Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Верный до конца

Имя святителя Иоанна Златоуста знакомо каждому православному человеку хотя бы потому, что во всех храмах почти ежедневно служится составленная им Литургия. Что мы знаем об этом святом, жившем в IVV веке? Известно, что его, яркого проповедника, любил простой народ, но светскими и духовными властями святой был ненавидим и гоним. О жизни и подвигах величайшего учителя Вселенской Церкви читателям нашей газеты рассказывает священник Димитрий Попеко, помощник благочинного по образованию и катехизации Покровского округа, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Чем тоньше душа, тем сложнее судьба

Есть такое выражение: «Чем тоньше душа, тем сложнее судьба». Судьбы святых часто сокрыты для нас, их подвиги не понятны простым людям. Имя самого яркого проповедника своего времени, прозванного за свое выдающееся красноречие по-гречески Хризостомом, то есть «золотые уста», или, по-славянски, Златоустом, знает, действительно, каждый христианин. Его многочисленные богословские труды, адресованные монахам и мирянам, не потеряли своей актуальности и сегодня. Вся его земная жизнь — это подвиг ради Христа, служение Богу не только устами. У святителя Иоанна Златоуста был свой собственный путь, о котором можно сказать его же словами: «Жизнь праведных блестяща; но как она делается блестящей, если не через терпение? Приобрев, возлюби его, брат, как мать мужества».

Иоанн родился в Антиохии в 347 году в состоятельной семье, его родители принадлежали к лучшему антиохийскому обществу и исповедовали христианскую веру. От матери малолетний Иоанн получил первые уроки христианских истин. Когда юноша подрос, мать позаботилась о его образовании. Будущий святитель учился риторике у лучшего специалиста в этой области — антиохийца Либания. Языческий учитель сетовал позже, что христиане отняли у него самого талантливого ученика, обладающего великим даром красноречия.

Став взрослым, Иоанн целый год посещал христианскую Антиохийскую школу, где изучал основы христианства. Эти беседы просветили и преобразили его, и молодой человек осознанно принял окончательное решение стать христианином и крестился. Вот вам и ответ на вопрос, зачем сегодня ведутся в наших храмах перед принятием крещения огласительные беседы.

Среди христиан тогда было мало образованных людей, многие даже не понимали, чем отличается вера в Господа нашего Иисуса Христа от поклонения языческим божкам.

Ушел из мира, чтобы найти Истину

После крещения Иоанн удалился от мира, приняв иноческий постриг в монашеской общине, расположенной в горах. Молитва, труд, чтение Священного Писания, жесткая аскеза — все это не казалось молодому образованному человеку чем-то мрачным и безотрадным. Он ушел из мира, чтобы найти Жизнь, найти Истину. Несколько лет Иоанн жил среди сирийского монашества, а оно было особенно проникнуто идеей миссионерства. На дорогах братья устанавливали каменные столбы и подолгу стояли на них в молитве, люди, проходящие по дорогам, видели их и начинали интересоваться, зачем монахи это делают. Необычным подвигом столпничества иноки свидетельствовали о своей вере. И это имело большое значение для проповеди христианства того времени.

Четыре года Иоанн провел в уединении, два из них — в полном молчании. Его красноречие — великий Божий дар — вызревало в нем, словно плод. В пустыне он приобрел аскетический опыт, но подорвал здоровье. В это время святитель Иоанн очень много писал, это были и богословские труды, и толкование на Евангелие, и письма разным людям. Иоанн Златоуст оставил большое духовное наследие: «Толкование на Евангелие от Иоанна», «Толкование на Евангелие от Матфея», «Избранные поучения», «Беседы о покаянии» и другие его сочинения с древности были любимым чтением православных христиан, не теряют они своей актуальности и сегодня.

Делами подтверждал веру

Когда Иоанн вернулся в Антиохию, его рукоположили во диакона, затем в пресвитера, а потом в епископа. В Антиохии он вырос, здесь все его знали, именно в этом городе начинаются его знаменитые публичные проповеди. В те времена проповедь была единственным способом чему-то научить церковный народ, и Иоанн Златоуст делал это блестяще. Его проповеди не были похожи на скучные богословские лекции. Он обращался к простым человеческим чувствам, говорил с людьми об их повседневных нуждах. Прежде чем поучать, старался посочувствовать человеку, утешить его, вселить надежду. Константинопольский епископ проповедовал каждый день, и каждый день толпы людей, буквально тысячи горожан, приходили послушать великого оратора. Огорчало святителя только то, что после проповеди народ часто расходился, не дожидаясь Причастия.

Мы на исповеди целуем Евангелие и крест. Евангелие — это слово Христа, крест — исполнение этого слова. Иоанн Златоуст, живя верой во Христа, не только устами красноречиво говорил о ней, но и делами подтверждал свою веру. Когда знаменитого подвижника Церкви пригласили на Константинопольскую кафедру, Иоанн Златоуст много времени и сил уделял устроению церковной жизни. Преодолевал раздоры, требовал от священников прилежания и чистоты жизни. Он строго обличал нравы столичного духовенства и придворных вельмож, выступал против роскоши и разврата, призывал богатых горожан жертвовать в пользу бедных братьев во Христе.

Первое, что он сделал, став епископом, — убрал предметы роскоши из архиерейского дворца и вырученные от их продажи средства отдал больницам и нуждающимся. Он настолько был пропитан Духом Святым, что житие его можно назвать ангельским, это раздражало людей, особенно тех, кто жил во грехе и разврате. Конечно, была и зависть к его ораторскому дарованию и высокому положению. Против святого Иоанна было сфабриковано дело, и проповедника-обличителя отправили в ссылку. Но вскоре вернули, потому что в Константинополе началось страшное землетрясение, и народ потребовал возвратить им любимого пастыря, полагая, что стихийное бедствие — это кара Божия за его изгнание. Верный своему предназначению, Иоанн никогда не искал компромиссов, поэтому, вернувшись, продолжал обличать неблагочестивых граждан. Выступал святитель и против чрезмерной роскоши и жадности императорской четы и ее приближенных, называя их разбойниками, грабящими простых людей: «Как свиньи в грязи, они услаждаются, валяясь в нечистотах сребролюбия». Кому такое может понравиться? У святителя появились враги среди самых влиятельных людей столицы. Святой Иоанн знал, что за оскорбление царствующих особ можно лишиться жизни, но, когда вблизи храма Святой Софии соорудили серебряную статую императрицы Евдоксии, епископ назвал ее «беснующейся Иродиадой». Император не стерпел этого и вновь отправил святого в ссылку на самый край империи — в Абхазию.

Слава Богу за все!

Больной старец шел в Абхазию пешком, это была долгая, изнурительная дорога под палящим солнцем. До места назначения он так и не дошел — умер в селении под названием Команы 14 сентября 407 года. Великий подвижник Церкви, причастившись Святых Христовых Таин, предал Богу душу со словами, которые сегодня знает каждый христианин: «Слава Богу за все!». В этих словах итог всей земной жизни знаменитого проповедника.

Иоанну Златоусту принадлежат еще замечательные слова: «Жить во славу Божью». У нас сейчас есть уникальная возможность осуществить этот принцип в нашей жизни. Третий год идет специальная военная операция на Украине, героически воюют наши ребята. Всем, чем можем, мы должны им помогать — продуктами, теплыми вещами, печками для обогрева и, самое главное, — молитвой. Мы можем и должны молиться за наших воинов — в этом наш христианский долг.

Житие каждого святого — это напоминание нам о том, что можно побеждать свои греховные страсти, любые трудности и искушения, если ты с Богом. Будем молиться святителю Иоанну Златоусту о том, чтобы он помог нам нести свой крест. Как нес его сам, до конца верный Богу.

Ольга Стрелкова
Поделиться в: