Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Беседа с самарянкой: увидеть и понять

Пятое воскресенье по Пасхе Церковь посвящает женщине-самарянке. Точнее, ее беседе со Спасителем. Из года в год, из века в век – этот сюжет стал настолько хрестоматийным, что порой требуются усилия художников и богословов, чтобы помочь нам вновь увидеть его и глубже понять.

Судьба самарянки

Быть просто упомянутой на страницах Священного Писания – большая честь. Разговор Христа с женой-самарянкой евангелист Иоанн передает в мельчайших подробностях. С этой простой и не очень благочестивой женщиной, с которой правоверному иудею и парой слов перекинуться не престало.

Но Бог видит сердце человеческое и произрастающую из него судьбу. Эта жительница самарийского города Сихарь поняла и приняла удивительно новое, лишенное привычных форм и национальной ограниченности учение Христа. А в дальнейшем стала настоящим апостолом, и не только для жителей своего города.

Фотина пострадала за Христа при императоре Нероне в Риме, в 66 году. Она сумела привести к Спасителю своих сыновей и сестер. А когда пришло время страданий, не побоялась все так же просто и искренне проповедовать Христа дочери Нерона Домнине и сотне ее рабынь. Три года терпела мученица пытки, издевательства, видела страдания и гибель близких. Но ничто не заставило Фотину отказаться от той веры, которую приняла она когда-то у колодца в знойный жаркий полдень.

Евангельский сюжет в знакомом пейзаже

Дрожит от зноя раскаленный воздух, манит тень деревьев и прохлада воды. «Семирадский – мастер создания атмосферы, атмосферы природной и атмосферы действия. К тому же он умел соединить их с занимательным сюжетом. Вот почему академическая риторика, мотивы и позы, равно знакомые и привычные публике, давно ставшие штампами, выглядели у него по-новому, а сам художник казался чуть ли не новатором. “Христос и самаритянка” (1890) принесла художнику шумный успех и всеевропейскую известность» – читаем мы в одном из отзывов.

Эту картину Генрих Ипполитович пишет на пике своей популярности. Новаторство Семирадского состоит в том, что он изображает сцену на фоне необыкновенно живого, почти реального пейзажа. Он умело объединяет евангелистский сюжет и эффект пленэра.

В каком уютном, тенистом месте находится колодец! Здесь действительно хочется отдохнуть душой и телом после долгих странствий по жаркой самарянской земле. Какая реалистичная игра света и теней при написании вековых платанов в левой части полотна. Вдалеке легкая дымка из воздуха, которая предполагает знойный день. С большим знанием эпохи автор рисует костюм девушки со всеми украшениями – кистями, ленточками, браслетом, а также прекрасно расписанный кувшин в ее руках.

Семирадский переносит действие евангельских сюжетов во вполне конкретный пейзаж, написанный практически с натуры, правдиво отражая все красочное богатство окружающей природы, все изменения цвета в зависимости от состояния световоздушной среды. От этого композиции приобретают чрезвычайно лиричный оттенок, что снимает с изображенных сюжетов налет отстраненности и делает их очень близкими, задушевными, исповедальными.

Во Христе нет ни иудеев, ни язычников – все равны перед лицом Истины. Художника – верующего католика, склонного искать ответы на свои вопросы в христианстве восточном, – привлекает евангельский текст. Из него, как из живительного колодца, черпает он силы и вдохновение. Путь далеко не общий в то время. Много укоров и насмешек претерпел Семирадский от своих коллег-художников. Ведь в моде был реализм, академическую живопись воспринимали как нечто застывшее и устаревшее. Но Генрих Ипполитович много и кропотливо работает, чтобы доказать: это неправда.

Сокровенный смысл беседы

Простой разговор с обычной женщиной на века станет предметом для обсуждения и глубоких размышлений. Христос учил самарянку о Боге, Его свойствах, о правильной молитве, угодной Ему. И об отношении людей друг к другу в наступающей эпохе Нового Завета.

Бог, обитающий не только в Иерусалиме, но повсюду, ищет себе поклонников в духе и истине. «Но поняла ли самарянка это выражение – в духе и истине? – задает нам вопрос митрополит Ардяльский Антоний (Плэмэдялэ) (Румыния). – Может, и поняла, хоть ей и трудно было это понять, и она спрашивала, как такое возможно. Это словосочетание так глубоко и обладает такой высокой концентрацией, какая была бы у звезды, если ее сжать до размеров мяча, но при этом она сохраняла бы свой вес». Далее владыка поясняет: все внешние формы приобретают ценность, только когда заполняются добрым сердцем, любовью, великодушием, жертвенностью ради блага другого, внутренней переменой, желанием измениться к лучшему, отказом от осуждения ближнего, от пустословия, смирением, пребыванием в Церкви Христовой, зиждущейся на основании апостолов и доныне воздвигаемой по апостольскому преемству, в нашей Православной Церкви.

Вот почему самарянка вошла в историю. Она на протяжении столетий оставалась свидетельницей самого важного учения, переданного, без сомнения, и для нее. Но учение это не было адресовано ей одной, она лишь послужила поводом, учение это обращено ко всем нам. И самое важное, что мы должны здесь запомнить, – это призыв Спасителя поклоняться Ему в духе и истине.

Заметки паломника. Источник живой воды

Епископ Пахомий, из проповеди в Неделю о самарянке

 – Колодец Иакова сохранился в городе Сихеме и до наших дней. Только сегодня этот город в основном населен мусульманами. Христиан там проживает немного. На протяжении многих столетий этот колодец являлся местом паломничества православных христиан. Мне довелось побывать на Святой Земле и молиться там.

В конце XX века на этом месте явился новый мученик – игумен Филумен. Он был греком по происхождению, жил в храме, расположенном у колодца Иакова. Иудеев, живущих в этом городе, такое соседство не устраивало. Они угрожали священнику, настаивали на том, чтобы он оставил место служения, вынес из храма иконы и кресты. Несмотря на многочисленные угрозы, священник не предал свою веру.

В 1979 году фанатично настроенные иудеи ворвались в храм, устроили там погром и зверски замучили этого священника. Отец Филумен был зарублен топором, ему выкололи глаза. Храм был осквернен, Престол уничтожен. Спустя пятнадцать лет священник был причислен к лику святых, как новый мученик.

Невозможно передать те чувства, которые испытываешь, находясь в этом святом месте! Когда, как сказано в Евангелии, опускаешь почерпало в этот колодец глубиною порядка тридцати метров. Когда ты пьешь из этого колодца эту замечательную и вкусную воду и осознаешь, что здесь, у этого колодца, более двух тысячелетий назад Христос беседовал с самарянкой. А рядом, в храме, находится икона и покоятся мощи мученика, который не побоялся и не захотел расстаться с той самой «живой водой», о которой свидетельствовал Христос.

Христиане, которые приходят для поклонения в этот святой храм, взирая на колодец и вспоминая мученика Филумена, наверняка задумываются о том, что в жизни каждого человека должна быть «живая вода» – та истина, которую не нужно бояться исповедовать.

 

Марина Шмелева
Поделиться в: