Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Учимся читать на клиросе

Хороший чтец – подспорье для священника, отрада для молящихся. Ведь именно его голосом молится община, от его техники чтения во многом зависит – поймут ли верующие смысл священных текстов. Но как хорошим чтецом стать? И возможно ли это для любого желающего? Говорим об этом с руководителем курса «Чтец» в Покровском епархиальном образовательном центре священником Владимиром Щербаковым.

Заново открыть для себя службу

Несколько месяцев ученики на этом курсе учатся читать на клиросе, чтобы по его окончании быть готовыми помочь во время богослужения. А в лучшем случае – нести послушание чтеца в храме, ведь способных к этому мирян не так уж и много.

«Самые сложные службы – вседневные, шестеричные, славословные. У чтеца в это время самая большая нагрузка. На всенощном бдении чтения мало, больше поет хор. На праздничную службу приходят, как правило, те, кто хорошо умеет читать, выбор чтецов большой – всем понемногу текстов раздал, и нагрузка почти незаметна. Церковь больше всего нуждается в чтецах в обычные дни. У хора в этот момент своя нагрузка, да и не каждый певчий читать умеет. Так что очень хорошо, когда кто-то из прихожан может помочь», – рассуждает отец Владимир.

У батюшки богатый житейский и церковный опыт – от простого мирянина, посещающего храм в праздничные дни, затем чтец и пономарь, а теперь – пастырь и настоятель. Он замечает: «По своему опыту говорю – если службу не разбирать, не пытаться хотя бы дома читать самому по-церковнославянски, сложно бывает понять, что происходит в храме. А вот когда люди в службу вникают, они ее заново для себя открывают. И там оказывается столько всего! Такая глубина смыслов – целый мир».

Именно таких открытий полны занятия на курсе «Чтец». Здесь учатся люди разных профессий и возраста. По словам наставника, молодежи, подросткам навыки даются легче, но они и меньше это ценят. Более взрослым наука чтения на клиросе дается тяжелее, но и трудятся они больше, основательнее. Конспектируют в первой части занятия, посвященной теории, тренируются дома, готовятся к службе, даже если им на клиросе и не читать.

«Мои ученики и дома, и на занятиях готовятся к богослужению. Представьте, говорю, вы пришли на клирос, а не просто в храм помолиться. Постарайтесь подготовить для чтения книги. И на занятиях – один читает, другой тропари подбирает, третий за ошибками следит – чтобы всем скучно не было, чтобы динамика была. Это собирает их внимание».

Польза для души

Отец Владимир считает, что польза от занятий есть для каждого, даже если есть какие-то препятствия для несения этого послушания: «У одной из выпускниц в силу возраста голос уже не тот. Но я регулярно вижу ее на службе с планшетом – она следит, какой канон читают, какие тропари и кондаки. Ей на службе интересно, она ее не просто выстаивает».

Но есть среди выпускников и те, кто несет послушание на клиросе – в Троицком соборе, в Успенском храме, батюшке приезжают помочь в храм во имя равноапостольных Константина и Елены. Все это Покровск, но и расстояние – не помеха для желающих учиться. На курсе обучался чтец из Мокроуса, занятия для него проходили в онлайн-формате.

«Задумайтесь, почему именно вас Господь избрал, чтобы вашим голосом звучала в храме молитва? Это огромная ответственность и честь!» – наставляет отец Владимир своих учеников. Недаром в древности к чтецам предъявляли не только профессиональные, но и нравственные требования. Чтобы они не только словом, но и жизнью проповедовали Христа. К этому же мы должны стремиться и сегодня.

«Учу следить за смыслом текста, бережно относиться к слову. Ведь ошибка может изменить его на противоположный, порой даже богохульный. Нельзя здесь и духовную брань исключать, враги рода нашего борют чтеца то излишним волнением, то излишней самоуверенностью, то унынием после допущенной ошибки», – уверена, наставления батюшки ученики будут вспоминать долго.

Отец Владимир учит и тонкостям – когда часы можно читать ровно (к примеру, девятый), а когда нужно уметь и замедлиться. Бывает в небольшом храме священнику нужно чуть больше времени для совершения проскомидии. «К часам порой относятся как к второстепенному богослужению, это в корне неправильно. У каждого из них свой глубокий смысл. Кто собирается причаститься, должен прийти в храм к началу часов», – подчеркивает священник.

Советы начинающим

Их дает руководитель курса отец Владимир:

  • Начинать учиться нужно сразу на церковнославянском языке. Не практикую чтения Часослова на русском – переход неизбежен, а выучить все наизусть – невозможно. Минея у нас сейчас, конечно, на русском издается, но ведь на этой же службе нужно будет открыть Октоих, а там множество неизвестных и сложных слов.
  • Для кругозора советую читать Евангелие с параллельным переводом. Язык и слух привыкает к чтению на церковнославянском, навык образуется. Появляется широта, которую не даст чтение только молитвослова.
  • Нужно следить за интонацией чтения – нельзя читать с выражением, то повышая, то понижая звук. Это отвлекает от молитвы.
  • Сначала очень вредно читать быстро. Ускорение чтения вообще возможно до тех пор, пока чтец не начинает зажевывать слова. Есть такое заблуждение у начинающих чтецов – если незнакомое слово пробормотать, его не заметят. Это неправильно. Лучше прочесть его медленно, чтобы не пострадал смысл текста.
  • Хорошо бы купить себе Часослов. Это поможет познакомиться с текстами часов. И в личной книге вы сможете помечать свои ошибки.
  • Обязательно нужно верить в помощь Божию, трудиться – и все получится. Ведь дело это – нужное и полезное для души.

 Наставление церковному чтецу

  1. Богобоязненный чтец должен всегда памятовать, что он возглашает славословия и молитвы за себя и за всех молящихся в храме, где всегда невидимо присутствует Сам Бог, Его Пречистая Матерь, Ангелы и святые. Господь Сердцеведец ведает чувство и отношение, с каким чтец совершает свои обязанности.
  2. Богобоязненный чтец знает, что и предстоящие в храме замечают его ошибки, его невнимание и прочее и могут соблазниться этим. Потому он не допускает небрежности, боится прогневать Бога. Ибо в Писании сказано: Проклят всяк человек, творящий дело Господне с небрежением (Иер. 48, 10). Читая в святом храме молитвословия вслух для всех верующих, мы исполняем дело Божие, поэтому читай благоговейно и благообразно, внятно и неспешно.

Гермоген Иванович Шиманский

 

 

Марина Шмелева
Поделиться в: