Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Прославляя Бога

Каждое время года в православном календаре освящено каким-либо церковным праздником. Зимой – это, конечно, Рождество Христово и Крещение. Что в действительности хочет нам сказать Церковь, вспоминая Крещение Господне в Иордане? И как относиться к народным традициям и обычаям, которые неизменно сопровождают праздник Богоявления? Понимают ли люди, зачем в этот день они идут в храм, набирают крещенскую воду, окунаются в купели? На эти вопросы отвечают священники Покровской епархии.

В центре праздника – Христос

Клирик Свято-Троицкого кафедрального собора священник Аркадий Махсумов:

– Если это только первый этап соприкосновения с праздником, то и хорошо, что идут и в храм, и к купели. Но если с годами в жизни человека не появляется ничего, кроме проруби, если ничего не добавляется в духовном смысле, это грустно.

Богоявление – это откровение человечеству, это великий момент, когда Господь раскрывает смысл обетования – пришествия в мир Бога Троицы во всей полноте. Мы видим там и Сына Божиего, и исходящего на Него Духа Святаго, и слышим глас Отца, свидетельствующего о Нем всем людям. Это момент сближения Бога с человечеством, Его доверия к людям. Бог говорит, что мы уже достаточно возросли для того, чтобы принять самую высокую истину – приход Сына Божиего для жертвенного служения, отдания Себя в жертву любви. Если мы этот высокий смысл не поймем, то останемся вне праздника, лишим себя его глубокого содержания.

Конечно, любой праздник обрастает внешней обрядовой частью. Может быть, и хорошо, что у нас в России есть такая традиция – купание на Крещение. Но хочется, чтобы люди понимали значение этого праздника, чтобы все больше и больше народу воцерковлялось, в том числе и благодаря народным традициям.

– Отец Аркадий, как нужно готовиться к празднику Святого Богоявления?

– Есть Крещенский сочельник – время сосредоточенного внимания, внутренней тишины, когда надо открыть свое сердце, свой разум для принятия Троицы, явленной на Иордане. Это событие не отделено от Рождества Христова, радостного времени.

В древности Рождество и Крещение Господне праздновали в один день, и только в IV веке один праздник был отделен от другого. Поэтому радость торжества продолжается от Рождества до Богоявления. Оно не кончается, но переходит в другую степень. Надо радоваться и веселиться, но при этом не забывать славить Христа, чтобы акценты не сместились на обильное застолье, чрезмерное объедение, досужие разговоры, пустословие. Главное, чтобы в центре праздника всегда был Христос.

Прикоснуться к святыне

Секретарь епархиального управления Покровской епархии священник Виктор Тихонов:

Мы празднуем Крещение Христа и открытие Его миру. Господь не нуждался в Крещении, Господь показал нам путь, который должен пройти каждый человек, чтобы войти в Царство Божие. Не было бы этого события, как и Рождества, мы бы так и жили в темноте и не имели бы надежду на спасение. Но надежда нам дана, наша вечная душа идет крестным путем для воссоединения с Богом. Особенностью этого праздника является схождение Святаго Духа и великое освящение воды.

Вся наша семья участвует в праздничном богослужении: кто в алтаре, кто помогает в храме, дежурит у баков с освященной водой. Планируем даже в этом году всей семьей окунуться в купель и прославить Христа.

– С Вами будут и самые маленькие дети?

– Настя – да, Катя еще слишком мала.

– В эти дни, как обычно, полгорода придет в храмы за крещенской водой. Не пустое ли это занятие для тех, кто появляется в церкви два раза в год – на Пасху и Крещение?

– Пусть приходят. Да, Крещение – это такой праздник, который несет в себе испытания и для духовенства, и для постоянных прихожан. Это суета, масса людей, какие-то для нас сложности, ведь большинство приходящих с канистрами людей даже не думают о событиях Священной истории, они ждут только крещенской воды.

Люди сегодня привыкли к комфорту, не могут нигде подождать и пяти минут. А здесь, пока не совершилось водосвятие, им придется потерпеть, смириться, подождать, слушая, что читают и поют в этот день в храме. Это уже труд духовный, но без причастности к храму, богослужению, духовному источнику у нас нет будущего.

У Бога много способов заставить человека задуматься, начать разбираться в своей жизни и ходить в храм не два раза в год, а регулярно.

– И все же, батюшка, есть ли смысл запасаться крещенской водой на целый год тем, кто придает ей какое-то магическое значение, не понимая смысла этой святыни?

– Я считаю, что и святую воду, и просфору надо всем вкушать как можно чаще, хоть каждый день, и окроплять свое жилище и молить Бога даровать нам очищение и исцеление души и тела. Потому что в отличие от наших предков мы теряем чистоту, чувство близости ко Христу.

Мы не можем никого привести к Богу, мы можем помочь тому, кто идет к Богу сам, в ком появилось желание понять: кто мы, зачем мы здесь. Если святая вода поможет кому-то стать ближе к Богу, благодати Его – это замечательно. Мы теряем Божью благодать на каждом шагу, а восполнять не восполняем. Пусть хоть таким образом, хоть немного человек будет прикасаться к святыне.

О чем говорит Церковь

Настоятель храма в честь преподобного Сергия Радонежского Покровска (Энгельса) иеромонах Силуан (Касимов):

– Праздник Богоявления несет в себе глубинный смысл, определяющий всю сущность христианства. В этот день все православные люди должны быть в храме. Если ты вспоминаешь о событиях, связанных с Богом,куда тебе еще идти? Если нет возможности участвовать в службе – встань дома на молитву. Даже если человек находится на работе, на службе, выполняет какое-то ответственное задание – вспомни о Боге и принеси Ему молитву. Это и будет твоя жертва Богу, твое участие в празднике. Главное – не пребывать в праздности, уделить в этот день как можно больше внимания и времени Богу.

В этот день многие люди участвуют в крестном ходе, это интересная и глубокая традиция Православной Церкви. Мы идем на ближайший водный источник и освящаем его. По мнению некоторых ученых, освященная вода даже меняет свой состав. Люди набирают крещенскую воду в храмах, и она сохраняется у них целый год. Если бы никакого действия святая вода не оказывала, разве стали бы люди повторять это из года в год? За крещенской водой, и это вам скажет каждый батюшка, приходят все: крещеные и некрещеные, православные и иноверцы. И в этом есть момент единения, ведь для Бога все равны. И как легко, оказывается, общаться друг с другом в такой великий день.

Традиция совершать крестный ход в праздник Богоявления появилась в нашем кафедральном городе с момента образования Покровской епархии. Прорубь на Волге вырубаем в форме креста, чтобы люди видели, о чем говорит Церковь, зачем духовенство и верующие люди морозной ночью идут с молитвами к реке. В этом наша проповедь, которая многих, возможно, заставит задуматься и о празднике, и о своей жизни.

Идет по городу крестный ход – это проповедь, вырубили во льду православный крест – тоже проповедь, чин великого освящения воды – проповедь. Так наша Церковь живет, прославляя Бога.

– Отец Силуан, на Крещение принято окунаться в прорубь, и, по мнению многих людей, это делается для очищения души. Люди трижды окунаются в прорубь, смывая накопившиеся за год грехи. Это действительно помогает?

– Нет, конечно. Погружение в иордань как раз необязательно: хочешь – купайся, хочешь – нет. Это всего лишь народная традиция. Очистить свою душу от грехов можно только личным покаянием, переосмыслением своей жизни. Только в таинстве покаяния, если оно искреннее и глубокое, человеку дается освобождение от грехов. Купание в проруби – это скорее образ, напоминание о том, что человек при таинстве Крещения трижды погружается в воду.

Когда человек будет больше заботиться о своем внутреннем состоянии, чем о внешнем, тогда каждый церковный праздник будет для него наполнен глубоким духовным смыслом.

Ольга Стрелкова
Поделиться в: