Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Как жить по воле Божией?

С самыми разными вопросами приходят к нашим батюшкам верующие люди. И тех, кто совсем недавно пришел в храм, и тех, кто несколько лет живет в ограде Церкви, жизнь каждый день ставит перед выбором: как поступить? На популярные вопросы отвечает священник Кирилл Панкрашов.

Все ли события в жизни человека происходят по воле Божией?

Нужно человеку внутренне понять, что такое Промысл. Это не уготованная судьба для человека. Потому что в христианском понимании человек, будучи наделенным от Бога свободой, сам вправе распоряжаться своей жизнью. Поэтому все, что происходит с нами — мы выбираем сами, по своей воле. А Промысл — это некое рекомендованное направление. Господь видит всю нашу данность, наше сердце, наши сильные и слабые стороны, расположенность ко греху. Допустим, человек совершает грехи, связанные с преступлением черты закона, и Господь видит, что его могут просто убить. По попущению Божию и по закону человека берут под суд и приговаривают к лишению свободы. Плохо это или хорошо? С житейской точки зрения, тюрьма — это плохо, а с духовной — хорошо, человек перестает грешить и задумывается об исправлении.

Нам бывает сложно принять известное выражение «Что Бог ни делает, все к лучшему». Но спустя какое-то время начинаем видеть события в перспективе. Конечно, когда что-то неприятное, скорбное происходит в настоящем, трудно это принять. Даже если человек уже живет церковной жизнью. Тем более, если это тяжелая болезнь. Но надо понимать, что если наш Бог есть любовь, то Он не может нам желать ничего плохого. И если Он дает неизлечимую болезнь, то именно она может привести человека ко спасению души в вечности. Человек даже за короткий срок может изменить свою жизнь, покаяться, исправить свой образ мышления, осознанно прийти к Богу. Бывает, что в таком случае Господь исцеляет даже от самых тяжелых заболеваний.

Промысл — это помощь Господа, Его забота о нас в земной жизни. Если мы его не принимаем, ропщем на Бога, мы лишаем себя благодати Божией. Мы словно говорим: «Нет, Господи, я хочу по-своему», не смиряемся и тем самым удаляемся от Бога.

Если тяжело принять выпавшее испытание, стоит почитать про многострадального Иова. Господь попустил ему оказаться и в крайней нужде, и в болезни, и пережить утраты и отвержение друзей, но он все претерпел, и его ждала великая награда. Господь дал ему еще больше детей, вернул здоровье, приумножил богатство.

Наказывает ли Бог грешников?

Наказание от слова «наказ». То есть это урок для исправления человека. Если мы не понимаем этого, то для нас Бог не есть любовь. Тогда мы начинаем винить Бога в наших неприятностях, скорбях и в масштабных бедствиях. Часто мы бываем слепы сами к себе и не понимаем простого механизма: Рай и ад в земной жизни — это приближенность или удаленность от Бога. Если человек сам своей жизнью и поступками удаляет себя от Бога, то он сам себя этим наказывает. Вне Бога человек отдает себя противодействующим Ему силам.
Человек, по-настоящему пришедший ко Христу, начинает разделять свою жизнь на «до» и «после». До прихода в Церковь он воспринимает все события своей жизни как случайности, везение или невезение, он ропщет: «за что?», «почему?». Человек церковный осознает свою греховность и все события жизни воспринимает, как посланные от Бога, учится благодарить Его за все.

Не могу простить человека. Что делать с обидой?

Без Бога это невозможно сделать. Потому что враг спасения всегда будет искушать человека. Памятозлобие — грех, который даже в вечернем молитвенном правиле предлагается для исповедания. Ведь бывает, человек всю свою жизнь несет груз обид и на смертный одр ложится с ним. Эта внутренняя злоба происходит чаще всего от гордыни. Мы часто, войдя в конфликт с человеком, думаем о себе и своих переживаниях и редко задумываемся о чувствах другого.

Святые отцы и Сам Господь в Евангелии наставляют нас молиться за врагов наших, даже любить их. Но достичь этого уровня может лишь человек с чистым сердцем, значит, если есть чувство обиды, нужно прибегать к исповеди, через которую мы очищаемся от грехов. И приступать к Причащению Христовых Таин, ведь через это великое таинство Господь помогает нам менять нашу сущность, ослабляет нашу предрасположенность ко греху. Если Господь видит, что человек хочет измениться в лучшую сторону, то Он даст силы простить обиду.

Снятся умершие родственники. Что делать?

Люди внутри Церкви часто ищут мистического опыта. От этой жажды любое сновидение или случайно потухшая лампадка заставляет человека видеть связь или с Промыслом Божиим, или с происками врага. Святые отцы учат нас не воспринимать сны всерьез; надо понимать, что сны просто транслируют накопившуюся в мозге за прошедшие дни информацию.

А если у нас есть переживания о том, что мы недостаточно молимся за усопших сродников, значит, совесть подсказывает, что пора помолиться, постоять на панихиде, милостыню подать за упокой души близкого человека, съездить на его могилку.

Что делать с вещами умершего?

Любое, даже косвенное напоминание о смерти человека пугает. Поэтому люди боятся даже вещей, которые принадлежали тому, кто ушел в мир иной. Но эта мистификация носит суеверный характер. Она не вяжется с христианским мировоззрением. К слову, раньше, когда народ в целом жил менее обеспеченно, люди более практично подходили к вещам. Вещами умершего можно пользоваться, а если они не нужны, отдать нуждающимся, это также может вмениться в милостыню.

Можно ли работать в церковные праздники?

Господь излечивал больных и в праздничные, почитаемые в еврейском народе дни. Здесь многое остается на совести человека — если он может, имеет возможность в праздничный день помолиться за Литургией, причаститься Христовых Таин, но намеренно выбирает посвятить день другому, то это будет грехом. Потому что Божие дело должно быть на первом месте. Но в то же время и фарисейства быть не должно, потому что в Евангелии Господь говорит нам: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу? (Лк. 14, 5). Всему свое время: совесть — Голос Божий в душе человека — всегда подскажет разумный баланс между молитвой и делом в праздничный день, нужно быть честным с собой, не быть праздным и ценить время, данное Богом.

В евангельской притче о званых и избранных говорится о том, что Господь всех нас приглашает на Свою священную трапезу. Но дальше дело за свободным выбором человека, его желанием идти или не идти за Богом.

Для себя можно привести следующий пример. Допустим, нас зовет к себе на прием очень высокопоставленный человек. Мы что сделаем? Купим новый костюм, прихорошимся, отменим все дела, будем готовиться и с трепетом ждать встречи. Но Бог выше всякого человека, значит, мы должны с еще большим трепетом жаждать встречи с Ним.

Можно ли причащаться, если не был вечером на службе?

Богослужебный день начинается с вечера. Но ответ зависит от обстоятельств человека. Если рабочий график не позволил помолиться за вечерней службой, а утром человек может прийти на Литургию, то причащаться можно и нужно. Если человек хочет спокойно, основательно подготовиться ко Причащению, не торопясь исповедоваться, вникнуть глубоко в смысл праздника, то гораздо правильнее начать его с вечернего богослужения. Когда человек стоит утром за Литургией в очереди на исповеди, он чаще всего не молиться, а копается в своих грехах и переживаниях.

Зачем священнику награды?

Для любого священника, да просто для христианина, истинная награда — это только быть в Царствии Божием со Христом. Что касается церковно-иерархических знаков отличия, то они нужны, в том числе, для упорядоченного совершения богослужений. Часть наград дается за длительный срок служения в священном сане, за усердные труды. Некоторые награды, к примеру, набедренник, палица, как часть облачения имеют символическое духовное значение.

Татьяна Уютова
Поделиться в: