такое впечатление, что и они тоже начали вспоминать былое. Оказалось, что крестьянин видел тонувшего в реке человека и поленился помочь, а городской житель из-за денег присоединился к обвинителям оклеветанной вдовы, которую братья лишили отцовского наследства.

«При сих рассказах начал я приходить в сокрушение, потому что в этом было некоторое явное воздаяние. И если бы один я был, то сказал бы, может быть, что все это случилось со мною просто по-человечески. Но мы трое постигнуты тою же участию. …Заснув в другой раз, вижу, что тот же говорит мне: "Завтра увидите и тех, за кого терпите вы обиду, и освобождение от взведенной на вас клеветы"», – позже вспоминал преподобный.

Вскоре в суд по совсем другим делам «случайно» привели истинных виновников преступлений, за которые томились в темнице соседи преподобного. Судья выяснил истину, дознавшись и до той, скрытой ранее, их вины. В придачу к этому, накануне рассмотрения дела Ефрема так же «случайно» был назначен на должность новый судья, который оказался родом из тех мест, откуда ушел бродяжить юный Ефрем. Новый вершитель закона «случайно» оказался хорошим знакомым родителей будущего святого и помнил его ребенком. В итоге невиновных из тюрьмы выпустили, виновных наказали. А сам Ефрем на всю оставшуюся жизнь уверовал в то, что случайностей в жизни не бывает, а каждый совершенный грех имеет свое воздаяние.

Шутка для вразумления

Однажды, уже будучи монахом, святой отправился в Эдессу, желая приобщиться к опыту тамошних иноков. Приближаясь к городу, он молил Бога о том, чтобы встретить благоразумного мужа, с кем он мог бы вести душеспасительные беседы, но встретил женщину. Когда та принялась его разглядывать, он вознегодовал и спросил, почему она так беззастенчиво смотрит на него, мужчину, а не опускает взор в землю? Вместо ожидаемых извинений та ответила, что поскольку жена взята от мужа, постольку она и смотрит на мужа; муж же сотворен из земли, и стало быть, именно ему подобает смотреть в землю. Будучи вразумлен таким остроумным ответом, Ефрем прославил Бога.

Не имея материальных средств к существованию, он, остановившись в городе, вынужден быть искать заработка и устроился наемником к владельцу местной бани. Там одна непристойная женщина проявляла к нему сильное внимание. Когда ее домогательства переполнили меру дозволенного, святой согласился было исполнить то, о чем она просит, но при условии, что грех будет совершаться посреди города на глазах у зевак. Женщина возразила, что стыдится людей. «Прежде всего нужно стыдиться Всевидящего Бога», – ответил святой. Обескураженная этой краткой проповедью женщина стала просить у Ефрема более глубоких наставлений, а затем удалилась в одну из окрестных обителей.

Важные встречи

Со временем преподобный собрал вокруг себя учеников, организовал в Едессе училище, которое существовало и после его смерти.

Желая перенять духовный опыт от прославленных подвижников Египта, преподобный, взяв с собой ученика, знавшего греческий, достиг Средиземноморского побережья, сел на корабль и отплыл. Нитрийские богомольцы приняли гостей с радушием. По Промыслу Божию он встречался с разными монахами, в том числе с выдающимся иноком Паисием. В Египте святой исцелил арианина, изгнав из него лукавого духа.

На пути из Египта преподобный решил посетить Кесарию Каппадокийскую, чтобы встретиться со святителем Василием Великим. Тогда он уже заслужил славу ревнителя Православия. Есть сведения, что после богословских бесед Каппадокийский архиерей и рукоположил монаха Ефрема в диаконский сан, а позже предлагал ему занять кафедру епископа. Однако тот, почитая себя недостойным высокого звания, предложение отклонил.

Проповедь словом и делом

Вернувшись из путешествия, преподобный хотел до конца своих дней предаться уединенному общению с Богом. Но Господь распорядился иначе. В то время Едессу постиг сильный голод, и святой убеждал богачей не гневить Вседержителя, проявить милосердие к бедным. Проповедь увенчалась успехом: богатые стали жертвовать средства, которые затем распределяли среди нуждавшихся. Еще одним плодом благотворительной деятельности преподобного стала организация богадельни.

Когда голод миновал, подвижник удалился в пещеру и вскоре заболел. Весть о случившемся облетела местное население. К нему стекались толпы людей, желавших получить последнее напутствие. Перед смертью он написал завещание, в котором, помимо прочего, заповедовал не оказывать ему пышных проводов, исповедовал верность Богу и просил посмертных молитв. Святой мирно отошел ко Господу около 373 года. 

Татьяна Уютова
Поделиться в: