Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Мужской разговор

Иеромонах Герасим (Шевцов) говорит о своей жизни и воспитании сыновей просто и скромно. И живет так же. Настоятель храма в честь Рождества Христова в селе Каменная Сарма, духовник многих прихожан и отец троих защитников Родины в общении легок и прям, добр и сердечен. В феврале, когда празднуем День защитника Отечества, беседуем с ним о воспитании будущих мужчин.

Меньше слов, больше дела

Мои сыновья всегда были со мной, участвовали во всех моих делах. Мое поведение с ними стало их стержнем и основанием. Все, что я делал, выполняли и они, начиная с малых лет. Я был когда-то охотником, рыбаком, работал в совхозе, колхозе, инспекции рыбохраны – они всегда находились рядом со мной, им было интересно. Они научились хорошо стрелять, водить машину с малого возраста. Видели, что я старался вести правильный образ жизни, быть честным во всем. Я проходил срочную службу в войсках специального назначения, это их вдохновляло. Они с детства занимались спортом, стремились быть сильными и настоящими патриотами. В свое время в Энгельсском районе они были, так сказать, чемпионами по подтягиванию.

В воспитании детей обязательно должен участвовать отец, быть во всем примером для них. Я старался никого не обижать, не осуждать, они это видели. В свое время двое сыновей не смогли с первого раза поступить в военный институт – одного комиссия забраковала, у другого тоже не получилось. Они могли поступить куда-то еще, но год готовились и все-таки поступили в следующий раз. Слава Богу, закончили хорошо, служат в Росгвардии.

Старший сын работает на кафедре огневой подготовки, полковник, средний сын – заместитель командира полка в Екатеринбурге, в скором времени должен ехать в командировку, сами понимаете куда. Меньший сын – оперативный дежурный, служит в Москве в звании капитана. Один из них шесть раз на краповый берет сдавал. И сдал. Эти береты у всех троих есть.

Порядочность и строгость

Прежде всего, для будущих мужчин отец должен давать основы порядочности, тогда все будет хорошо. Сыновья мои все верующие – но это не моя заслуга, Бог управил, и снохи верующие, причащают детей. Думаю, Господь их не оставит.

Я всегда был строгим. Думаю, что сюсюканья быстро перевернут все с ног на голову. Мальчишки – такой народ шкодливый, если их в строгости не держать, то ничего не выйдет. Ремня они получали, но сейчас мне благодарны.

Мальчишка должен быть сильным, развитым физически, смелым, патриотом – защитником Отечества. Чтобы не задумываясь пошел защищать Родину. Если надо – значит надо. Прятаться, отсиживаться, за границу уезжать, как сейчас модно стало, – это недопустимо. Если не мы, то кто? Сыновья должны быть воспитаны в таком духе. Мы о патриотизме говорили, но больше их стимулировал мой краповый берет. Они с детства знали, что это честь спецназа.

Мужское смирение

Смиренным мужчина тоже может и должен быть, но смирение его должно, прежде всего, заключаться в любви. Не должно быть грубости, нахальства, но и нельзя давать садиться себе на голову, мера должна быть во всем. Смирение должно быть в уважении к старости, к немощи. Нельзя перед больными и стариками возноситься. Главой семьи нужно быть – держать власть в своих руках, авторитет мужской в семье необходим, иначе об отца и мужа начнут ноги вытирать. Женщине можно уступать в мелочах (смеется), но не в главном.

И помогать жене надо с детьми, даже с маленькими, понимать, что она тоже весь день работает. И целыми днями и ночами она не может одна с ними управляться. Ночью встать к кричащему младенцу и дать жене поспать – это нормально, он же такой же мой ребенок, как и ее.

Все воспитание должно строиться на примере. Ребенка не обманешь. Можно сколько угодно беседовать, а вести себя не так, как учишь. И какой от этого толк? А если парень видит, что отец по-доброму относится к жене, к старикам, что он бескорыстно готов снять последнюю рубаху и отдать нуждающемуся, то он так же должен делать. Без доброты и любви нельзя.

Мудрый родитель не должен лезть в жизнь взрослых детей. Нужно дать им свободу в действиях. Так и наши родители поступали. Молиться только нужно всегда, чтобы Господь вразумил их, сохранил.

Мужская безответственность бывает от избалованности. Если человека воспитывали так, что он получал все, что хотел, то из этого не следует ничего хорошего. Баловать ребенка, особенно будущего мужчину, не надо. Потому что он вырастает под крылом у мамы, которая все позволяет, и потом начинаются проблемы и даже измены: понравилась – женился, надоела – бросил, изменил. Это же недопустимо. Если ты решил быть с человеком – надо идти до конца. Все беды из-за баловства.

Даже если одна женщина воспитывает, нужно быть строгой, но не растить из сына «тряпку». Больше давать поручений, спрашивать, чтобы до конца все доводил.

«Делай, как я»

Раньше в армии была такая поговорка: «Командир говорит: “Делай, как я”, а замполит говорит: “Делай, как я сказал”». Понимаете разницу? Если ты сам чего-то не умеешь, как ты можешь чему-то научить? Женщина не может сказать сыну: «Делай, как я», поэтому сложно бывает. Нужно много мудрости и молитвы, тянуть к вере ребенка. Тогда Божий Промысл все управит. В подростковом возрасте нужно, чтобы мальчишка, парень не стеснялся своей православной веры и не отпал от Церкви. Если женщина сама не может убедить сына остаться в храме, нужно, чтобы священник с ним поговорил.

У меня папа ушел из жизни рано, едва я закончил восемь классов. Я старался помогать матери, было видно, что ей тяжело – работала на двух работах, нас трое детей. Старалась, чтобы мы ни в чем не нуждались. Такая боль у меня всегда за все это присутствовала, поэтому все что мог для нее делать – делал, помогал. Отца тоже помню строгим: один раз мы просто что-то жгли в каком-то железном помещении, он увидел дым, подумал – курим. Попало по полной программе. Поэтому я не имел права неправильно себя вести. Я видел, что мама всегда молилась. Думаю, по ее молитвам Господь сохранил нас от многого зла, не дал скатиться.

Средний сын должен вот уехать. У него жена, двое детей. Она переживает, молится. Но куда деваться? Надо ехать, и она это понимает, и готова с этим согласиться. Будем молиться.

Мужчине, если Родина призывает, а он убегает, оправдания нет. Сегодня они убежали, а завтра придут к нам. И как быть детям, старикам? Добровольцем идти похвально, положить голову за Родину – честь для мужчины. Если будет по-другому, то и нас не будет. Женщина тоже может быть мужественной, сколько женщин врачей, медсестер там сейчас помогает.

Ко мне иногда приходят родители подростков, когда те начинают говорить, что Бога нет, просят побеседовать с детьми. Тогда я стараюсь к каждому человеку найти подход, со всеми нужен свой разговор, все разные, одного шаблона нет. Но когда мы стремимся сделать для человека что-то хорошее, склонить его на сторону добра, Господь помогает. От меня как от человека здесь мало чего зависит, душу спасает Господь. Если что-то получается, не моя это заслуга, а дело Божье.

Об испытаниях

Когда жена моя умерла – было очень тяжело. Тогда отец Сергий Захарья со мной поговорил и посоветовал прийти к Богу. Только с Ним я пережил это испытание. Так и я стараюсь поступать с людьми. Приходилось чуть ли не из петли людей вытаскивать, потому что всякие бывают несчастья и испытания.

Когда человеку тяжело, он в унынии и отчаянии и приходит ко мне, я стараюсь это горе на себя перенести, сострадать: ему плохо, и мне должно быть плохо, потому что он пришел ко мне разделить свое горе. Я не имею права махнуть рукой. Человека надо выслушать, принять участие в его жизни, помолиться с ним, направить – и Господь поможет.

Татьяна Уютова
Поделиться в: